Темы: Кадиш, Траур, Сгула, Страхи, Моше Гекрайтер, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Помогите мне, пожалуйста, у меня умерла мама, ей было 80 лет. Как я должна поступить с постелью, на которой она умерла? Мне говорят, что я должна после 40 дней ее выбросить. И одежду, которую она носила? Можно ли ее одежду отдать чужим людям? Обязательно ли это надо сделать после 40 дней? Может, еще какие-то есть моменты, о которых я не знаю. Хочу сделать все правильно. Мне страшно оставаться одной дома, особенно ночью, пройдет ли этот страх, или нужна особенная молитва? Мамочку очень любила, когда она умирала, я была рядом. С уважением, Л.
Уважаемая Л.,
Очень понятно Ваше тяжёлое состояние. Выражаю Вам свои соболезнования и желаю утешиться и укрепиться в вере. Всевышний утешит Вас среди других скорбящих Циона и Иерусалима, и пусть не будет у Вас больше горя.
По еврейскому обычаю срок сорок дней после смерти не имеет никакого значения. Значимые сроки — семь дней после похорон, затем тридцать дней и двенадцать месяцев. Принято в течение одиннадцати месяцев читать особую молитву — Кадиш, что помогает душе умершего подниматься. Душам родителей помогает больше всего то, что их дети соблюдают заповеди Торы в этом мире, делают добро.
Нет никакой необходимости выбрасывать одежду или постельное бельё. Наоборот, отдав одежду нуждающимся, Вы совершите доброе дело, которое будет «записано на счёт» Вашей мамы. Существует обычай не носить обувь, которую обувал умерший (Сэфер Хасидим 454), но есть мнение, что речь идёт именно о кожаной обуви, сделанной из кожи умершего животного.
Что касается страха. Гмара нас учит, что каждый раз, когда в сердце пробуждается страх, это необходимо для «выпрямления» наших качеств, т.е. это должно пробудить в нас страх перед Творцом. Реальный совет, который приводится в книге Кав а-йашар: когда Вы выходите из дома и кладёте руку на мезузу, прочитайте Шма Исраэль до слов у-хтавтам аль мэзузот бейтэха у-ви-шеарэха («…и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих» — Дварим 6, 5—9).
С уважением, Моше Гекрайтер
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Редакция Толдот
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Фрима Гурфинкель
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его