Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Девятое ава и некашерный мамин торт

Отложить Отложено

Знаю, остался у меня долг. Взялся привести ответ на проблему, пунктиром обозначенную в статье со скромным названием "Иногда семейные размолвки портят настроение сильней, чем международная напряженность", выслушал кучу предложений от своих читателей, сказал – подождите, сел писать – и не смог. Не потому, что нечего сказать, а потому, что заранее знаю, некоторые не согласятся и обидятся. Если такое правило: давая совет, ответ, решение – смотри, чтобы этим решением не обидеть спрашивающего.

Сведя все запреты Торы к одному запрету, получим: не обидь! Понятно, что обида может возникнуть на ровном месте и не по нашей вине. Например, на вопрос: можно ли нам, евреям, есть свинину? – мы честно говорим: нет, нам, евреям, нельзя есть свинину, – на что страшно расстраивается наша родная мама, которая, навещая нас, буквально плачет, настолько ее "достал наш образ жизни".

Но делать нечего, придется ответить.

Была такая статья – "Призывы к Девятому ава". Там главный месседж такой: день нашего национального траура следует провести в готовности восстановить Храм – для этого надо объединиться – других способов выжить как народу у нас нет – но, чтобы объединиться, придется что-то сделать – что?

Схема предлагалась самая простая: объединение – это любовь. Просто полюбить – на ровном месте – не имея для того необходимых душевных ресурсов, вряд ли возможно, поэтому на первом этапе уберем из сердца ненависть – нелюбовь к другим евреям по любому поводу.

Отсюда следует: нельзя обижать маму, которая приехала к нам со своим некашерным фирменным тортом и жутко обижается, когда мы от этого торта отказываемся. Да еще взывает "к разуму", буквально требуя, чтобы мы перестали издеваться над ее внуками, поскольку кормим их "каким-то кашрутом". (Недаром маму с ее собственного детства родители, то есть наши дедушка и бабушка, а также наши дяди и тети, звали Фаней Каплан, столько в ней неуемного комсомольского задора и желания всех переломить и всё исправить. С ней вообще не советуется воевать – даже за правое дело.)

И вот ответ, который я обещал. Делайте что хотите, но придется вам отстоять свое право на полное соблюдение законов Торы. Любите маму, объясняя ей, что счастливы видеть ее хоть каждый день. Чаще звоните ей по телефону, справляйтесь о здоровье, – причем не потому, что вам так посоветовали, а потому, что вы так делаете и без посторонних советов. Любите ее каждым словом – и даже возражая ей – не возражайте, а улыбайтесь. Вы ее любите – она вас любит – но некашерный пирог вы и ваши дети есть не будете!

Однако, что делать с ее обидой? Была такая статья (она и сейчас есть, вот с трудом нашел): "Анонимная праведность" (февраль 2014 года). В ней речь идет тоже об обиде, но несколько иного рода: к праведнику пришли люди, просят цдаку, он отвечает, что у него нет денег, а потом тайно им помогает. Почему при встрече отказался? Ведь просители ушли от него в большой досаде, зная, что деньги у него как раз есть. Сказал бы, что даст позже. Но нет, отрезал, что нет и вряд ли будет. Очень странная ситуация – притом, что именно такое поведение поощряется в нашем народе. Ответ простой: он никого не обидел отказом, это просители сами себя обидели. Почитайте!

[Там, в частности, в одном из примечаний к статье, говорится о великом ученом прошлого, раби Харлапе, талмудисте из Бялостока, который скончался после пожара, уничтожившего в субботу бо́льшую часть его великого труда. Слег и умер с горя – но в огонь спасать свой труд не бросился. Спрашивается, почему закон не разрешает спасать вещи из огня в субботу, если это связано со смертельной опасностью – ведь люди потом умирают? Ответ: он сам себя убил, мог и не расстраиваться.]

Вот и здесь. Вы никого не обидели, настояв на том, что у вас кашерный дом и надо бы соблюдать в нем элементарные еврейские правила. А если кто обиделся – ну что ж, он обиделся по собственной инициативе.

Будем с такими евреями предельно мягки. И не только с мамами из отряда пламенной Фани Каплан. Ни тени гнева, ни тени нелюбви в их адрес, ни намека на грубость или, не дай Бог, скандал. Даже взгляд недовольства не бросим в их адрес.

Но от своего не отступим. Это и есть соблюдение заповеди "Полюби своего ближнего, как себя". Таков призыв к Девятому ава.

Теги: Мусар, Девятое Ава, отцы и дети, Этика, Семейные отношения