Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Перед нами два мнения.
(1) Хафец-Хаим считает (שמירת הלשון ח''ב פי''ט), что если еврей – даже если он не исполняет все заповеди и при этом все же полагается на Всевышнего, то (Теилим 32:10): "Уповающий на Всевышнего окружен милостью". Это означает, что обещание Всевышнего дать евреям Страну касается также и евреев-грешников. Главное, чтобы они не выступали против Торы; как сказано (Бемидбар 14:9): "Только против Всевышнего не восставайте".
(2) Раби Эльханан Вассерман (בקובץ מאמרים) приводит Рамбама (בשמונה פרקים[1]), который, рассматривая ошибки праотцев, писал на тему – может ли прегрешение лишить награды? При этом Рамбамом, в частности, рассматривался случай нашего праотца Яакова, который, как известно, опасался встречи с Эсавом, своим братом. Заключение Рамбама: возможно, грех приводит к потере обещания Всевышнего[2].
На основании этого, рав Вассерман заключает: прегрешение отменяет обещание, данное Всевышним. Но даже в таком случае надо уповать на Творца.
Как видим, рав Вассерман спорит с Хафец-Хаимом, утверждая, что даже обычный грех (без восстания против Всевышнего) может отменить обещание Творца вернуть Яакова в Эрец Исраэль.
В то время как Хафец-Хаим может объяснить Рамбама иначе. А именно: наш праотец Яаков полагал, что обычный грех (не восстание) может привести к отмене обещания Всевышнего. Но в этом он ошибался.
PS. От себя добавлю: спор принципиальный. Ибо большинство евреев Тору не соблюдают. Но и против Творца, вроде, не восстают.
Как видим, на вопрос: "полагается ли нам Эрец Исраэль?" – имеем два противоположных ответа.
[1] Вступление в Пирке-Авот.
[2] Иначе, почему он боялся Эсава?
Читайте: тема Святая земля — Эрец Исраэль
Теги: Темы Торы