"Пусть увеличатся наши заслуги,22 сентября 2014 года, 23:21 как (зерна) граната". Так мы говорим на Новый год. И еще произносим: "Запиши нас в Книгу заслуг". И это очень странно. Судите сами. Если у нас есть заслуги – они будут записаны и учтены. А если нет – ничто не поможет, никакая просьба. Поскольку то, чего нет, Судом учтено не будет ни при каких обстоятельствах. И не поможет даже то, что на небесах у нас есть надежная протекция ("избранный народ"). Тогда зачем мы просим? В какую книгу хотим попасть? Ведь единственный способ – пойти и заслужить, пойти и сделать хорошие дела, выполнить заповеди и пр. Очень странный обычай: сидит все семейство за столом, отец разрезает гранатовый плод и проникновенно говорит: да будет у нас столько заслуг (на Суде), сколько зерен в этом гранате. Что значит "будет"? Они или уже есть, или их нет – и ничем не вымолишь. Читать дальше |
Шли, шли и снизошли19 сентября 2014 года, 15:31 Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?) В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник. Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал. Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил. Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают. Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей! Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: Читать дальше |
Скромная граница нашей скромности16 сентября 2014 года, 23:55 Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ждать от жизни такой? Раби Рафаэль из Баршада говорил, что у него есть отговорка (тируц) о каждом его грехе – кроме одного. "Если меня спросят, почему не учил все время Тору – отвечу: был невеждой, мало знал. Если спросят, почему не молился, как надо, и сделал так мало хороших дел другим людям – отвечу, что не было времени, потому что занимался семьей. Если спросят, почему не постился, как подобает, – отвечу: был слаб физически, простите. После чего скажут мне: если ты такой, как сказал, то у тебя вообще нет заслуг. Тогда почему Читать дальше |
Взятка плохому началу13 сентября 2014 года, 23:55 О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – уступая в малом, но ведя свою линию в большом, об этом все знают. На сегодняшней утренней сихе узнали в моем районе, что бывает и наоборот. Причем активной стороной является именно ецер. Он дает взятку, а мы ее берем. Дело происходит так. В начале ецер, который, как известно, никогда не устает и никогда не отказывается от своих планов, говорит еврею: хорошо, я вижу, ты утомился в битве со мной, даю тебе передышку – делай что хочешь, начиная с элуля, труби себе в шофар, готовься к суду, молись и кайся. Потом проведешь оба судебных дня – вымолишь себе прощение – отпразднуешь праздники с лулавом. Но затем все! Я возвращаюсь – и о прощении можешь забыть. Короче, даю тебе перемирие, но не мир. Читать дальше |
Ослиные уши9 сентября 2014 года, 22:11 украшали, как известно, голову греческого царя Мидаса. В связи с этим вопрос: можно ли говорить лашон-ара, когда никто не слышит? А можно ли, когда спасу нет как хочется произнести не совсем кашерные вещи о другом человеке, наговорить устный лашон-ара на диск |
Будни перевода6 сентября 2014 года, 15:44 В свое время мной уже переводился трактат Пирке-Авот – для сидура на субботу. Но то был скорее литературный перевод. А теперь надо – строгий, с комментариями, и там если и пытаться писать на высоком русском, то вольности не пройдут, все очень серьезно. Простой пример. Начало второй главы. Написано: רַבִּי אוֹמֵר, אֵיזוֹהִי דֶרֶךְ יְשָׁרָה שֶׁיָּבוֹר לוֹ הָאָדָם, כֹּל שֶׁהִיא תִפְאֶרֶת לְעוֹשֶׂיהָ וְתִפְאֶרֶת לוֹ מִן הָאָדָם. וֶהֱוֵי זָהִיר בְּמִצְוָה קַלָּה כְּבַחֲמוּרָה, שֶׁאֵין אַתָּה יוֹדֵעַ מַתַּן שְׂכָרָן שֶׁל מִצְוֹת. Мне был предложен такой вариант: Читать дальше |
Спасти от смерти31 августа 2014 года, 15:59 Понятно, что, если кому угрожает смертельная опасность, и ты можешь помочь – обязан помочь. Правда, что делать в случае, когда ты сам попадаешь в эту смертельную опасность и именно из-за того, что бросился спасать? Часто приходится решать самому, потому что времени на обращение к раввину нет. Особенно когда самого раввина и надо спасать. История. Случилось это во время полной победы большевизма над царизмом. Рассказывают, что пришли большевики в одно местечко и объявили, что они освобождают еврейский пролетариат от засилья еврейских капиталистов. Читать дальше |
Оправдать неоправданное28 августа 2014 года, 15:45 Сначала анекдот-притча, только сегодня услышал, честно. Занятия в колеле начинаются в девять. Сидит человек и учит Гемару. Вдруг звонок. Звонит его товарищ: "Хаим, я опаздываю минут на семь с половиной. Можешь на моем столе Гемару открыть? Ну, мол, я пришел вовремя и вышел на секунду?" – Хаим отвечает: "Могу, но сегодня йом шлиши (вторник), а во вторник (йом-шлиши) наш рош-колель (раввин) не приходит (библиотечный день?). Забыл, что ли?" – Тот говорит: "Ничего не забыл. Я не для раввина (рош-колель) прошу. А для Ашема (Всевышний), Он-то всегда с нами!" Читать дальше |
Перышко как взятка26 августа 2014 года, 17:19 Подошел один еврей к раввину и снял в его сюртука перышко. Раввин сказал "спасибо" и добавил: "Но знай, отныне я не могу быть судьей в любом твоем иске". Он был даян, судья рабанута, раввинского суда. Снятие пера со своего костюма он расценил как взятку, а взятки судьям строжайше запрещены. Ни слова я не сочинил. Так написано в Талмуде (Ктубот 105). Любое деяние (а тем более денежный подарок), совершенное с целью воздействовать на резолюцию суда в свою сторону – в обход постановления Торы – это взятка. Мой пример. Человек говорит плохие вещи о другом еврее. Подходит друг и хвалит его за такую смелость, открытость и правду. Оратору лестно (он получил словесную взятку). Результат: вещун будет продолжать поносить свою жертву, что является жутким нарушением запрета. Ну и чем отличается взятка от подарка? Ничем, если подарок дается с той же целью – извратить правильное решение, превратив его в анти-Тору. В нашей жизни таких примеров – миллиард и еще 100500. Так что нечего мне рассказывать сказки о том, что да, взятки запрещены, но нас это не касается. Читать дальше |
Осторожно, бандиты на дороге!22 августа 2014 года, 05:00
Перед субботой – таков наш обычай – дают цдаку. Чуть больше, чем в обычный день. На эту тему рассказ. Даю по своему конспекту, т.е. на пределе краткости. Времени нет. (Я про ваше время.) ** Раби Ицхак-Дов Соловейчик (автор Бейт-Алеви). Всегда помогал бедным, как мог. У него был обычай – как только у него появлялись деньги, тут же отдавать их бедным. Бедные об этом знали и всегда ждали момента, чтобы им воспользоваться. Однажды, когда он был еще очень молодым раввином, он устроил свадьбу одному городскому богачу. Тот передал ему деньги в конверте, и все поняли, что то была немаленькая сумма. Тут же подскочил к нему один бедняк и стал рассказывать про свои проблемы. Рав, не глядя в конверт, без всяких слов передал ему все деньги. Читать дальше |