Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Несколько слов на тему, которая мне кажется важной. Раскрыть ее все равно не удастся даже близко, так хоть обозначу.
Почему-то кажется, что ничто так трудно не дается евреям, которые возвращаются к Торе, как вера. Соблюдение тех или иных заповедей не представляется делом самым сложным: их человек или соблюдает – и тогда о нем говорят как о соблюдающем еврее, или не соблюдает – и тогда попытка не удалась. Но с верой сложнее. Взять и вот так на ровном месте превратиться из атеиста в человека, который верит в существование Творца, Высшего Духовного Существа, непросто, и не каждый этот этап проходит с легкостью. То есть многие, живя в своей "жизни до Торы", как бы понимают, что Всевышний существует, но кто сказал, что Он и есть Тот, о котором говорит Тора? Тот, Кто общался с Авраамом и другими нашими праотцами? Тот, Кто вывел евреев из Египта и продолжает, что называется, курировать наш народ?
Ответьте мне, кто сказал, что Он вообще управляет миром? Еще можно допустить, что Он вмешивается в дела людей, что-то поправляет, кому-то устраивает индивидуальные испытания, кого-то награждает или наказывает, – но чтобы именно так, как сказали наши пророки, как о том говорит по субботам наш раввин в синагоге – кто сказал, что именно по их схеме все и происходит?
Да и молиться тоже не просто. Легче отказаться от свинины, тут никаких проблем, повесить на дверях мезузу, начать регулярно зажигать субботние свечи, женщине пойти в микву (уже это с непривычки почти запредельно, но можно преодолеть) – но КАК МОЛИТЬСЯ? К Кому я обращаюсь? Слышит ли Он меня? Поможет ли, если речь действительно пошла о помощи?
Никаких советов дать здесь не могу. У каждого это происходит индивидуально. Могу чуть ниже поделиться своим опытом, но только несколько слов.
Да, мир состоит из кварков и силовых полей, которые учеными названы энергией. На уровне физики доказать существование духовного мира практически невозможно, в это можно только поверить, что очень трудно людям с высшим техническим, физико-математическим и прочим высоким образованием. Ну так ведь то же самое в противоположную сторону: невозможно духовно доказать реальное существование мира физического. Тем не менее последний существует, нет?
Поэтому давайте посмотрим, как люди приходят к другим религиям и верования. К христианству приходят, признав Христа, к мусульманству – Алаха и его пророка, к буддизму – уверовав в карму, Будду и прочие вещи, я не специалист, но что-то там впрямую связано с верой. И только о евреях не говорят, что такой-то урожденный атеист-еврей стал верующим, приняв на себя веру во Всевышнего, как написано в Торе в первых ее главах. Еврей стал религиозным евреем начав СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ ТОРЫ. Все остальные – уверовав, а у нас – начав соблюдать.
Это еще не значит, что соблюдение не требует веры. Трудно молиться – не видя адресата, трудно поститься – не понимая цели, трудно читать и анализировать текст Письменной Торы – не считая написанное правдой, которая случилась с нашим народом. Без веры трудно соблюдать. Но что раньше – вера или соблюдение? Как говорят некоторые люди: бывает так, бывает иначе. Знаю многих, которые так и начали свою веру – с соблюдения. Сам один из них.
В том же тексте Торы чаще говорится о любви к Всевышнему, чем о нашей вере в Него. Понятно, что без веры нет любви, но то, что она, вера, как бы предполагается уже существующей, о многом говорит.
Читаем слова последнего пиюта перед утренним Шма: "Аава́ раба́ аавта́ну", "Большой любовью Ты возлюбил нас". О чем мы просим в этом коротком отрывке, после которого идет Шма, центральная еврейская молитва? А вот о чем: "Смилуйся над нами и дай нашим сердцам способность понимать и постигать, внимать, учить и обучать, соблюдать, исполнять и с любовью осуществлять все, чему учат слова Твоей Торы". Восемь глаголов – которые по смыслу как бы идут за верой, но "научи нас вере в Тебя", "дай нам способность в Тебя поверить" – таких слов нет. Они как бы предшествуют пониманию и разумению. Или может, наоборот – приведенные выше восемь глаголов предшествуют вере? Дай нам понять Тебя – и тогда мы проникнемся верой. Трактуйте, как хотите, я остаюсь приверженцем подхода, когда понимание идет вперед, а вера – как награда – ждет того, кто Тору уже учит.
Хотел тут раскрыть каждое слово в приведенном отрывке – "понимать, постигать, внимать и пр.", но это будет уже учеба, а не посвящение в акт веры. Если мы признаем приоритет знания над бессловесной верой (а ведь есть и такая, она тоже вполне действует, просто после ее достижения все равно надо засесть за учебу), то это и будет тот путь, которым прошел я. Выше я обещал сказать о себе – вот и сказал.
Еврейский народ не просто так существует. Многое прошло перед нашими глазами нескончаемыми узорами в окне калейдоскопа: появились и пали империи, возникли и бесследно исчезли народы, цивилизации и культуры. Наша вера – все та же, хотя и она живет, развиваясь, не стоит на месте. Мы другие – не такие как наши праотцы, – но посмотрят на нас наши праотцы и скажут: да, это евреи, это наши потомки, они такие же, как мы – Авраам, Ицхак и Яаков.
Не знаю, как вас, а меня это успокаивает. Все в порядке, вера с нами. Главное, чтобы Всевышний помог нам эту веру понимать, постигать и учить.