Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Раздели с голодным хлеб твой»Йешаягу 58:7

С кем из нас заключил Свой союз Всевышний у горы Синай?

Отложить Отложено

Вопрос не праздный, потому что считается, что союз был заключен со всеми евреями – не только с теми, кто стоял у горы в День вручения Торы, но и со всеми поколениями. Тем не менее, посмотрите, что написано:

"Не с нашими отцами заключил Всевышний этот союз, но лично с нами, находящимися сегодня здесь, – и все мы живы!" (Дварим 5:3).

Если быть точными, получается, что как раз с теми евреями, что вышли из Египта, союз заключен не был. А именно с нами! Впрочем, почему-то добавлено "с нами, находящимися сегодня здесь". Это где? Среди слушателей последней речи Моше нас с вами тоже не было.

Чтобы понять, что на самом деле произошло, давайте обратимся к Раши. Комментатор на указанный стих пишет: ""Не только с нашими отцами". Т.е. добавлено одно слово – только, бильвад. Не с одними нашими отцами Он заключил союз, но еще и с нами.

И это большая новость для всех. (Новость в том смысле, что найдено нечто уникальное в тексте, то, чего раньше в нем не замечали.)

В чем новость стиха? Оказывается, не только с нашими отцами Он заключил договор (о том, что между ними произошло у горы Синай, мы и так знаем), но и с нами, там, на Синае, не стоявшими. Другими словами, Он заключил союз со всеми евреями всех поколений. И теперь нельзя прийти и сказать: а со мной ничего не заключал! Такому оригиналу скажут: ошибаешься, дорогой, и твоя душа стояла там, и твоя душа взяла на себя обязательство соблюдать заповеди, воскликнув вместе со всеми: наасе венишма, сделаем (заключим союз) и послушаем (и изучим, посмотрим, что это такое). Сначала сделаем, а потом посмотрим. – Такая вот новость. На все времена.

И только одно обстоятельство мешает нам принять это объяснение без оговорок. Дело в том, что после Исхода из Египта евреи на Синае, в момент принятия Десяти речений, т.е. в день Дарования Торы шестого числа месяца сиван 2448 года от Сотворения мира, стояли не одни. Шестьсот тысяч взрослых мужчин привели к горе из стана, раскинутого неподалеку, свои семьи: жен, детей и стариков. Несколько миллионов людей. И все они приняли Тору. И взрослые, и дети.

Впрочем, пока здесь ничего удивительного тоже нет. Дети взяли на себя обязательство вместе со всеми. Уж если за будущих евреев "расписались" их души, то тем более отвечали за себя живущие в том поколении люди. Но трудность возникает позже – на исходе сорокового года блуждания по пустыне. К кому обращается Моше со словами "не только с нашими отцами"? Понятно к кому – к поколению детей, которые тогда стояли у горы Синай. Их отцы умерли. Но они сами живы, а вместе с ними их сестры, матери и жены. Живы и готовы войти в Страну Израиля под руководством Йеошуа бин Нун. Вот они и слышат эти удивительные слова: не с нашими отцами, а с нами…

Для нас, всех остальных поколений евреев после той эпохи, здесь содержится новость, огромная новость: оказывается, не только с теми, кто вышел тогда из Египта, но и с нами! И относиться к этому удивительному известию надо соответственно: Всевышний заключил союз с нами, ныне живущими!

Но для того поколения выросших за сорок лет детей никакой новости нет. Они могли сказать: ну понятно, что не только с нашими отцами, но и с нами тоже; мы там сами стояли, помним все отлично – как вчерашний день.

Вставьте слово "только" в это предложение Торы, как предлагает Раши, и смысл необычайного сообщения для тех слушателей пророка пропадет. Тогда в чем новость фразы?

А в том, что для того поколения, Раши не читавшего и самому реально присутствовавшему при тех событиях, слово "только" вставлять не надо! Для них есть в этой фразе еще бо́льшая новость, чем для всех нас. Слова, обращенные к ним, звучат, как написано в тексте: не с нашими отцами заключен союз, а с вами.

Т.е. знайте, что с нашими отцами Он союза не заключал! А только с нами. Мы и были теми единственными, кто взял на себя обязательство соблюдать всю Тору. Мы одни! Только тогда они могли удивиться словам Моше: постой, как так одни? А что с нашими отцами? Моше им на это отвечает: отцы взяли обязательства на себя, но не на вас. Ваша часть обязательств взята вами. Как и всеми последующими поколениями.

Т.е. новость для каждого поколения (не только для тех детей, но для всех-всех, кому еще предстояло родиться) – в том, что оно обязано смотреть на себя как на единственное вошедшее в союз с Творцом там на Синае. Других не было. Только вы одни. Без отцов и предков.

Но это – новость для всех, кроме поколения детей. Они-то на самом деле там были, и сказать, что они там были – значит, ничего не сказать, им это и без того известно. Поэтому для них надо усилить новый элемент: не и вы в том числе (как для всех остальных поколений), но только вы.

И лишь теперь мы можем сказать, что новость была сообщена всем поколениям без исключения. Не с нашими отцами говорил Создатель, не с узким кругом избранных и достойных. Но со всеми нами, ныне живущими!

Не ссылайся на отцов. Считай, что их там не было. Смотри только на себя. Ты и есть тот, кто подписался Тору соблюдать вечно!

(У меня такое ощущение, будто об этом мной сказано в видео-уроках на сайте уже несколько раз. Но забывается ведь. Вот я и напомнил. Как минимум себе.)

Теги: Раши, Тора, Шавуот, Праздники, Моше