Часовые из агады2 мая 2013 года, 13:32 Достаю из литфонда. ** ** С любым из соблюдающих евреев такое иногда случается: время молитвы застает тебя в дороге — и ничего не остается, как отойти в сторону и помолиться. Поэтому про эпизод, который произошел у меня в переходе между станциями московского метро, я бы даже не вспомнил, если б не явная реминисценция из агады. Сказано, что, когда народы мира узнают, какое благословение прольется на них, если все евреи станут соблюдать заповеди Торы, они приставят к каждому из нас человека с ружьем. Почему с ружьем? По одному варианту: чтобы охранять. По второму: чтобы заставить соблюдать заповеди. Так вот, в кои-то времена оказался я в московском метро. Читать дальше |
Справа26 апреля 2013 года, 07:19 Немного странное место в Святом тексте. Прочтите текст 110 главы книги Теилим. Лучше на иврите. Но можно и по-русски, если использовать наш перевод (дан ниже). Кстати, указанная глава (или псалом, как говорят в Европе) любима образованными людьми многих стран и эпох. Начало такое: Неу́м Адон-о́й ладони́: шев лими́ни, "Сказано Всевышним (Адон-ой) господину (ладони́, укороченная форма от ле-адони): сядь справа от Меня". Читать дальше |
Начальник Сальвадора и наша фирменная скромность25 апреля 2013 года, 12:28 Иногда остаются у меня разные истории, связанные с уроками цикла "Еврейское поведение". Не истории с урока, а истории с самим уроком, то, что произошло на нем или сразу после него. Или послеурочные, запоздалые мысли. Вот, одна такая. Ей более трех лет. Архивная запись, еще на винили. Читать дальше |
Новая порция19 апреля 2013 года, 06:20 Продолжаю извлекать из архива свои пересказы коротких эссе рава Зелига Плискина на темы, извлеченные им из книги раби Элиэзера Элияу Деслера "Миктав ме-Элияу". Сегодня – как вести диалоги (продолжение прошлой трансляции). Обратите внимание на первую сноску – супер! ** ** Об умении встать на сторону оппонента Читать дальше |
Мир как история еврейских букв18 апреля 2013 года, 13:26 Из архива. Предупреждаю, текст огромен. На любителей. И на тех, которые постоянно спрашивают на уроках про Кабалу. Так что считайте моим ответом. ** ** 1. Написано в Торе (Шмот 32:15-16): "И повернулся, и спустился Моше с горы – и две Скрижали Свидетельства в его руке… Эти Скрижали – деяние Всевышнего, а это письмо – письмо Всевышнего, высеченное на Скрижалях". Для чего сказано, что письмо, запечатленное на Скрижалях, – письмо Всевышнего? Если для того, чтобы сообщить, что Сам Творец написал его, как поясняет Раши, то зачем здесь повтор ("письмо – письмо Всевышнего")? Не проще бы было написать – "Скрижали – дел рук Всевышнего, Его письмо, высеченное на Скрижалях"? Читать дальше |
Мозги и сердце12 апреля 2013 года, 08:32 Еще один текст из архива. (Я тут скоро ПСС опубликую, но никто меня не останавливает.) ** ** Обычно субботу я встречаю в синагоге "Арух-Ланэр" (северный район Иерусалима "Рамат Шломо"). А затем спускаюсь на субботний маарив в синагогу "Хазон-Иш", это минут 15 тихим ходом. В этот раз моим попутчиком оказался сосед по кабалат-шабат, хасид из белзских, который шел на молитву в ешиву "Рава Соловейчика". Человек в высшей степени образованный, умный и приветливый. Читать дальше |
Как обзовется, так ему и отзовется12 апреля 2013 года, 08:07 С положением, о котором сейчас расскажу, знакомы многие (я проверял). Но не всегда знакомы внятно. Вроде, правило и правило. А на самом деле, оно далеко не тривиально. Я бы сказал, одно из самых основополагающих. Неудивительно, что много веков его от нас скрывали, замалчивали. И только совсем недавно (в масштабе еврейской истории) нам его раскрыли. Читать дальше |
Две с половиной истории о трех ветвях нашего народа5 апреля 2013 года, 08:24 Еще один текст, обнаруженный в моих загашниках (сусеках, амбарах, архивах, лабазах; скоро общий объем приблизится к паре гига; поболе, чем у графа в одноименных войне и мире; может, на бумаге издать?). Итак, моя жена профессионально ухаживает за старушками (называя их «бабушками»), у нее такая работа. Ей нравится, а я ужасно доволен: хоть кто-то из нас двоих делает людям хэсед. На днях пришла от одной из своих «бабушек», рассказывает: «Сегодня выслушала историю — не поверила». И рассказала. Читать дальше |
Раби из Ляд, или Круги Эйлера3 апреля 2013 года, 15:23 В городе (не Ляды), где жил раби Шнеур Залман из Ляд, автор Таньи, проживал один известный в ту пору даршан, который умел наставлять народ. И так у него здорово получалось, что на его беседы собирались толпы. Слушали его затаив дыхание, он всех поучал, многие плакали, обещали исправиться, соглашались с ним – а он ходил из синагоги в синагогу и продолжал в том же духе. Можно сказали, его любили слушать. Народный учитель. И вот однажды раби из Ляд обратился к нему: - Ты всех поучаешь, и у тебя хорошо получается. Сделай замечание и мне, чтобы я тоже исправил свои пути. Задумался учитель: как он может сделать замечание великому учителю и мудрецу? Ведь тот по уровню знаний и святости много выше его! С другой стороны – и в просьбе нельзя ему отказать. У хасидов принято беспрекословно выполнять распоряжения своих адморов. Задумался даршан – и сказал буквально следующее [перевожу слово в слово, оригинал лежит передо мной]: Читать дальше |
Третья порция22 марта 2013 года, 07:58 Продолжаю острый эксперимент по отпугиванию посетителей своего блога. Пересказы коротких топиков на темы еврейского мусара (этики), составленных равом Зелигом Плискиным по мотивам книги раби Элияу Элиэзера Деслера "Михтав ме-Элияу". Я в этой цепочке – третий, т.е. крайний. Если получились лозунги – виноват один я, человек воспитанный на культуре соц-кича. Читать дальше |