Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава

Иногда семейные размолвки портят настроение сильней, чем международная напряженность

Отложить Отложено

Мама посещает дочь и внуков. Снизу на маме брюки, сверху непокрытая голова. Дочь – вполне себе харедимная женщина, живет в соответствующем районе, просит маму в следующий раз надеть платье или юбку, мама отказывается – на лицо проблема в семейных отношениях. Советов тут никаких не дашь. Каждая сторона стоит на своем, каждая из сторон любит другую и хочет, чтобы визиты были продолжены – но на ее условиях.

А есть наоборот. Дочь приезжает к матери. И в этом сценарии то же самое: дочь, выросшая в семье, где все соблюдают заповеди, решила от этого соблюдения отказаться, перебралась в район хилоним (вам слова харедим и хилоним понятны?), где прекрасно живет с мужем и детьми, но ездить к маме не в брюках и, более того, с непокрытой головой не может. Очень обижается, когда ей предлагают такое, говорит: я же не против того, как вы одеваетесь, вот и на меня не давите. Но родители не уступают и жалуются, что, как оказалось, для дочери одежда важней, чем встреча с мамой и папой. На мою реплику в адрес родителей, почему бы и на себя не посмотреть с той же колокольни – т.е. почему ради визитов дочери и любимых внуков не отменить свое требование, пусть ходят хоть в брюках, хоть без кипы, почему не позволить им жить, как они хотят, – на эту безобидную реплику мама, она же бабушка, заплакала. Не буду спрашивать, что вы думаете по этом поводу.

Мне говорят, нет запрета женщине ходить в брюках. Да, так постановили раввины-ортодоксы, но кто сказал, что их запрет абсолютен? – так мне говорят. Есть всего лишь запрет мужчинам смотреть на голое женское тело – но почему вы, ортодоксы, решили, что женщинам запрещено ходить в полураздетом виде? Где написано?

Приезжают пузатые автобусы в Меа-Шеарим, приезжают как на пляж – в самом облегченном виде условной одежды, не в купальниках – но для местных какая разница? Встречают их соответственно. Защитники такого поведения со стороны туристов говорят, что Меа-Шеарим – часть Израиля и там любой израильтянин может вести себя как хочет, никто не имеет право запретить. Тут уже я не могу смолчать и спрашиваю: разве жители одного из самых старых харедимных районов Страны (а раньше нехаредимных и не было) живут не на своей земле, разве не могут потребовать от приезжих соблюдения своих правил? Мне говорят: нет не могут. И тут у меня, очень, как мне кажется, умеренного в запретах еврея, опускаются руки. В какой момент землю у жителей Меа-Шеарим отобрали – и кто это сделал? Турки в эру султанского владения? Англичане в эпоху мандата? Правительство государства Израиля, как только оно возникло? А если землю отобрали и позволили "аборигенам" жить на общегосударственной земле, то почему местных хасидов не предупредили? Они-то по старинке продолжают считать этот квартал своим!

Шутки шутками, но есть в Торе такое понятие – мин'аг амаком, местный обычай. Предписано (или, если хотите, советуется) соблюдать те установки, которые приняты в месте, куда ты приехал, и не нарушать запреты. Примеры приводить не буду из-за экономии моего и вашего времени, и так понятно, о чем разговор.

Да, мужчинам смотреть на голых женщин Торой запрещено, но ведь, прибыв к нам, они нарушают заповедь лифней ивер, не стань тем, из-за кого еврей нарушит запрет. А ходить по своим улицам с закрытыми глазами очень неудобно, не рекомендую даже пробовать.

У дочери с мужем и многочисленными детьми (из первого абзаца нашего текста) – чтоб они были здоровы – дома царит закон Торы. Ее маме, если она хочет повидать внуков, которых безумно любит, или придется смириться с невыносимыми требованиями дочурки и перелезть из брюк в юбку, или же перестать к ней ездить. То же самое по обратную сторону реки: дочь сказала, что не поедет с детьми к маме, если она, мама, не проделает ту же операцию переодевания ради их приезда. Имеет право она так требовать-просить? Не слишком ли жесткие условия?

(Не прошу у вас ответа. Ответ я знаю. Просто предлагаю подумать. Хотя, если честно, не очень люблю дискуссии в собственных постах. Из меня плохой полемист.)

Некоторые говорят, что ситуация не симметрична. Если вы соблюдаете свой закон касательно внешнего вида – то позвольте и другой стороне делать то же самое. Правда, есть некоторая разница: для харедим запрещены вольности, связанные с одеждой, в то время как хилоним на эту тему много не заморачиваются. Поэтому последним можно предложить отступить от своих, как неожиданно оказалось, "красных линиях". Но тут еще не совсем ясно, есть ли в таком аргументе правда, а поэтому проще считать, что обе стороны проявляют упрямство, которое плохо сказывается на общении внуков с бабушкой. После отъезда бабушки внукам в который раз придется объяснить, поему мама мамы так странно одевается – не так, как все нормальные люди. Под нормальными внуки понимают окружающих, а других они практически не видят – ни у себя, ни в классе, ни на улице. Ну разве что арабка, работающая в местной аптеке, приедет в бурнусе, намотанном на лицо, и в шароварах. И тут же реплика со стороны внуков: так наша бабушка, что, арабка?!

ПС. Мои домашние редакторы сказали, что в статье нет четкой авторской позиции. Категорически согласен.

Теги: Тора, семья, отцы и дети, Компромисс, Проблема