Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Глава 1
Сорок два раза в Танахе приведен запрет обижать сирот. Шмот 22:21: "Никакой вдовы и сирот не обижайте (не притесняйте, не делайте им больно)".
Кто такой сирота? Кто тот, о ком написано в запрете? Можно предположить, что это тот, у кого нет родителей – ни мамы, ни папы. Но сказано "не обижай вдовы". У вдовы, возможно, есть дети. У них нет отца, но есть мать. Если обидеть ребенка вдовы – значит, обидеть вдову, а это запрещено. Получается, что запрет обижать того, у кого нет отца, уже приведен в запрете обижать вдову. Тогда о ком говорит запрет обижать сирот, о которых говорится вместе с вдовой? Очевидно, о тех, у кого нет матери.
"Никакой вдовы (с ее детьми, у которых нет отца) и сирот (у которых нет матери) не обижай".
Это абсолютный запрет. Даже вдова не может обидеть своего ребенка. Иначе было бы сказано: не обижайте вдов и сирот, но вдове своего ребенка обидеть разрешено. Как видим, никому нельзя обидеть ребенка, оставшегося без отца.
И то же самое о ребенке, у которого нет матери. О нем сказано отдельно в том же стихе: ни вдову, ни сироту, у которого нет матери. И даже отец не может обидеть своего ребенка, который остался без матери.
Итак, мать не может обидеть своего ребенка, и отец не может обидеть своего ребенка. А они оба не могут обижать своих детей – ни вместе, ни по очереди[1].
Я бы даже обобщил: нельзя обижать сироту. Кто у нас сирота? Тот, у кого нет хотя бы одного родителя, а также тот, кого обижает хотя бы один родитель.
Если ребенка бьют, то он точно сирота.
Маленькое замечание. Если ребенка, не дай Бог, бьет отец, а мать плачет, но ничего не может поделать, то ребенок – точно сирота, а мать – вдова при живом муже. Вернее, скажем так: женщина настолько вдова при муже, насколько он бьет их детей.
***
פרק 2. (סליחה על העברית שלי)
ארבעים ושתים פעמים יש בתנ"ך איסור לפגוע ליתומים. שמות כב, כא: "כל אלמנה ויתום לא תענון", אל תדכא ואל תפגע בהם.
מי זה יתום? מיהו זה שעליו נכתב האיסור? אפשר להניח שמדובר במישהו שאין לו הורים – לא אמא ולא אבא. אבל נאמר "כל אלמנה לא תענון". לאלמנה אולי יש ילדים. אין להם אבא, אבל יש להם אמא. אם אתה פוגע בילד של אלמנה, זה אומר לפגוע באלמנה, וזה אסור. מסתבר שהאיסור לפגוע במי שאין לו אב כבר כלול באיסור לפגוע באלמנה. אז על מי מדבר האיסור לפגוע ליתומים, המוזכרים יחד עם האלמנה? ברור, על מי שאין לו אמא.
"כל אלמנה (עם ילדיה שאין להם אב) ויתומים (שאין להם אם) לא תענון".
זהו איסור מוחלט. אפילו אלמנה לא יכולה לפגוע בילד שלה. אחרת היה נאמר: "אל תפגע באלמנות ויתומים, אבל לאלמנה מותר לפגוע בילדה". כפי שאנו רואים, אף אחד לא יכול לפגוע בילד שנותר ללא אב.
וכך גם לגבי ילד שאין לו אמא. נאמר בנפרד באותו פסוק: לא באלמנה ולא ביתום שאין לו אם. ואפילו אב אינו יכול לפגוע בילדו, שנשאר ללא אם.
אז אמא לא יכולה לפגוע בילד שלה, ואבא לא יכול לפגוע בילד שלו. ושניהם אינם יכולים לפגוע בילדיהם – לא ביחד, ולא בתורם.
הייתי אפילו מכליל: אתה לא יכול להעליב יתום. מיהו היתום כאן? מי שאין לו לפחות הורה אחד, וכן מי שנפגע על ידי הורה אחד לפחות.
אם ילד מוכה, אז הוא בהחלט יתום.
הערה קטנה. אם ילד חלילה מוכה על ידי האב, והאמא בוכה, אבל לא יכולה לעשות כלום, אז הילד הוא ממש יתום, והאמא היא אלמנה עם בעלה חי. או ליתר דיוק, בואו נגיד את זה כך: אישה היא אלמנה בחיי בעלה בדיוק במידה שהוא מכה את ילדיהם.
