Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Самое главное тут — в конце поста. А начну я почти издалека.
Мой друг поделился своим соображением на некоторую тему. Получилось резковато, я бы выбрал другие слова, но что-то во всем этом есть. Посудите сами.
«Еще ни разу не довелось мне слышать (так сказал мой друг), чтобы хоть один богатый еврей испугался славы не совсем умного человека (тут я закашлялся). Он будет тратить свои деньги на любую блажь, искренне веря в то, что помогает еврейскому народу. Причем логика его неотразима: он богат — значит, умен. А раз умен, то сам знает, что народу нужно, а что вредит. И никто ему не указ. С последним аргументом трудно не согласиться. Какой из меня указ, когда я и на пенсию не наработал!» (Конец цитаты.)
Выслушав тираду, я уточнил:
— А если бы мы стали богачами, вели бы себя иначе?
Друг задумался. Потом сказал:
— Если бы я был богатым, то по поводу любого проекта советовался бы со специалистами и экспертами.
— Если бы ты советовался с экспертами, — так я хотел ему сказать, но не сказал, — то не был бы богатым. Ибо для обогащения надо обладать авантюрной натурой, готовой на риск, что всегда идет в разрез с мнением специалистов. И еще — надо обладать известной долей везения. А это всегда с неба! Так что на пути к богатству тебе придется опираться только на себя и на веру в помощь небес. Это качество в тебе закрепится настолько, что скоро ты будешь доверять только себе и небесам (называя небесами свою интуицию). И когда придет время сочинять проекты для еврейского народа — ты тоже все предпримешь самостоятельно, несмотря на советы со стороны экспертов, советников и доброхотов. Пошлешь раввина в Тяньцзинь, дашь деньги на Кабалу, будешь возвращать к Торе миллионы уголовников.
Но не сказал.
А мысль простая: слава Богу, что Небеса не реализуют все, что мне кажется полезным, разумным и необходимым для моего народа в целом и меня самого в частности.
«Если бы я стал богатым». Может, потому и не стал, что иначе наделал бы таких дел, что потом самому бы стало страшно.
* * *
Приложения
Мне звонят и говорят: «Мы тут задумали перевести всю Кабалу на русский язык. Беретесь?» — Отвечаю: «А разве она не переведена дважды?» — «Наш босс хочет новый перевод. Он оплатит!» — «Нет, говорю, спасибо. Я занят. У меня полно работы». — «Мы ее тоже оплатим!» — «Нет-нет, ваш проект очень важен. Но не теперь. Извините!»
Мне звонят и говорят: «Мы тут задумали помогать евреям, которые в тюрьме. Им тоже нужна Тора. Вы дать им уроки не можете?» — «Дать уроки? По Зуму?» — «Нет, реально. Мы вас привезем, и вы прочтете лекцию. За порядок на уроке отвечаем: у вас будет охрана». — «Не понял. Куда привезем?» — «Записывайте: Исправительная колония №9 ГУФСИН, это под Новосибирском». — «Где-где?!» — «Не пугайтесь, ребе. Наша организация оплатит. Там уже пятеро еврейских уголовников за грабеж. Все хотят соблюдать!» — Еле отговорился.
Мне звонят и говорят: «У нас запрос из Тяньцзиня на лектора по еврейской Торе». — «Откуда?!» — «Из Тяньцзиня, это средний Китай. Университет хочет настоящего лектора, а не китайца. Наш комитет вам оплатит дорогу и общежитие. Китайцы рвутся к еврейским знаниям». — «Не понял! Это явно не ко мне». — Как не к вам? Раввин Г. вас рекомендовал. Сказал, что вы оттуда привезете кучу новоиспеченных евреев. Миллион или два». — «Вот он пусть и едет за миллионом. А я, извините, не могу».
(Все мои реплики я придумал, потому что грубить по телефону не умею. Только в глаза.))