Почему Бог допускает к власти над народами тиранов и диктаторов, позволяя совершаться злу?24 февраля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Почему Бог допускает к власти над народами тиранов и диктаторов, зная, что они будут приказывать убивать и даже истреблять, как, например, при геноцидах и голодоморах? Какое наказание получат после смерти тираны и диктаторы, ведь они убили миллионы? Тут неприменим принцип «мера за меру», так как масштаб сотворенного зла несоизмерим. Можно ли убивать тиранов, чтобы остановить их, чтоб они дальше не творили зло? И, если нельзя, то, значит, Бог поступает жестоко и несправедливо, позволяя совершаться злу, — из-за сохранения жизни одному позволять уничтожение миллионов! Никакими доводами это нельзя понять! Нурлан Читать дальше |
|
Отчего Тора не мотивирует нас к соблюдению воли Б-га описанием адских мук и райских наслаждений?25 декабря 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Рай и ад — почему Тора не рассказывает о них? Во-первых, отчего Тора не мотивирует нас к соблюдению Высшей воли описанием адских мук и райских наслаждений? Почему о награде за исполнение заповедей говорится намеком, а арсенал угроз ограничивается смертью или сокращением лет жизни? Во-вторых, как можно говорить о протяженности наказания или награды, когда речь идет о духовном мире? В материальном мире существует время, здесь события могут длиться, перетекать одно в другое и т. д. В-третьих, как объяснить, что практически любой переживший это событие описывает прием, оказанный ему на небесах, как чрезвычайно теплый, любящий, ласковый? А где же черти с вилами, бурлящие котлы? Элимелех Читать дальше |
|
Что будет с душами людей, которые не будут воскрешены после прихода Машиаха?19 декабря 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Добрый день. Что будет с душами, которые не будут воскрешены, после прихода Машиаха? Читать дальше |
|
Как Тора относится к вигилантам, которые борются с несправедливостью, когда законы бездействуют?12 декабря 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, как Тора относится к вигилантам? К людям, которые борются с несправедливостью, когда законы бездействуют? Есть заповедь — создать справедливые суды, а если этого нет, что тогда делать человеку? Надо уповать на Б-га, молиться, чтобы это исправилось, или действовать? Я — фанат комиксов, мне нравится персонаж Бэтмен. Он борется с преступностью, но незаконно, никого не убивает, преступников сдает властям. Как к нему бы отнеслись законы Торы? Я, когда думаю об этом, вспоминаю нашего пророка Моше, пусть его душа покоится в мире. Когда он увидел, как египтянин бьет еврея, он убил египтянина. Когда он увидел, как два еврея ругаются, он пытался их помирить. Короче говоря, он, по сути, был человеком действия. Как поступать еврею, когда он видит несправедливость? Может ли еврей применить физическую силу, чтобы спасти человека? Заранее спасибо за ответ! Мир вам, желаю процветания вашему сайту и пусть у вас все будет хорошо! Борух Ашем! Читать дальше |
|
Молодой парень расстрелял 17 учеников и покончил с собой. Зачем?5 ноября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Молодой парень расстрелял 17 учеников в своем учебном заведении и покончил с собой. Буквально на днях об этом везде писали. Зачем? И что ждет таких «людей» там? Шломи Читать дальше |
|
Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи, и с атеистами, когда придет Машиах?23 октября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи (в силу сложившейся ситуации), когда придет Машиах? И как иудаизм (Б-г) смотрит на атеистов и атеизм в целом? Заранее спасибо за ответ! Дмитрий Читать дальше |
|
Моше не знал, что награду и наказание человек получает в Будущем мире, а не в этом?10 октября 2018 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день, хотелось бы задать вопрос: когда Моше побывал на уроке Раби Акивы, он попросил у Всевышнего показать, какую награду получит Раби Акива. Моше увидел то, что увидел, и спросил Всевышнего: и это награда праведнику? Т.е. Моше был, мягко сказать, шокирован такой «наградой праведнику». Мой вопрос. Моше знал устройство миров, и, наверное, он знал, что и награда, и наказание относятся к Миру Будущему. Почему Моше тогда так отреагировал? С уважением, Oleksandr Читать дальше |
|
Почему великие люди умирают молодыми?20 августа 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Почему великие люди умирают молодыми? Это актуально как для евреев, так и для неевреев. Читать дальше |
|
У детей Ишмаэля награда в тысячи гектаров и тысячи литров нефти только за их обрезание?2 января 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемый Рав. У меня есть к Вам вопрос. У детей Ишмаэля награда в тысячи гектаров и тысячи литров нефти только за их (и то неполное) обрезание. А где же награда сынам Исраэля? Заранее спасибо! Ицхак Читать дальше |
