Снова об ответственности1 сентября 2013 года, 12:08 А вот еще эссе. Чистый романтизм. Можете не обращать внимания. Я бы сказал, крик души, если б этому тексту не было сто лет в обед, еще в юности писал, а теперь посмотрел – и вдруг подумалось – ой, это же на Рош-Ашана. ** Эпиграф 1: "Можете не исправляться, я потерплю", Иоанн Фогт, "Кодекс дипломата". Эпиграф 2: "Все свободны", старшина Егор Страшной, Мукачево, гауптвахта, отбой на ночь, июнь 1970 года. ** Есть множество причин, в силу которых мы можем кого-то призвать к ответу и просто воззвать к его совести: прекрати! одумайся! исправься! – И неважно, человек это или целая группа. Допустим, мне не нравится бюрократическая машина, работающая якобы на государство, но мешающая, как мне кажется, именно государству, словно маховик, раскрученный внутри механизма в обратную сторону. Или мне не нравится руководство ведомства, где приходится работать без надежды на настоящее творчество, от которого всем была бы польза (допустим, таков мой самообман). Или мне не по нраву соседи за окном автобуса (жилого дома, неважно чего, просто прохожие): кричат, ведут себя неприятно, мешают. Читать дальше |
Хурва и Храм30 августа 2013 года, 14:59 Продолжаю извлекать из архива (с жесткого диска своего развалившегося компьютера) старые работы. Вот, допотопный фельетон эпохи Третьей интифады (انتفاضة). Всякие исторические детали, ныне напрочь публикой забытые, даны в сносках. ** Это не вымысел. Так все и было, почти так. Только речь своего собеседника чуть подредактировал. Еду на днях в такси в Бейт-Хорон по Голде-Меир. Шофер-араб нервничает, говорит, что там опасно. Я занят попытками дозвониться по пелефону, связь то пропадает, то снова оживает, мерцая, как озябший светлячок. - Ты что, ребе, не боишься? Читать дальше |
Слихот22 августа 2013 года, 12:00 Благословение Всевышнему! Вышел в свет "Полный Сборник Слихот (нусах Лита)" в переводе на русский язык. В нем текст на святом языке, перевод и транслитерация (запись еврейского текста русскими буквами). Том получился немаленький – около 750 страниц. В него вошли все слихот, которые произносятся в ашкеназских общинах в последнюю неделю элуля, а также в "дни исправления" – до Йом-Кипура. Там же – освобождение от обетов накануне Рош-Ашана. И еще в этом сборнике, который недаром назван полным, есть все слихот из сидура. Т.е., слихот, которые произносятся после праздников на второй день недели, на пятый и снова на второй. И слихот, которые мы говорим Десятого тевета, в пост Эстер и Семнадцатого тамуза. Том начинается письмом-брахой от одного из руководителей нашего поколения, раби Шмуэля Ойербаха, шалита. Благословение – всем, кто участвовал в проекте, и всем, кто произносит слихот, умоляя Всевышнего сжалиться над Своим народом, проявить к нам милосердие и облегчить наше пребывание в затянувшемся тяжелейшем галуте (рассеянии). Читать дальше |
Пахан – Правда – Любовь20 августа 2013 года, 01:39 Из всего разнообразия идей, управляющих миром и людьми, можно выделить три основные, генеральные, на фоне которых все остальные – лишь варианты этих трех. Но сначала, для зачина, приведу выдержки из писем, которые я получаю постоянно от разных людей, главным образом евреев, посещающих сайт Толдот (часто вполне религиозных и даже соблюдающих). Читать дальше |
