Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Война не отпускает. И долго не отпустит, а значит, придется жить с этим давящим грузом. Но жизнь как-то, слава Богу, продолжается – и семья, и заботы, да и радость житейская никуда не делась, и работа с учебой.
Надеюсь, никто из нас учебу не бросил. Даже переехав с юга или севера Страны в центр. Многие сейчас переехали на время. Но учебу прерывать нельзя, этим мы помогаем армии. Вы помогаете?
Появилось несколько вопросов, я их нашел в раввинской прессе. Вопросы по алахе, еврейскому закону.
1) Человек снял квартиру на год в городе Нетивот. А теперь вместе с семьей съехал к другой город, к родителям и возвращаться пока не намерен. (Хозяин, кстати, тоже съехал, так что ему ситуация понятна.) Надо ли платить за аренду в конце года, как написано в договоре?
Если бы город Нетивот стал местом, в котором нельзя жить, вопрос имеет право на существование. Но дело в том, что большинство жителей города никуда не уехали и даже те, что уехали, собираются вернуться. А значит, за год придется заплатить всю сумму. Но можно вместо себя подыскать других съемщиков, это не запрещено, даже если хозяин не совсем согласен.
2) Человек едет в такси, раздается сирена, все бегут в ближайшее убежище. Счетчик продолжает работать. Кто оплатит?
Мы знаем, что, если такси стоит под красным светом, за эти минуты пассажир все равно платит. И то же самое в пробках. Но сирена – это онэс, непредвиденное обстоятельство. По закону, за онес не платят, если он не связан непосредственно с поездкой: сирена прозвучит, даже если человек не взял такси. Читаем в Шульхан-Арухе (חו"מ ס' של"ד סעף א'), что в случае онэса, который случился у нанятого работника, последний расплачивается. То есть наш пассажир свободен от платы за время с начала сирены до ее отбоя.
3) В подвале, который не использовался как склад для вещей, теперь устроили убежище. Надо ли вешать мезузу?
Это большой вопрос. В трактате Йома (лист 10-1) сказано, что первосвященник, который должен семь дней перед Йом-Акипурим изолированно пребывать в особой комнате при Храме, мезуза, по постановлению мудрецов, висела, поскольку для него это было постоянное место жительства (на этот срок). В то же время по поводу тюрьмы мнения мудрецов разошлись. Вроде тоже постоянное жилье, но все же там возможны переселения в другую камеру или в другое здание, так что постоянным такое жилье можно назвать с натяжкой. Оно скорее похоже на пассажирскую каюту парохода – или даже на матросский кубрик, но на кораблях решено мезузу не вешать, даже если приходится в таком помещении пробыть больше 30 дней.
По этой причине нет решения для убежища в подвале. Даже если там иногда едят и даже устраивают субботние трапезы. На практике поступают так: вешают мезузу, но без брахи.
Есть еще вопросы. Например, о раввине, который договорился дать урок Торы в городе Рховот, но там теперь сирены – может ли он отказаться от обещания? Или вот еще: амбуланс везет больного, раздается сирена, может ли бригада вместе с водителем оставить машину и укрыться в убежище, оставив больного в машине? Или им надо, несмотря на опасность, продолжить путь, чтобы спасти больного?
К сожалению, здесь в блоге слишком узкие поля. Поэтому завершаю подборку. Если людям интересно, могу продолжить в следующий раз.
Да упасет нас Всевышний от военных проблем в скорое время! Ам Йисроэль хай!