Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Давно меня интересовала тема "Еврейский Закон и собственность". Наверное, в другой жизни я стал бы профессором по иудаике, историком-экономистом и писал бы на эту тему разные докторские работы в научных журналах. Хотя, как говорил мне мой руководитель в аспирантуре академик-кибернетик Владимир Викторович С.: "Профессор – несчастное существо, которое занимается любимым делом из-под палки". Вот я и не стал профессором-академиком. Но тема жутко интересная. В детстве, читая марксов Капитал, всегда задавался вопросом: почему, по словам всемирно известного экономиста, именно евреи придумали финансовую систему и почему они поклонялись богу Мамоне? Вы знаете, почему?
А я знаю. Потому что умные люди усмотрели в евреях тех, для кого собственность и капитал настолько важны, что они посвятили ей многие тома Талмуда (если учитывать комментарии и комментарии на комментарии). Другое дело, что в Талмуде не менее массово и глобально рассматриваются такие вопросы, как чистота семейных отношений, устройство и работа Иерусалимского храма, молитвы и благословения, календарные праздники – многое, очень многое, что объединяется единой темой: законы и постановления Торы и мудрецов. Но то, что отведенный имущественным вопросам трактат Талмуда "Незикин" ("Ущербы") громаден настолько, что его пришлось разделить на три самостоятельных трактата – говорит, насколько эта тема важна. Почему важна? Потому что люди, если судятся или вступают в конфликты – то чаще всего по поводу спорной собственности. Кто-то к кому-то имеет имущественные претензии, причем сплошь и рядом. По крайней мере, когда люди идут в суд, то скорее всего, чтобы защитить что-то свое, или вернуть себе что-то свое, или отстоять свою собственность от чужих поползновений. Да и на бытовом уровне право на владение слишком важно, чтобы пустить его на самотек. Поэтому евреи все тщательно рассмотрели и упорядочили. Вернее, Тора рассмотрела, а мы упорядочили.
Итак, Маркс заявил: для евреев собственность и капитал – святые. И он прав. Святые в том смысле, что их нельзя взять, отторгнуть или присвоить без согласия владельца. (Пример употребления слово "святой": посвятить некую вещь Храму, отныне эта вещь запрещена для всего, что не Храм. Или кидушин, посвящение женщины. После хупы жена запрещена всему миру, кроме мужа.)
А именно экономический грабеж и задумал Экономист, когда написал о необходимости отнять у капиталистов средства производства и раздать неизвестно кому, чтобы сделать этих неизвестно кого счастливыми людьми. Нельзя ничего ни у кого отнять! Есть всего лишь четыре способа законного приобретения: купить (если покупка была честной, а не мошеннической или по принуждению), получить в подарок, унаследовать или сделать своим то, что никому не принадлежит, – вот и всё! Воровство и экспроприация по-марксистски сюда не входят.
Понятно, что всегда есть исключения, но и они старательно изучены еврейским законом: например, отторжение по суду или военные трофеи – на этом список, пожалуй, заканчивается.
Во всех остальных случаях ты или выполняешь взятые на себя обязательства, или платишь то, что на тебя возложил еврейский закон: десятину, цдаку, совершаешь покупку этрога (скорее всего, тебе его не дадут бесплатно), субботние свечи вместе с вином для кидуша и пр. и пр.
Зачем я это пишу? Затем, что пришли дочери еврея Цлофхада из колена Менаше к пророку Моше и сказали, что им тоже полагается надел земли в Эрец Исраэль. Братьев у них нет, но было бы несправедливо по отношению к отцу сделать так, чтобы его род, выйдя из Египта, не получил свою земельную долю. Претензия была рассмотрена Небесным судом (при жизни Моше такие вопросы решались еще на Небесах) и признана справедливой. Отныне дочери еврея получают наследство наряду с сыновьями.
Собственно говоря, на этом вступление можно было бы закончить. После чего сказать, что, как только еврей становится собственником, он со своей собственностью может делать что угодно: продать ее, подарить, объявить ничейной и т.д., но у него нельзя ее отобрать против его воли. Или такой пример: кто-то дарит другому некую вещь, но добавляет, что получатель не имеет права ее передать такому-то. В этом случае получатель не становится полным собственником, его ограничили во владении, он не владелец. Отсюда происходит один маловажный, но интересный вывод, который придержу для финала.
Что хотелось бы отметить, так это способы передачи наследства – это важно в свете истории с дочерями Цлофхада. До них наследство передавалось только сыновьям. После них оно стало переходить и дочерям, т.е. всем детям. Если детей не было, то внукам – и так дальше по ниспадающей. Если по ниспадающей никого нет (человек умер молодым и у него не осталось ни детей, ни внуков), то следующим в ряду наследников стоит отец. На этом формулировку правила можно прекратить. Достаточно сказать: имущество умершего переходит детям, а если их нет, то отцу.
А если отца нет? Это не вопрос, потому что сказано: наследство переходит детям, а если их нет, то отцу. Читаем внимательно: наследство переходит отцу умершего, теперь он передает наследство. Как передает? По той же формуле: детям или отцу. Дети отца – это братья и сестры умершего. Если их нет – то отцу отца умершего, а если его нет, то детям отца отца умершего: это дяди и тетя умершего. И т.д.
Отсюда нетрудно увидеть, что наследники у любого умершего еврея всегда есть. Потому что можно подняться вверх по родословной и упереться в Йеуду, Шимона, Менаше и т.д., а уткнувшись в них, опуститься вниз и найти тех их прямых потомков, что живы в нашем поколении.
Теперь важный тезис. Любое еврейское имущество, в свете сказанного, принадлежит еврейскому народу. Не в том смысле, что у любого можно что угодно взять и сказать: это мое, я тоже еврей, а в том, что все мы находимся в одной как бы сетке (математики говорят, в одном графе) – и как только имущество переходит в статус наследства, оно может принадлежать кому-то из нас, т.е. остается во владении нашего народа.
Правило: нельзя отдать еврейское имущество нееврею. Можно, только если это приносит пользу еврейскому народу. Вы делаете подарок нееврейским родственникам – вам это выгодно (тут выгода – в том числе и удовольствие, которое вы получаете как даритель). Или вы, будучи еврейским магнатом в Штатах, дарите городу деньги на создание, скажем, культурного центра. Это важное дело: участие евреев в общественной жизни страны, в которой они живут. Главное, чтобы передача была добровольной.
Ну вот и все. Осталось только сказать, что имущество любого еврея может перейти другому еврею в рамках закона передачи наследства. Но только не в случае гера, который умер молодым и не оставил потомства. Или оставил, но вниз по ниспадающей линии у него есть потомки, а вот вверх предков-евреев нет. Геры не вошли в общую Сеть нашего наследования. Как и те, у кого мать еврейка, а с отцом не получилось. Дело в том, что правило наследство звучит так: дети, а после них отец. Отец, а не мать! Мать может оставить наследство сыну, а вот сын матери не может. Так звучит закон Торы.
И последняя реплика. Поскольку мне дали вести на Толдот свою авторскую колонку, я ее владелец – в том смысле, что сам выбираю тему постов, сам раскрываю комментарии читателей и сам решаю, что им отвечать. Это и есть владение по-еврейски. По крайней мере до той поры, пока в еврейском своде законов действует "поправка дочерей Цлофхада".
Теги: Талмуд, Недельный раздел Торы, Собственность, Наследство, Владение, Маркс, Дочери Цлафхада, Сайт Толдот