"Монти"16 августа 2013 года, 10:01 В прошлый раз я вывесил тут одну лит. заявку. Почему не вывесить вторую? Предлагаемый текст шел, действительно, как литературная заявка на документальную серию телевизионных передач "Тропами еврейской истории", а также как начало киносценария для мюзикла "Монти". Два проекта в одном контенте. И из них не один не прошел, ура, поскольку все накрылось все тем же приснопамятным кризисом. Итак! ** ** По городским проспектам мчится карета, украшенная дворянскими гербами. Народ провожает ее взглядами, городовые на перекрестках отдают честь. Два немца стоят в дверях булочной, чинно курят трубки. Один говорит другому, кивая на карету: "Каждый русский есть лихач". "Я-я, – соглашается второй. – Чистые разбойники". Несется карета, молодой возница привстал на облучке. Он размахивает кнутом, громко смеется, присвистывает во всю мочь. На нем ермолка, по ветру развеваются пейсы, борода стоит дыбом. Читать дальше |
Комиссар Закс9 августа 2013 года, 18:00 Этот мини-рассказ шел в свое время как вступление в Литературной заявке на телесериал "Наши евреи" (рабочее название) для TV России. (Заявку приняли, но их накрыл кризис.) Тема рассказа: российское еврейство. (А для нас здесь с вами – еврейское единство. Что особенно важно перед Рош-Ашана, когда судится не только каждый еврей, но и весь народ в целом.) В литзаявке еще был эпиграф из книги некоего А.Адлера, которую я в детстве нашел в библиотеке деда, называлась она "Контур личности". Эпиграф такой: "Перед нами редкий случай, когда осознание единого национального характера не только не уничтожило мозаику племенных различий, но сделало ее еще более яркой и цветной". (Поясняю: это он о евреях.) А теперь сам рассказ. Читать дальше |
Зачем надо "прилепляться"?9 августа 2013 года, 07:30 Приходит человек на урок Торы – что называется начинающий еврей, о Торе до того мало что слышавший, а тут вдруг жена предложила сходить, почему нет? – приходит он на урок, а там ему говорят буквально с трибуны: "Истинного совершенства человек может достичь, только прилепившись к Всевышнему, т.е., достигнув состояния двекут, подлинной близости к Творцу мира". А теперь вопрос: придет ли наш еврей, воспитанный в России во второй половине предыдущего века, воспитанник университетов и русской культуры, второй раз на такой урок? Я бы пришел, вы бы пришли – но я спрашиваю про него: придет или нет? Читать дальше |
Клоуны и капуста2 августа 2013 года, 18:01 Все чаще встречаюсь с критикой Торы "справа". "Левая" критика понятна и привычна: дескать, Тора придумана людьми (ндБ), она тенденциозна, устарела, неправильна и неверна с точки зрения этики, науки и, вообще, сегодняшнего дня. – Это очень скучная и банальная критика. От нее мы уже веками не слышим ничего нового. Но критика "справа"! В прошлые времена у нее не было шансов возникнуть – только сегодня! Читать дальше |
Где Всевышний? + Подведение итогов обсуждения28 июля 2013 года, 05:19 Очень мне нравятся слова, вывешенные на Толдот в виде эпиграфа. Эпиграф постоянно обновляется, но мне чаще всего попадается именно этот: «Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают» (Раби из Коцка) По-моему, я его сам предложил когда-то редакции Толдот. Мы обменялись своими коллекциями. Так вот – на тему этого эпиграфа. Представим себе такую ситуацию. Человек молится, надеясь получить с неба то, что ему нужно на данный момент. Очень нужно. Но с неба ему этого не дают. День не дают, два не дают, год не дают. Никакого ответа. Он молится еще сильнее. Тот же результат. И тут приходят двое и дают советы. Читать дальше |
Достойны ли евреи возвращения в Эрец Исраэль?26 июля 2013 года, 17:52 Перед нами два мнения. (1) Хафец-Хаим считает (שמירת הלשון ח''ב פי''ט), что если еврей – даже если он не исполняет все заповеди и при этом все же полагается на Всевышнего, то (Теилим 32:10): "Уповающий на Всевышнего окружен милостью". Это означает, что обещание Всевышнего дать евреям Страну касается также и евреев-грешников. Главное, чтобы они не выступали против Торы; как сказано (Бемидбар 14:9): "Только против Всевышнего не восставайте". Читать дальше |