|
Cпросится ли с евреев из России в том мире?10 декабря 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Недавно я слышал, что с евреев из России не спросится в том мире за прошлую жизнь. Мне объяснили, что мы находимся в положении ребенка, захваченного в плен неевреями, и поэтому не знаем, к чему обязывает еврейство. Если это так, то стоит ли вообще начинать что-то делать? Аарон Р. Нетания, Израиль Читать дальше |
|
Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?17 октября 2017 года, отвечает Рав Арье Гальчук Приветствую. Возник вопрос о Каине и Эвеле. В разных источниках упоминается о метке (печати) Каина, которой Б-г отметил его. В иудаизме — описана ли эта печать и есть ли упоминания о ней и значение? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Есть ли способ отказаться от Будущего мира в обмен на спокойную жизнь?28 августа 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович Добрый день. Есть ли способ отказаться от Будущего мира в обмен на спокойную жизнь? Слышал, что плохим людям, у которых нет доли в будущем мире, бывает хорошо, потому что Бог в них разочарован и решил расплатиться с ними за то небольшое добро, что они делали в своей жизни, уже при их жизни. А хорошим людям бывает плохо, якобы, потому, что Богу они небезразличны и Он продолжает подталкивать их к исправлению. Я нерелигиозный еврей, и у меня всю жизнь сплошные проблемы. Я никогда не стану религиозным и уж, тем более, никогда не полюблю Бога всем сердцем и всей душою (как говорится в молитве Шма). Я не верю в Будущий мир — не верю, что там будет хорошо и что Бог не продолжит свои издевательства над людьми и надо мной, в частности. Поэтому Будущий мир мне не нужен. Есть ли какой-то способ отказаться от своей доли в будущем мире, чтобы Бог оставил меня в покое и расплатился со мной как с неисправимым грешником уже сейчас? О. Читать дальше |
|
Мечтаю стать полицейским в Израиле. Но на того, кто строг к нарушителям, и Сверху строже посмотрят?23 июля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Я мечтаю стать полицейским в Израиле. Никогда не знал, кем я буду в будущем, талантов никаких особо нет, но однажды Ашэм послал мне в голову идею стать полицейским. В семье оценили, советовался ещё с людьми, тоже понравилось. Только недавно наткнулся на тему с повышением меры суда. Услышал историю одну. Получается, если мы повышаем строгость к кому-либо, то и на нас Сверху уже строже смотрят. И если мы совершим ошибку, то нас накажут по полной программе. Это очень круто — отвечать за справедливость, помогать людям. Но насколько это опасно, если мы увеличиваем строгость ко всему преступному миру, а сами можем случайно ошибиться? Спасибо! N. Читать дальше |
|
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?6 июля 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его? Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
Почему люди, которые не имеют никакого отношения к Б-гу, — состоятельные?28 июня 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович У меня есть один вопрос к вам. Есть люди, которые не имеют никакого отношение к Б-гу, не молятся, не дают цдаку, не делают никакой мицвы (заповеди) — а они состоятельные))) А люди, которые молятся, дают цдаку, делают мицву, — ну они бывают бедные в большом числе случаев))) Почему именно так, а должно быть наоборот? Спасибо за ответ. Рувен Читать дальше |
|
Что такое воскрешение из мертвых?26 июня 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Расскажите, пожалуйста, про воскрешение из мертвых. О чем именно идет речь, в чем суть и смысл этого явления? Когда и с кем оно должно произойти? Известны ли примеры подобного воскрешения в прошлом? Большое спасибо! Александр Читать дальше |
|
Вода с пеплом — что за процедура?17 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский В недельной главе Ки Тиса сказано примерно следующее: что после совершения греха золотого тельца евреи должны были пить воду, в которой был пепел от идола. Почему? Спасибо! Михаль, Лейпциг Читать дальше |
|
За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?24 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! У меня возник следующий вопрос. В литературе часто упоминается, что есть определенные добрые поступки, за которые по закону положено воздаяние в этом мире, а есть такие, за которые воздаяние возможно только в ином мире. Так же и злые поступки — за одни кара уже при жизни, за другие — только после смерти. Но какие именно поступки принадлежат к каждой из категорий? Огромное спасибо за ответ! Читать дальше |
|
