Мой фараон10 января 2013 года, 06:10 Боюсь, это не про Моше и фараона рассказано, а про меня самого. Читаю и узнаю себя – в каждой детали – с тонкими подробностями. Судите сами. Сначала приведу рассказ как есть. Читать дальше |
Притча о добром юноше4 января 2013 года, 14:00 В одном селении жил юноша, который любил людей. Настолько любил, что всегда спешил всем на помощь и никогда ни в чем никому не отказывал. Повстречал его однажды ангел и спросил, чего бы он хотел получить в подарок от небес. Юноша ответил, что для себя он ничего не просит, но может предъявить небесам огромный список нужд других людей. Ангел пояснил, что ему нет дела до нужд других людей: «Чего просишь ты?» Подумал юноша и дал такой ответ: — Пусть небеса подарят мне возможность помогать другим людям по-настоящему. Чтобы никто не ушел от меня с пустыми руками. Чтобы никому я не сказал: извини, но тут я бессилен. Читать дальше |
Мой друг Серега – миллионер3 января 2013 года, 13:56 Итоговая резолюция симпозиума, который ровно три года назад мы с учениками провели в Москве. Тема: "Меценаты и отношение к ним". Пишу вкратце. Всем известно, что есть два особых вида испытаний – испытание бедностью (а иногда даже нищетой) и испытание богатством. Бедность неприятна, порой необычайно трудна – но, более-менее, почти все привыкли с ней справляться. По крайней мере, она не является той причиной, на которую человек может сослаться, оправдываясь в неблаговидных поступках. (Мы не говорим о случаях, когда бедность толкает на преступления. Давайте останемся в рамках цивилизованных людей.) Но не таково испытание богатством. Читать дальше |
Я бы так не смог28 декабря 2012 года, 12:02 Когда подбираю рассказы про мудрецов и праведников для своих видео-уроков, понятное дело, всегда руководствуюсь принципом – чтобы это было хорошей и нравоучительной иллюстрацией к материалу, который даю на соответствующий недельный раздел. Но есть во всем этом тайный умысел. Читать дальше |
Любить – навидеть – обижать27 декабря 2012 года, 09:24 Надеюсь, никто не обидится, если я предложу второй подряд пост на тему обиды? Первый был буквально на днях. Но чувствую, тут есть о чем говорить вновь и вновь. Дело в том, что читал я лекцию про обиду. И обидел – прямо на лекции – одну женщину. Написал статью про обиду. И обидел – прямо на обсуждении – одного мужчину (думаю, он был мужчиной). Произошло так. Некая дама в конце урока начала задавать мне вопросы – а это женщина отвечала вместо меня – и по собственной инициативе. То же самое со статьей: один посетитель форума задал вопрос – а другой стал ему отвечать с умным видом. И когда я робко вмешался – потому что ответы были не совсем "в тему" – мне заявили, что я их обидел. Читать дальше |
Обидная практика21 декабря 2012 года, 06:41 Одно дело, теория – не обижать других людей. И совсем другое дело – практика, "полевые условия". Первая история. (Обе истории мною придуманы, предупреждаю заранее.) Приходите вы в субботу в одну еврейскую ("русскую") общину. Полно людей, все стоят вокруг свитка Торы, приглашают к чтению одного юношу, называя его, как и положено: "Хосен такой-то". Хосен – это жених, если переводить точно. Так принято называть приглашенных к чтению Торы, если они – молодые, еще не женатые люди. Наш юноша этого не знал. Решил, по советской (!) привычке, вслух заявить свое недовольство: мол, нечего надо мной смеяться, я еще холост. Так и простоял с обиженным лицом, пока читался отрывок из Торы. Вторая история. Читать дальше |
Праздник Талмуда17 декабря 2012 года, 09:32 Барух-Ашем, сегодня большой праздник: вывешен последний, 44-й урок первой серии видео-уроков цикла "Учим Талмуд", которая посвящена Шестой главе трактата Бава-Мециа. Проделана огромная, сложная и полезная работа. Евреи, начинающие изучать Талмуд, получили пособие, которое призвано помочь им преодолеть первые трудности такого изучения, приобрести необходимые навыки учебы нового для них сверхсложного материала, понять структуру записей Устной Торы, логику и динамику ее выводов. Вместе с уроками ученики получили компактные конспекты к каждому уроку, куда вошли (1) перевод оригинального текста и (2) самые необходимые комментарии. Читать дальше |
Выбранные места из переписки с друзьями по скайпу13 декабря 2012 года, 19:43 (Два года в закроме пылилось, пора извлечь на Б. свет, – может, кому полегчает.) ** Мне: Ну, что я могу сказать? Нормальные у вас посты, рав Рувен, цепляют. Вот только проблема: не хватает любви на всех-то. К примеру, сосед мыл пол у себя дома, всю воду спонжей вытолкал наружу – и оставил лужу под нашей дверью. Все бы ничего, я бы даже не заметил, но дети вернулись из хедера – и вся грязь оказалась у нас дома. Субботу провели в грязи по уши. Сосед, конечно, святой человек – перед шабатом помыл пол дома, помог жене, просто цадик. А мне, что делать? ** От меня: "А мне что делать с такими людьми?" – классический вопрос. Тут нет места, но коротко можно пояснить, скажем, так. Читать дальше |
Костер зависти13 декабря 2012 года, 08:17 Эпизод из жизни выдающегося талмудиста и учителя Торы, раби Авраама Ицхака Глика[1]. (По книге "Беэр Ицхак" на трактат Гитин.) Рассказ о том, к каким печальным последствиям может привести зависть, когда один человек с трудом переживает успех другого. Не знаю, что в результате получится на бумаге (вернее, моем экране), – но сейчас напишу то, о чем устно поведал на днях – на уроке цикла "Еврейского поведения". (Может, это рассказ для детей? Понятия не имею.) Читать дальше |
Две версии Хануки7 декабря 2012 года, 06:23 С одной стороны, существует такой принцип (и я его сторонник): о еврейских традициях, в частности о праздниках, надо писать так, чтобы и детям было понятно. С другой стороны, что ни напишешь, жалоба какого-либо доброхота на несерьезность текста всегда поразит тебя, как стрела ахиллесову пятку. Ибо нашу публику хлебом не корми, но дай ей посмаковать что-нибудь из разряда философских обоснований, психологических конструкций и прочих украшений общекультурного дискурса[1]. Короче говоря, однажды у меня родилась идея одним ударом убить обоих зайцев: и детям предложить рассказ, и взрослых привлечь нестандартным взглядом, выраженным, как теперь модно говорить, чисто конкретно. А уж что получилось, судить не мне. Читать дальше |