Надо ли потакать начальникам?3 июля, 17:55 Ровно 11 лет назад, почти день в день с сегодняшним, довелось мне в дальнем заграничье участвовать на симпозиуме с приятным названием, которое я вынес в заглавие. В том смысле, как себя вести перед начальниками простым смертным. Обсуждения были длинными и не тихими. Сейчас вывешу результат. Читать дальше |
Наказание, награда, прощение26 июня, 16:10 Лет 15-20 назад практиковалась в среде студенческих семинаров в рамках Торы система коллективных обсуждений на ту или иную тему. Помню, я сам составлял вопросники. Но без ответников. Тут главное – задавать вопросы не общего, а как бы личного характера. Например, что бы ты сделал на месте Моше в такой-то конкретный момент его жизни? как вел бы себя в огромной толпе, что пошла к горе Синай получать Тору? не испугался бы? обрадовался бы? |
«Проекты для еврейского народа — это так просто!»20 июня, 00:40 Самое главное тут — в конце поста. А начну я почти издалека. Мой друг поделился своим соображением на некоторую тему. Получилось резковато, я бы выбрал другие слова, но что-то во всем этом есть. Посудите сами. «Еще ни разу не довелось мне слышать (так сказал мой друг), чтобы хоть один богатый еврей испугался славы не совсем умного человека (тут я закашлялся). Он будет тратить свои деньги на любую блажь, искренне веря в то, что помогает еврейскому народу. Причем логика его неотразима: он богат — значит, умен. А раз умен, то сам знает, что народу нужно, а что вредит. И никто ему не указ. С последним аргументом трудно не согласиться. Какой из меня указ, когда я и на пенсию не наработал!» (Конец цитаты.) |
С кем из нас заключил Свой союз Всевышний у горы Синай?10 июня, 02:03 Вопрос не праздный, потому что считается, что союз был заключен со всеми евреями – не только с теми, кто стоял у горы в День вручения Торы, но и со всеми поколениями. Тем не менее, посмотрите, что написано: "Не с нашими отцами заключил Всевышний этот союз, но лично с нами, находящимися сегодня здесь, – и все мы живы!" (Дварим 5:3). Если быть точными, получается, что как раз с теми евреями, что вышли из Египта, союз заключен не был. А именно с нами! Впрочем, почему-то добавлено "с нами, находящимися сегодня здесь". Это где? Среди слушателей последней речи Моше нас с вами тоже не было. |
Договор с ребенком5 июня, 00:01 Дети не всегда понимают, что такое договор с родителями. Сейчас поясню, о каком договоре речь. Ребенок играл в игрушки, которые после игры надо убрать. Ему предлагают соглашение: или он прибирает игрушки и тогда вечером будет мультфильм, или он не прибирает игрушки и тогда мультфильма вечером не будет. (Такой пример мне предложили в комментариях.) Взрослые считают это соглашение честным. Маленькие дети его не понимают. Читать дальше |
Реплика на тему воспитания28 мая, 19:11 Глава 1 Сорок два раза в Танахе приведен запрет обижать сирот. Шмот 22:21: "Никакой вдовы и сирот не обижайте (не притесняйте, не делайте им больно)". Кто такой сирота? Кто тот, о ком написано в запрете? Можно предположить, что это тот, у кого нет родителей – ни мамы, ни папы. Но сказано "не обижай вдовы". У вдовы, возможно, есть дети. У них нет отца, но есть мать. Если обидеть ребенка вдовы – значит, обидеть вдову, а это запрещено. Получается, что запрет обижать того, у кого нет отца, уже приведен в запрете обижать вдову. Тогда о ком говорит запрет обижать сирот, о которых говорится вместе с вдовой? Очевидно, о тех, у кого нет матери. |
Ецер-ара: любимые приемы и слоганы22 мая, 14:43 Если мы услышали внутри себя голос, который произносит следующие фразы, знайте, что очень вероятно, это не наше мнение, а внутренняя трансляция на нас вашего ецера. Он нас зомбирует. Пытается нами манипулировать. Не поддадимся ему! 1) "Ура, я только что одержал победу над ецером (в каком-то локальном деле)!" – Классическая фраза нашего плохого начала. Он нас хвалит, показывает, что мы его победили, что дальше тоже будем побеждать. А поэтому поостережемся: нами начали управлять. |
Обычный текст о воспитании детей, хотя автор текста – тот еще воспитатель15 мая, 21:08 Приходит мама домой с работы. Усталая, вымотанная, ноги не свои. А дочка сидит в салоне и режется в компьютер [или что там у них сейчас в моде, я не в курсе]. Посуда, понятно дело, немытая. Полная раковина, Эверест до крана. - А чего так много посуды? - А Валька с Танькой заходили. Мы кофе пили. – И продолжает по клавишам дубасить [или по чему там?]. |
Спасение народа – дело рук самого народа7 мая, 19:44 Продолжаю переводить трактат Бава-Кама. Нахожусь ровно в середине четвертой главы – "Бык забодал четырех или пятерых". Тема супер! Почти никаких агадот, не на что отвлечься, нечем расслабиться. Логика запредельна, выводы разящи. И вдруг среди раскладов и доводов появляется просто рассказ. Я от таких даже отвык: со времен работы над Бава-Мециа – ни одной притчи, ни одного иносказания! "У рава Шмуэля бар Йеуда умерла дочь". Так начинается агада. И уже не отпускает до последней точки, после которой сидишь и думаешь: о чем все это? что это было? как с этим жить? |
Четыре сына. Мы с ними знакомы1 мая, 14:50 Прошел Пэсах, еще вкус мацы во рту, скоро начнется учеба. Вот и начнем ее сейчас, просто вспомнив, о чем и о ком мы читали вслух за столом в Пасхальный Сэдер. "О четырех сыновьях говорит Тора". Первый вопрос: где говорит Тора о четырех сыновьях? Чьи это сыновья? И почему сыновья, а не просто евреи? Второй вопрос: почему они задали именно те вопросы, которые задали? Мы бы на их месте спросили о том же, что и они? или придумали что-нибудь ярче и актуальней? |