***
Глава 3
Приведенный выше вывод, к сожалению, не может считаться доказательством из Торы. Это всего лишь частное заключение, выведенное из одного стиха. Дело в том, что стихов, которые касаются сирот, в Танахе, как выше указано, много, из каждого нельзя сделать такой же вывод. В этом выводе нет необходимости. Ученые указывают, что в целом пасуки о сиротах указывают на необходимость помогать им, хотя выбрана форма "не обижай". Причем чаще всего помощь несет в себе экономическую подоплеку. Помогай устраивать сиротам свадьбу, заботься об их имуществе, ограждай от тяжб и пр. Как правило, такая забота возлагается на общину. Но и частная инициатива здесь только приветствуется. Это настоящее исполнение заповеди Всевышнего!
***
Глава 4
Тогда почему я так ретиво отстаиваю запрет на любое насилие над ребенком – даже якобы с целью его правильного воспитания? Почему писал и пишу, что на ребенка нельзя поднимать ни голос, ни руку, нельзя давить на него, угрожать, приводить в исполнение уже высказанные угрозы, доставлять ему любую боль – физическую и моральную (кроме той, которую он сам себе доставляет, когда просит купить ему два кило карамелек, чтобы съесть их вместо обеда, а мы не покупаем да еще никак не реагируем на его слезы)? Потому что ребенок – самое слабое существо в мире. А Тора запрещает обижать слабых.
И еще. Представьте себе человека, который пришел к Торе (честь ему за это и хвала),но он немного резковат в своем общении с людьми и ему теперь предстоит много работать над своими качествами. Что с его детьми? Воспитанный в среде восточно-европейских норм воспитания, он, этот наш добрый человек, склонен воспитывать своего ребенка соответствующим образом. Но теперь ему что-то мешает. Какая-то сила внутри. Он обращается за советом к специалистам по детскому воспитанию (как его понимает Тора) и жалуется, что у него упрямый ребенок, он никого не слушает, а хотелось бы, чтобы слушал, потому что каждому из нас удобно, когда нам не перечат, выполняют то, что им сказано и вообще не мешают по жизни. Все мы любим послушных, тихих детей. Так и говорим, что самое важное качество в ребенке – его послушание. Обращается наш герой к специалисту от Торы (даже в кавычки не буду брать), тот и дает совет: будьте с ним строже. Человек приходит домой и с легким сердцем начинает быть строгим – в той степени, как он это понимает. И говорит, что так разрешила Тора.
Рано или поздно предстанет горе-родитель перед Судом. Его спросят, почему бил ребенка. В ответ он выскажет много причин, одна из которых – так разрешил специалист. Призовут к тому Суду и специалиста, покажут ему, что получилось из его совета. Специалист сделает круглые глаза и заявит, что он не говорил, что ребенка надо жестоко бить. Он даже не знал, что есть такие люди и что его можно так понять. В результате, будут наказаны оба.
Вот, почему я стоял и буду стоять на защите наших еврейских детей. Надо знать, кому ты даешь совет "будь строже".
И когда меня спрашивают (не без ироничного скепсиса в голосе): как воспитывать, если совсем без строгости? – отвечаю: как читать книгу, если человек, ее купивший, не научился читать?
(Возражение типа "в древности мудрецы били своих детей", "бей ребенка шнурком от ботинка" мной не принимаются. Потому что ни один еврейский мудрец ни разу ребенка не ударил. На удар шнурком ребенок засмеется и будет прав, вы этого хотели от него добиться? Или вы сделали при этом зверское лицо строгого воспитателя? Тогда я протестую: нельзя пугать слабых. Вы же не хотите, чтобы вас пугали?)
----------------------
[1] Здесь есть тонкий момент. Как из того, что нельзя обижать сироту, следует, что нельзя обижать любого ребенка? Очень просто. У вдовца есть ребенок по имени Миша, он остался без мамы. Вдовец снова женится, и у него рождается ребенок по имени Гриша. Миша и Гриша – братья по папе. Правило такое: если нельзя обижать Мишу, то нельзя обижать и Гришу. Почему? Потому что закон для двух евреев в одной ситуации – один и тот же. Что по поводу остальных детей? Работает то же правило. Гриша ходит в хедер, там с ним учится, например, Элиша, у которого слава Богу есть мама и папа. Раз нельзя обижать Гришу, то нельзя обижать и Элишу. Иначе нечестно.
Теги: Дети, Хидуш, Воспитание, Сироты, Стихи Торы