Как могло так получиться, что погибла Доктор Лиза? Ведь она помогала больным детям...26 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, шалом. Скажите, пожалуйста, как могло так получиться, что погибла Доктор Лиза, ведь она помогала больным детям, не могу этого понять. Заранее спасибо за ответ. Ирина Читать дальше |
|
За какие поступки еврей лишается своей доли в Будущем мире?17 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник За какие поступки еврей лишается права на Олам Аба? Хаим Читать дальше |
|
Идти на дискотеку после субботней трапезы — это лицемерие?16 января 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Я живу в Москве, совсем недавно стала пробовать соблюдать Шаббат, хожу в синагогу, бываю в гостях у религиозных друзей. После каждого Шаббата чувствую, что духовно заряжаюсь. Но сейчас я столкнулась с одной проблемой: на следующий Шаббат на вечернюю трапезу меня пригласили в семью моих хороших знакомых, а поздно вечером подруга из университета пригласила меня и всю нашу группу отпраздновать ее день рождения на дискотеке. Я знаю, что в Шаббат не ходят на дискотеку, да и ехать туда придется на метро, но я также понимаю, что не могу отказать ей. С другой стороны, мне очень хочется попасть на Шаббатнюю трапезу, но я чувствую, что я буду лицемеркой, если сначала пойду в гости на Шаббат, а потом поеду на дискотеку. Может, лучше вообще не идти на Шаббат? Очень жду вашего совета. А. Читать дальше |
|
Почему Ханох и Элиягу были взяты в Ган-Эден живыми?26 октября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. 22 И ходил Енох пред Б-гом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Б-гом; и не стало его, потому что Б-г взял его». Следует ли это понимать, что Енох не видел смерти и был переселен на небо живым? Если да, то у меня вопрос, почему именно два пророка, Енох и Илия, удостоились этого? Они были праведнее других пророков? Артур Читать дальше |
|
Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
|
Какова в точности мера беззакония по Торе?7 августа 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Квод ха-Рав, есть ли у мудрецов четкий ответ на вопрос, какова мера беззакония по Торе? Ведь и хорошее, и плохое, что получал Еврейский народ, было от Всевышнего, благословен Он. А у Б-га суд всегда справедливый! Из книги Берешит видно, что мера беззакония существует (15, 16): «Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эморийца». И еще вот, что для меня странно: в моем понимании, к примеру, Царь Хизкияху, который был праведником, должен был править намного дольше Царя Менаше, который правил Иехудой (Иудеей) аж 55 лет. Может ли быть такое, что Б-г позволил Менаше дополнить эту чашу беззакония, как в случае с Амореями? С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Не дает покоя мысль, что Всевышний наказывает всю нашу семью за грех прапрадедушки...21 июня 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Уважаемый раввин! У меня очень важный вопрос по теме преступления и наказания: Когда человек совершает страшный грех (например, убийство), наказывает ли Всевышний также членов его семьи и потомков этого человека? Или Всевышний наказывает только самого преступника (в данном случае убийцу), а все его родственники и потомки невинны и не наказываются за его грех? Я имею в виду не-евреев — как преступник и его семья и потомки, так и жертва. Этот вопрос касается моей семьи, т.к. мой покойный дедушка рассказывал мне, как его прадедушка (который был крепостным крестьянином в царской России) однажды убил надсмотрщика (отрубил ему голову топором) за то, что тот оскорбил его и ударил плеткой по лицу. Этот случай произошел зимой в середине 19 века, когда крепостных крестьян сгоняли на реку и заставляли заготавливать кубы льда для изготовления искусственных холодильников. С тех пор, как я узнал об этом случае много лет назад, мне не дает покоя мысль, что Всевышний продолжает наказывать всю нашу семью за этот грех прапрадедушки. Огромное Вам спасибо за ответ. С уважением, N. Читать дальше |
|
Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло?10 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Раввин! Все мы знаем, что помимо средних людей, нормальных людей, праведных людей и т.д. есть люди не просто грешники, а аномально морально неустойчивые с искаженным восприятием мира, аномально злые, таящие ненависть ко всему окружению, вечно таящие обиду на весь мир и сеющие зло. Вопрос: для чего создаются такие люди? Татьяна Читать дальше |
|
