Вере надо учиться8 сентября, 01:01 Несколько слов на тему, которая мне кажется важной. Раскрыть ее все равно не удастся даже близко, так хоть обозначу. Почему-то кажется, что ничто так трудно не дается евреям, которые возвращаются к Торе, как вера. Соблюдение тех или иных заповедей не представляется делом самым сложным: их человек или соблюдает – и тогда о нем говорят как о соблюдающем еврее, или не соблюдает – и тогда попытка не удалась. Но с верой сложнее. Читать дальше |
Когда не знаю, как ответить1 сентября, 01:23 Взявшись вести блог на Толдот, взял я на себя и обязательство отвечать на вопросы и реплики читателей, тем самым как бы поддерживая их интерес к сайту. И тут встал вопрос, каковы цели сайта. Не мои, а именно сайта. Если мне эти цели известны или я о них догадываюсь, то отсюда ясно следует, какой тактики и политики придерживаться. Потому что одно – привлекать евреев к Торе, и несколько другое – поддерживать интерес к Торе у тех, кто уже привлечен. Второе труднее, первое – быстротечней: почти всех, наверное, уже привлекли. А вот стать как бы привычным домом для тех, кому тут понравилось, это уже нечто новое, по крайней мере для меня, потому что быть постоянно интересным собеседником мне, например, трудно в силу своей природы: зануда не может быть интересным. Читать дальше |
Где наша личная граница?25 августа, 04:07 Сказано: вот вы переходите реку Иордан, чтобы овладеть Страной, которую Всевышний обещал вашим отцам; соблюдайте на ней все законы и постановления, которые я [эти слова произнесены пророком Моше] дал вам. Одна из первых фраз недельного раздела Р'э, "Смотри". Получается одно из двух: или вы не соблюдали законы Торы после ее получения на Синая до входа в Страну, но теперь нужно их соблюдать. Или вы соблюдали законы, однако теперь это будет делать во много раз труднее, так что старайтесь. Смотри, еврейский народ, не подведи меня. Все это сказано и про нас с вами – людей, которые жили вне Торы, а потом стали соблюдать заповеди. Мы и до тшувы были приличными, правильными людьми, но теперь Читать дальше |
Вы любите, когда вас ругают?18 августа, 00:20 Я не очень. Но ведь бывает же, когда кто-то недовольный мной говорит обо мне то, что мне крайне неприятно, причем прямо в лицо? Конечно, бывает. В последнее время реже, но по молодости да, такое бывало чаше, чем теперь. И как я к этому относился? Читать дальше |
Девятое ава и некашерный мамин торт11 августа, 00:49 Знаю, остался у меня долг. Взялся привести ответ на проблему, пунктиром обозначенную в статье со скромным названием "Иногда семейные размолвки портят настроение сильней, чем международная напряженность", выслушал кучу предложений от своих читателей, сказал – подождите, сел писать – и не смог. Не потому, что нечего сказать, а потому, что заранее знаю, некоторые не согласятся и обидятся. Если такое правило: давая совет, ответ, решение – смотри, чтобы этим решением не обидеть спрашивающего. |
Всеобщая еврейская мобилизация!4 августа, 12:00 Начну отрывком из Талмуда. Мне кажется, точно про наши дни. Сказали мудрецы (Санедрин 105-б): сказал раби Йоханан: как, судя по благословению, которое произнес злодей (Билам), можно понять, каким было его намерение? Он хотел произнести проклятие [и произнес его!], чтобы не было у нас домов молитвы (синагог) и домов учения: "Что хорошего в твоих шатрах, Яаков, в твоих жилищах, Йисраэль?" [Это вопрос. Потому что слова ма тову оолэха можно понять двояко: "что хорошего в твоих шатрах" и "как хороши твои шатры". Вопрос тождественен отрицанию: ничего хорошего в твоих синагогах нет!] |
Иногда семейные размолвки портят настроение сильней, чем международная напряженность30 июля, 08:00 Мама посещает дочь и внуков. Снизу на маме брюки, сверху непокрытая голова. Дочь – вполне себе харедимная женщина, живет в соответствующем районе, просит маму в следующий раз надеть платье или юбку, мама отказывается – на лицо проблема в семейных отношениях. Советов тут никаких не дашь. Каждая сторона стоит на своем, каждая из сторон любит другую и хочет, чтобы визиты были продолжены – но на ее условиях. |
Поправка дочерей Цлофхада к статье о наследстве24 июля, 17:35 Давно меня интересовала тема "Еврейский Закон и собственность". Наверное, в другой жизни я стал бы профессором по иудаике, историком-экономистом и писал бы на эту тему разные докторские работы в научных журналах. Хотя, как говорил мне мой руководитель в аспирантуре академик-кибернетик Владимир Викторович С.: "Профессор – несчастное существо, которое занимается любимым делом из-под палки". Вот я и не стал профессором-академиком. Но тема жутко интересная. В детстве, читая марксов Капитал, всегда задавался вопросом: почему, по словам всемирно известного экономиста, именно евреи придумали финансовую систему и почему они поклонялись богу Мамоне? Вы знаете, почему? |
Мазаль тов, реб Арье!17 июля, 19:17 В семье нашего стародавнего друга р. Арье Лейба Брука великое событие. Свадьба дочери! Огромный мазаль тов! А молодым: שיזכו לבנות בית נאמן בישראל Реб Арье, ты же не забыл, как долго и плодотворно работали мы с тобой в ульпане Толдот Йешурун, записывая видео-уроки по мусару и Талмуду, и как это было трудно делать со мной, потому что всем-то я недоволен, а с тобой, наоборот, любому человеку работать очень легко и приятно, потому что редко встретишь таких спокойных и приветливых людей, как ты, мой близкий друг и коллега! |
Гримасы языка9 июля, 19:59 На днях здесь, на сайте Толдот, меня рассмешила фраза "субботняя трапеза вечером в пятницу". Я заметил, что звучит несколько странно. Мне возразили – сразу несколько голосов – что ничего странного, нормальная русская фраза. Причем переведенная с английского. В оригинал я не полез, но хорошее настроение уже не покидало меня до вечера. Это как "кидуш в среду" или "пасхальный Седер в Шавуот". Хотя с другой стороны, я понимаю: как еще объяснить начинающему люду, что первое субботнее застолье проводят вечером… – когда? Не все ведь знают, что еврейская суббота началась с закатом солнца. К народам мира суббота придет в полночь, а у нас она в самом разгаре. Проблема, однако. |