Темы: Скромность, Заповеди, Радость, Добрые дела, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е.
Шалом, уважаемый E.!
Приятно было получить такой вопрос, спасибо.
Настоящая, внутренняя скромность заключается в том, чтобы не считать себя выше других. Но нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своему правильному поступку, надо только отличать радость от заносчивости. Наши мудрецы много говорили о скромности. Например, в трактате Авот сказано: «Если ты много учил Тору, не ставь это себе в заслугу, ибо для этого ты и сотворен» (2:8). В конце концов, какой бы великий поступок человек ни совершил, ему нет смысла возноситься из-за этого — ведь если он смог сделать то, что сделал, значит, у него были силы для этого, и, следовательно, это ожидалось от него, если и не по букве Закона, то хотя бы в моральном плане.
Наслаждаться же — здесь вопрос еще тоньше. С одной стороны, раздумывая о том, как поступить, в идеале, разумеется, человеку не следует брать в расчет выгоду или удовольствие, которые он может получить. Следует принимать решение только на основе Истины — как поступить правильно. Однако нет ничего плохого в том, чтобы получить духовное удовольствие от того, что совершаешь правильный поступок. Более того, из всех людей, делающих добро другим, настоящим бааль хесед (тем, кто делает добро) называется именно тот, кто делает это с радостью. Ибо это свидетельствует о том, что качество хесед уже укоренилось в его душе и ему не нужно заставлять себя делать добрые дела. И так со всеми заповедями.
А Рабейну Бахья в книге Кад а-Кемах говорит, что радость от исполнения заповеди более весома, чем сама заповедь, как сказано: «И падут эти проклятия на тебя… и на потомков твоих… за то, что не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости» (Дварим 28:45—47).
В предисловии к книге Эглей Таль автор подробно пишет о том, что именно тот, кто учит Тору с радостью, получая от этого удовольствие, может считаться человеком, который учит ее ради нее самой, ли-шма.
И главное, великий Рамбам в своем галахическом кодексе Йад Хазака пишет об этом, см. Законы изучения Торы (3:13) и Законы раскаяния (9:1). А если такое значение Тора придает радости от исполнения заповедей, несомненно, от них можно и даже нужно получать удовольствие! Разумеется, духовное, в том ключе, как мы описали выше.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Хафец Хаим,
из цикла «Любите делать добро»
Три части книги Ахават Хесед
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его