Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вы любите, когда вас ругают?

Отложить Отложено

Я не очень. Но ведь бывает же, когда кто-то недовольный мной говорит обо мне то, что мне крайне неприятно, причем прямо в лицо? Конечно, бывает. В последнее время реже, но по молодости да, такое бывало чаше, чем теперь. И как я к этому относился? К чему "этому"? Ну к выговорам, ругани, упрекам. А так и относился, как большинство людей, особенно когда доставалось мне, что называется, не по заслугам – ничего страшного я не учинил, а попал "под раздачу" совершенно напрасно. А если не напрасно? В каком смысле "не напрасно"? В том, что был в чем-то виноват, вот тебе и сделали замечание, ты же ведь не безгрешный, нет? Отвечай – не безгрешный? Ну да, в чем-то, можно и так сказать. Не мямли, говори прямо: совершаешь ли ты поступки, которые требуют осуждения, или все же безгрешный? Насчет осуждения не знаю, а безгрешным я не являюсь. Ну вот и прими выговор от окружения!

Принять выговор. В природе человека это очень трудно, а для многих и совсем невозможно. Те, кто мирно выслушивают упреки, некоторым вообще кажутся мазохистами. А ведь сама Тора учит, что любому стоит прислушаться к замечаниям в свой адрес – даже к несправедливым, потому что совсем дыма без огня не бывает, это раз, а во-вторых, всегда лучше улучшить себя, чем других. Ведь если не себя, то зачем других?

Подошли колена к Святой земле. Колено Реувена и Гада говорят Моше-пророку: здесь, в Заиорданье, отличные пастбища, позволь нам тут остаться, много у нас скота. Моше удивился: вы не хотите переходить с коленами через реку, чтобы завоевать то, что нам завещано Торой?! И прочел им гневную отповедь (стихи с 6 по 15 в 32 главе книги Бемидбар), а они стояли и слушали. А ведь могли не слушать, ибо Моше был с ними несправедлив: они с самого начала решили переходить реку и воевать вместе с братьями, но оставить на другом берегу скот и женщин. Почему не сказали об этом сразу, как только Моше принялся их укорять? – Да потому, что захотели услышать от него упрек в свой адрес. Ведь даже если упрек несправедлив, он – то, что называется искуплением.

У каждого из нас есть негативный счет перед Небесами. Например, когда мы поучаем незаслуженное почитание. Рано или поздно все незаслуженное будет взято у нас заслуженной болью. Вот что произошло с равом Аароном Йеудой Лейбом Штейнманом, зацаль.

Однажды разошелся по Стране слух, будто рав издал распоряжение, идущее против мнения остальных великих раввинов Израиля. (На самом деле ни против кого рав не выступал. [Могу подробней об этом написать, просто здесь не место, хотя именно сейчас – самое время.]) Некая группа рьяных супер-ортодоксов принялась развешивать на стенах домов "пашквили", позорящие рава Штейнмана. Он на это никак не реагировал. И вот однажды ему пришлось приехать из Бней-Брака в Иерусалим, чтобы участвовать в брит-миле одного из своих правнуков. У дверей дома, где проводилась брит-мила, его встретила группа "пашквилянтов", которые принялись кричать некрасивые слова, оскорблять его и поносить. Родственники и ученики рава тут же сделали "живой щит", чтобы оградить от них своего учителя. Но тот заходить в дом не спешил. Как говорят – стоял, прикрыв глаза, внимательно слушал их крики и даже улыбался. Потом объяснил, что года за два до этого он совершал поездку по Франции. Там, в одной общине, его приняли так тепло и помпезно, что он даже расстроился – ибо никогда до этого ему таких пышных встреч не устраивали. Рав решил, что почтение, которое ему оказали, он не заслуживает. И поэтому в молитвах попросил Небеса, чтобы ему послали какое-нибудь искупление. Т.е. он попросил, по его выражению, позора и поношения (бизайон). И вот этот позор пришел. Он стоял и радовался. Искупление пришло! На небе быстро откликнулись на его просьбу.

Но если честно, собрался я написать краткую заметку вовсе не о поношениях, которые обрушиваются на нас незаслуженно. А о том, что́ мы как раз заслужили. Или мы с вами безгрешные? Отвечайте!

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика, Выговор, Рав Штейнман