Темы: Иштадлут, Суббота, Вера и упование, Тора и бизнес, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Меня в последнее время очень мучает один вопрос. Я стараюсь соблюдать все правила иудаизма, в частности, о субботе и кашруте. Но есть одна проблема, которую решить я не в состоянии. Я живу в Украине. Занимаюсь бизнесом, неплохо зарабатываю. Не вдаваясь в подробности, скажу по-простому: если я закрою свой бизнес в субботу или откажусь от ассортимента некошерных продуктов (например, креветки, колбаса, кальмары), то, исходя из обычных расчетов, — бизнес обанкротится… Рассчитывать на то, что Всевышний взамен на этот поступок сделает чудо и бизнес все-таки останется на плаву, я не могу, ведь запрещено надеяться на явные чудеса… Мой вопрос: достаточно ли того, что я лично соблюдаю правила питания и субботы, а бизнес, управляемый директорами, работает как бы отдельно?.. Все еще усложняется тем, что один из директоров — еврей… В субботу он сам не работает, но бизнес-то под его прямым руководством… И уволить его за то, что он еврей, я не могу…
Спасибо за Ваш вопрос. Он действительно очень важен. Сразу заметим, что теоретически существуют способы организовать бизнес таким образом, чтобы не нарушалась суббота. Но т.к. конкретные решения зависят от многих нюансов и специфики работы каждого конкретного бизнеса, для получения чёткого ответа и консультации Вам следует отдельно обратиться к компетентному раввину (можно через наш сайт) и детально изложить ему все необходимые подробности.
Здесь же хотелось бы обратиться к мировоззренческой стороне вопроса. А именно — к понятиям битахон (упование на помощь Всевышнего, способность полагаться на Него) и иштадлут (усилия со стороны человека для достижения какого-либо результата) и их связи с соблюдением субботы.
В Талмуде сказано: «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение субботы и обучение детей Торе» (Бейца 16а). Т.е. всё, что касается пропитания и, в частности, финансовый успех устанавливается для человека по результатам суда в Рош а-Шана (еврейского Нового года, когда весь мир подводит своего рода «годовой баланс» и по результатам года получает все ресурсы для года наступающего).
Но для того, чтобы переправить всё это «добро» «с Небес на землю», человеку необходимо приложить определённые усилия со своей стороны (иштадлут). Это — одно из проклятий, посланных нам после греха первого человека, как сказано (Бэрейшит 3:17—19): «…а Адаму сказал (Б-г): так как внял ты голосу жены своей и отведал от запрещённого древа, проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои… в поте лица будешь есть хлеб…». До греха земля взращивала уже готовую к употреблению пищу, а мидраш, выражаясь аллегорически, говорит, что ангелы разбавляли человеку вино и жарили мясо (здесь говорится также о разных видах постижения Торы, которая уподобляется мясу и вину). Сам же человек был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя главной и единственной цели, ради которой был сотворен, — постижению Творца и соблюдению Его воли.
Но, увы, мы находимся уже на следующем этапе, после того, как… И к нам относится проклятие «в муках и в поте лица будешь есть хлеб…». Однако по мере духовного роста человека и его приближения к Создателю он исправляет в себе те дурные свойства, которые явились следствием этого греха, таким образом, уменьшая влияние проклятия и «освобождаясь» от необходимости чрезмерного иштадлута. А сэкономленные время и силы, соответственно, направляются в «духовные» сферы. А праведники, находившиеся на самом высоком уровне, порой совсем игнорировали иштадлут, полагаясь только на помощь и опёку Всевышнего. Но понятно, что этого уровня они достигали путём тяжёлой работы над собой в течение многих лет.
И всё же, исходя из сказанного, понятно, что в любом случае чрезмерный иштадлут не сможет привести к результатам, превосходящим те, что было заранее установлены для данного человека в Новолетие. Приведём в качестве сравнения: если добавить к баку с водой ещё один краник, это не увеличит количества воды, а разве что приведёт к тому, что вода будет израсходована преждевременно. И ещё один момент. Мы уже поняли, что усилия, которые мы прилагаем, добывая пропитание, — не причина, по которой нам посылают пропитание, а только стороннее условие (исполнение проклятия) для его получения. А отсюда вытекает: различные запретные действия, направленные на достижение прибыли, не могут быть засчитаны как исполнение этого условия, не являются «необходимыми стараниями». И даже если, на первый взгляд, они приводят к желаемому результату, это только вопрос времени (которого у Всевышнего много) — когда человеку предъявят неоплаченный счёт с добавлением штрафа и т.д.
Особое место во всём этом «механизме» занимает суббота. С одной стороны, сама суть этого дня связана с качеством упования, способностью полагаться на Всевышнего. Мидраш приводит следующую притчу, выражающую эту мысль. У одного великого царя был верный и мужественный полководец. И вот однажды появилась необходимость послать его на завоевание далёкой страны, где тому предстояло занять должность наместника. Однако царя не покидало одно опасение: вдруг блистательные победы и вкус власти побудят его слугу взбунтоваться против него и объявить полную автономию. Чтобы предотвратить это, царь строжайшим образом наказал ему: раз в неделю лично являться в царский дворец и докладывать о происходящем. Таким образом, полководец не забудет свою истинную роль: что он всего лишь посланник, а не сам царь. Во-первых, сам факт пребывания во дворце, где всё исполнено славы царя, способствует этому. А во-вторых, сам факт того, что полководец оставляет линию фронта, подвергая явной опасности всю свою миссию и карьеру только потому, что так велел царь, внедряет в его сознание: есть кто-то над ним, а он — всего лишь исполнитель.
Человеческая душа — не что иное как посланник Всевышнего в этот «далёкий» мир. Она послана, чтобы завоевать этот мир и раскрыть в нем Его царство. Но поскольку человек получает множество орудий и средств для выполнения своей задачи, велико опасение, что он забудется, ощутит собственное величие и славу и объявит об автономном правлении. Суббота предотвращает такое развитие событий. В этот день еврей закрывает свой цветущий бизнес, полностью осознавая все возможные последствия, и тем самым объявляет всему миру, а главное, — самому себе: здесь есть Хозяин! Он создал всё и продолжает «из-за кулис» руководить всеми процессами, Он приказал мне воздержаться от работы в субботу и Он же восполнит любой ущерб! Как мы упомянули выше, расходы на субботу и праздники составляют отдельную «бюджетную статью» и не включаются в сумму, установленную для человека в Новолетие. Если человек решил потратиться ради субботы (в разумных пределах), это будет ему возвращено. Вне зависимости от динамики прочих доходов и расходов!
А с другой стороны, сказано, что суббота — это источник благословения, и благо всей недели зависит от неё. Поэтому достойное соблюдение субботы является залогом достойного заработка, а пренебрежение к ней ведёт к обратному результату.
Что же касается правила «не полагаться на явные чудеса», тут многое относительно — что именно рассматривать как явное чудо. Тем более, в финансовой области, где так много «скрытых» путей предотвратить ущерб. И на сегодняшний день известно много истинных историй наших современников, которые положились на Всевышнего, а Он удостоил их «явных чудес» в области заработка и достатка.
Желаю успеха во всех отношениях, и чтобы Всевышний помог Вам принять правильное решение по этому вопросу.
С уважением Натан Агрес
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Шауль Вагшал
Толдот Йешурун
Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска
Рав Йеуда Фруман
Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Моше Пантелят
Рав Шимон Соскин
Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью
Рав Бенцион Зильбер
Молиться о бизнесе своими словами?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Йеуда Фруман
Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?