Темы: Конец времен, Тшува, Машиах, Пророчество, Хафец Хаим, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Недавно наткнулась в Интернете на статью про евреев и иудаизм. Ее автор утверждает, что среди евреев религиозны аж… 25%! Если честно, меня это сначала шокировало, потом расстроило, а потом привело в дикий ужас. Ни в коем случае не осуждаю евреев-атеистов. Но у меня возникает вопрос: как из Народа, избранного Им, Ему остались верны лишь эти 25%? И второй вопрос: если евреи были избраны, чтобы служить Творцу, делать мир лучше, не отразятся ли эти 75% на жизни народов Земли? Ведь этот путь пройден уже не раз — как только евреи забывали Б-га, страдали все и вся — начиная от самих «блудных сынов» и заканчивая самыми малыми народами мира. А также третий вопрос: ведь отступление от нашей веры есть чистой воды процесс ассимиляции, а она грозит исчезновением народа. Может ли быть допущена такая возможность, что евреи исчезнут как народ?
Т.о. получаются три вопроса в одном. 1) Почему так мало религиозных евреев? 2) Не повлияет ли это на мир, на наш народ и на другие народы? 3) Может ли наш народ исчезнуть вследствие массового отступления от веры? Заранее спасибо!
Шалом, уважаемая Анна,
Вопросы, которые Вы задаете, связаны с провидением Всевышнего и Его планами на этот мир. Отвечать на такие вопросы всегда очень сложно, ведь у нас нет возможности понять всю глубину Его замысла. Но, тем не менее, из слов наших мудрецов иногда можно понять общую картину.
Перевожу для Вас на русский язык выдержку из статьи великого еврейского мудреца начала двадцатого века Хафец Хаима. Статья называется «В ожидании Избавления»[1]. Мне кажется, здесь содержится ответ на большую часть Ваших вопросов:
К сожалению, мы можем видеть, что в некоторых местах религия занимает очень малую часть жизни людей. Дети уже с детства оторваны от Торы Всевышнего. А ведь так не было еще совсем недавно! К сожалению, сами основы веры ослабли среди нашего народа. И когда люди видят множество бед и гонений, которые постигают нас — в голову приходят мысли о том, что Всевышний полностью скрыл от нас Свой Лик. И из-за этого — перестают ожидать Избавления и полного воцарения Творца[2]. Основной заботой становится лишь пропитание для своей семьи. И даже самые праведные, видя, как многие евреи отходят от Торы и позволяют себе послабления даже в самых серьезных вещах, таких как суббота и законы семейной чистоты, — начинают сомневаться и отчаиваться: как наше поколение может рассчитывать на милость Небес при таком отношении к Торе Всевышнего?!
При всем этом — чувствую себя обязанным объяснить настоящий порядок вещей и то, что, наоборот, в наше время, у нашего поколения больше шансов увидеть Избавление.
Если человек посмотрит на условия последнего Избавления, предсказанного в главе «Ницавим»[3], он увидит, что оно придет тогда, когда мы и наши дети вернемся всем своим сердцем и душой к Всевышнему и всем Его заповедям. А то, что мы видим в нашем поколении, — совсем не похоже на это. И именно из-за этого многие отчаиваются, как было сказано выше.
Но, с другой стороны, то, что сказано в Торе, противоречит тому, что нам известно от наших мудрецов о знаках, свидетельствующих о приходе Избавления[4]: «Во времена “пяты Машиаха” (прихода Машиаха) будет преобладать наглость, невозможно будет никому сделать замечание, молодые будут стыдить стариков, а старики — вставать перед малыми, сын позорит отца, а дочь восстает против матери; враги человеку домашние его…[5]». И вот мы видим, что в нашем поколении все сказанное осуществилось. Но это удивительно — как это сочетается с теми признаками времени Избавления, которые дала Тора: «…И вернешься Всевышнему, Б-гу твоему и будешь слушаться голоса Его… И тогда вернет Всевышний тебя на землю Свою…»[6]? Ведь в Торе приведено обещание Всевышнего, и, конечно же, оно будет исполнено!
Ответ: и те признаки, что дают нам мудрецы, и те признаки, которые указаны в Торе, — истинны. В последнее время перед приходом Машиаха мы встретим два типа людей, и оба типа будут способствовать процессу Избавления: один — это те евреи, которые будут служить Всевышнему всем сердцем, — они и их сыновья. И когда станет весьма много тех, кто старается разрушить нашу святую веру, распространяя в среде нашего народа книги, отрицающие существование Б-га, а также другие вещи, разжигающие человеческие вожделения и страсти, — найдутся и другие. Те, кто старается соблюдать все законы Торы и детей своих воспитывать в том же духе: не отступать от нее ни вправо, ни влево. Есть среди них и те, кто ради того, чтобы вырастить детей кошерными евреями, живущими по Торе, — готов даже прожить всю свою жизнь в бедности нужде. И из остатка немногих заработанных денег — будут выделять суммы на учителей, обучающих их детей Торе Всевышнего. И ради воспитания детей при всей своей бедности и нужде — они не меняют место жительства (оставаясь там, где есть больше шансов воспитать детей в духе Торы) на дальние места, где можно было бы заработать больше [7]. Конечно же, такое их поведение считается возвращением к Всевышнему всем сердцем и душой!..
Сегодняшнее поколение называют «пятой Машиаха». Имеется в виду последний период времени перед приходом Машиаха. Почему такое название? Одна из причин того, что поколение сравнивается с пяткой — самой грубой и нечувствительной частью человеческого тела, — духовная нечувствительность и черствость поколения. Возможно, это ответ на Ваш первый вопрос.
Наши мудрецы много говорят о том, что то, что происходит в нашем народе, влияет на другие народы, на события, происходящие в мире. Нет сомнения, что отход евреев от веры в Творца — приводит к ухудшению духовной картины в мире, также и среди других народов. Катаклизмы, которые происходят в мире по нашей вине, призваны пробудить нас, побудить раскаяться и вернуться на путь Торы.
В Торе Всевышний обещает Своему народу, что мы не будем уничтожены никогда: «…Ибо не забудется она в устах потомства его»[8], «…Вот союз Мой с ними, сказал Б-г, дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не отойдут от уст твоих, и уст потомков твоих, и уст потомков потомков твоих… отныне и навеки»[9] (Более подробно эта тема раскрывается в статье рава Ицхака Зильбера «Вечность Торы»).
Действительно, мы с Вами можем видеть, как в нашем поколении тем, кто возвращается к Торе, самым чудесным образом даются какие-то возможности, они получают особую поддержку Творца, Он принимает личное участие в жизни каждого такого еврея.
Как об этом говорит Хафец Хаим, многие евреи в наше время возвращаются к Торе всем сердцем и всей душой. Потребность русскоязычного еврейства в такой организации, как Толдот Йешурун (ее основал рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника!), — один из примеров этого явления.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Статья Цафита лэ-йешуа, пророчески описывающая и наше поколение, была издана в начале 20-го века, задолго до создания государства Израиль, до начала Второй мировой войны. Перевод сокращенный.
[2] См. также статью «Несколько граней лжемессианства в истории».
[3] Пятикнижие, Дварим, 30:2.
[4] Вавилонский Талмуд. Мишна в конце трактата Сота, трактат Санhедрин 97.
[5] И т.д., см. там.
[6] Пятикнижие, Дварим 30:2.
[7] Возможно, Хафец Хаим подразумевает Америку, куда в его время уезжали ради заработка многие евреи; в те времена там было очень мало возможностей соблюдать заповеди.
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Михаэль Солганик
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...