Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Начну отрывком из Талмуда. Мне кажется, точно про наши дни.
Сказали мудрецы (Санедрин 105-б): сказал раби Йоханан: как, судя по благословению, которое произнес злодей (Билам), можно понять, каким было его намерение? Он хотел произнести проклятие [и произнес его!], чтобы не было у нас домов молитвы (синагог) и домов учения: "Что хорошего в твоих шатрах, Яаков, в твоих жилищах, Йисраэль?" [Это вопрос. Потому что слова ма тову оолэха можно понять двояко: "что хорошего в твоих шатрах" и "как хороши твои шатры". Вопрос тождественен отрицанию: ничего хорошего в твоих синагогах нет!]
Сказал раби Аба бар Каана: все они превратились в проклятия. [Все благословения Билама, которые он произнес по приказу Всевышнего, превратились в проклятия, как он, злодей, и задумал. Это пояснение Раши.] Кроме одного! Кроме благословения "как хороши твои шатры, Яаков". О нем сказано (Дварим 23:6): "Всевышний не захотел слушать Билама и перевернул проклятие в благословение, ибо любит тебя Всевышний". [Обратите внимание: сказано – одно проклятие, а не все проклятия. Оно осталось в форме утверждения: как прекрасны твои синагоги!] – Конец цитаты.
Известно, что Всевышний приказал Биламу сказать в адрес евреев благословения. Он Его и послушал. Но его намерением было именно проклясть. Со временем все произнесенные им благословения и обернулись проклятиями, которые сбывались по ходу нашей истории, чем способствовали сами евреи. Не стал наш царь царем народов, не победили мы прочие племена и т.д. Кроме одного благословения – того самого, где говорится о синагогах и ешивах, которые как стояли, так и стоят. Больше того, теперь можно сказать, что наш народ из-за них и выстоял.
Промежуточное замечание: у Билама в наш адрес было много благословений о том, как нам будет хорошо, – они перевернулись, и нам стало плохо. Но одно лишь обещало, то мы не пропадем. И мы не пропали!
Вопрос: что такого усмотрел Билам в синагогах и ешивах? Почему вложил в свои слова хитрый смысл – и их можно понять одновременно как проклятие и как благословение (на что обратил внимание раби Йоханан)? Понятно, что Билам хотел, чтобы синагог и ешив у нас не было. Но почему?! Неужели не нашел других проклятий? Да их – оглянись вокруг – пруд пруди. Скажи про врагов, которые нас погубят, про сгоревший урожай на полях. Много чего может пожелать нам пророк-антисемит. Однако выбрал именно синагоги и ешивы.
Кстати, даже с точки зрения злодеев, никакое это не проклятие. Обратись Билам к нынешнему суду "багац", к половине сегодняшних министров, членам "Кнесета" (явно больше половины), они так и скажут: пусть не будет у евреев синагог и ешив! Для северного Тель-Авива это никакое не проклятие, а самая настоящая "браха".
Дело в том, что Билам, в отличие от судей "багаца", прекрасно знал, что́ делает наш народ народом. Именно синагоги и ешивы и ничто другое! Поэтому, как только Билам сказал свои благословения, Всевышний превратил их в проклятия (и по поводу царя, и по поводу урожаев). Но благословение о синагогах и ешивах оставил. И где бы нас ни носила судьба, они всегда были с нами.
Недаром, когда евреи были вынуждены спуститься в Египет, Яаков послал Йеуду вперед, чтобы организовал нам дома молитвы и дома учения. Сказано (Йома 28-б): ни разу не прервались ешивы в дни наших отцов. Причина: нельзя нам просуществовать даже один день без места, где мы учим Тору.
Кстати, зачем надо было посылать Йеуду? Идет народ на юг – даже в дороге учит Тору, приходит в верховья Нила – продолжает учить Тору. Почему надо было кого-то посылать, чтобы построить здания для учебы и молитвы? Можно сначала и на свежем воздухе. Потом возведём шатры, посреди лагеря установим центральный шатер – Главная синагога. Что за проблема? – Оказывается проблема в том, что место, где мы учимся и молимся, не менее важно, чем сами молитва и учеба. Понятно, что синагога без молящихся и ешива без учащихся превращаются в музей. Но важно учиться и молиться в особом месте, не на улице, не в жилом доме, а в отдельном. Это и есть то, о чем идет спор. Ешива "Мир", бежавшая от немцев в Шанхай, ни на час не прерывала учебу. Пока есть евреи, которые сидят над Торой, наш народ жив! И всегда ешива "Мир" искала и находила именно здание, дом, особое помещение. Потому и сохранилась, никто из ешиботников не пропал.
Об этом сказали ведущие раввины нашего поколения (шлита): рав Бергман, рав Дов Ландо, рав Ирш. Политические силы государства хотят, чтобы ешиботники покинули ешивы. Мол, учиться можно дома, а на улице от молодых людей требуется работа, служба в армии. И можно было бы их послушать – не одно ли и то же, где учиться? Оказывается, не одно и то же. Улица всегда победит ешиву, поглотит ее. Поэтому веками наш народ держался за Здание Ешивы и Молитвы. Это тот же Храм. Те же два столба у входа – Боаз и Яхин. Они на развороте наших книг, посмотрите сами. Недаром царь Хизкия с дни осады Санхеривом Иерусалима извлек меч из ножен и, положив его на пороге Дома Учения, сказал: кто не будет учить Тору, тот погибнет от этого меча (Санедрин 94-б). Он мечом закрыл дверь – не затем, чтобы не вошли, а затем, чтобы не вышли. Потому что знал: народ не пострадает от врага, пока он учится, не теряя ни часа.
Простая картина. Каждый день выходят в наш мир ангелы смерти и хотят уничтожить все живое. Но не могут, потому что евреи учат Тору в ешивах и вершат молитву в синагогах (תנד"א פ"ב). Знай люди мира, кто их спасает, они бы цветы несли в наши ешивы!
Но это – картинка для тех, кто верит в Творца. А для тех, кто не очень верит, у меня есть другой аргумент. Вот он в самом кратком изложении: наш народ потому и остался евреями, что учил Тору. В этом нет никакой мистики и участия сверхъестественных сил: представьте себе на секунду, что в каком-то веке, в какой-то стране евреи перестали учить Тору. И что с ними бы стало? Только не говорите, что ничего страшного, стали бы такими, как прочие народы, нации и племена. Не лукавьте, отлично вы знаете – евреи бы исчезли (не дай Бог). И кого израильский "багац" призывал бы покинуть ешивы? И где был бы сам "багац"?
Выйдем из дверей ешив на улицу – и нет нас, этого добивался Билам. Поэтому делать надо наоборот: проводить мобилизацию именно в ешивы. И меч положить на их пороге.
Теги: Талмуд, Билам, война, Мобилизация