Змей был наказан за то, что подвел первого человека. Выходит, у змея была свобода выбора?10 апреля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины! У меня такой вопрос: в главе Берейшит Торы сказано, что змей Нахаш был наказан за то, что подвёл первого человека к ошибке. Так, получается, у него была свобода выбора, раз его наказали? Ведь, если он в точности исполнял волю Творца, был «роботом», то за что его было наказывать? Но как может быть, что у него была свобода выбора, если известно, что свобода выбора есть только у человека? Так кем же был и кто есть этот Нахаш? С уважением, А. Читать дальше |
|
Какие грехи задерживают молитву?18 сентября 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В книге «Аводат атфила» (на будни) р. Беренбаума перечисляются несколько грехов, которые задерживают принятие молитвы. У меня возникли вопросы: 1. По идее, любой грех должен задерживать (на том или ином уровне) приём молитвы, и если так, то почему вообще выделяют определенные грехи, мешающие молитве. 2. Грехи, из-за которых, еврей называется злодеем (в частности, не отдающий долг «занимает злодей и не платит») тоже должны задерживать приём молитвы или нет. Спасибо Читать дальше |
|
Ущерб, нанесенный машине, — искупление грехов?4 сентября 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, недавно с нами случилась странная история. Ночью сильный порыв ветра сломал дерево, и оно повалилось на нашу машину, которая стояла на стоянке возле дома. На ремонт машины пришлось потратить много денег. Скажите, как к этому относиться? Один мой знакомый говорит, что это искупление наших грехов. И еще скажите, как можно избежать таких убытков в дальнейшем? Алина Читать дальше |
|
Человек ехал сделать обрезание и умер по дороге... Чему нас учит этот случай?24 августа 2015 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Зильбер упоминает в своей книге моэля — рава Шломо Бокова, который ехал, чтобы сделатъ брис (обрезание), и умер по дороге. Что Рав Зильбер хочет этим сказать? — Еврей, больной, едет сделать мицву, и его лишают её? Что можно отсюда выучить? В. Читать дальше |
|
Самоубийство — это дорога в ад?19 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. Скажите, пожалуйста, если человек, находящийся в очень сложной жизненной ситуации, прерывает свою жизнь, это однозначно дорога в ад? Читать дальше |
|
Есть ли связь между 39 работами, запрещенными в Субботу, и 39 палками, положенными грешнику?6 августа 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес В Мишне в трактате Шаббат (7:2) сказано: «Работ (запрещенных в Субботу) — сорок вычесть одну», и затем перечисляется список 39 работ. У меня вопрос: почему не сказано напрямую «тридцать девять работ», зачем выражаться «сорок вычесть одну»? И еще, есть ли какая-то связь между этими 39 работами и 39 палками, которыми наказывался нарушитель закона Торы? В обоих случаях то же число — тридцать девять. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Так есть награда за заповеди и наказание за грехи? Или нет?15 июня 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Уважаемые раввины, изучал я тут трактат Авот, и в главе 1, мишне 3 встретилось высказывание мудреца, которого звали Антигнос Иш Сохо: «Не будьте как рабы, которые прислуживают своему господину ради получения награды, а будьте как рабы, которые прислуживают своему господину НЕ ради получения награды». И тут я не понял. Я не большой талмид хахам, но, вроде, основным принципом веры, сформулированным в сидуре (молитвеннике) на основании слов Рамбама, является, что Всевышний поощряет соблюдающих Его заповеди и наказывает нарушающих. Так как же это так — награда и наказание существуют или нет? Поясните. Заранее спасибо, Я. Читать дальше |
|
Почему пророк Элиша проклял отроков?10 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему пророк Элиша проклял отроков? То, что вышли медведицы и убили отроков, — это ведь следствие проклятия? Неужели это только из-за того, что отроки дразнили пророка плешивым? Н. Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Почему умирают дети?27 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые раввины. Мой вопрос может показаться неуместным, поэтому заранее прошу вас меня извинить. В очередной раз задумался вот над чем… Когда Б-г посылает на нас самих какие-то болезни, испытания, то мы, взрослые люди, это все заслужили. Роптать и жаловаться по этому поводу глупо. Необходимо осознать, что делаешь не так, и, сделав выводы, что-то изменить в себе в лучшую сторону. Из опыта своей жизни я понял, что все невзгоды нам нужны для очищения и возможности измениться в лучшую сторону. Но я не могу взять в толк, почему Б-г наказывает детей тяжелыми болезнями (рак и т. п.), в результате чего дети умирают на руках убитых горем родителей? Ведь маленькие дети, как я понимаю, безгрешны. Причем болезни бывают у детей «долгоиграющими», когда родители и сами дети борются в недугом. Если Б-гу угодно взять душу ребенка, то почему просто нельзя без мучений ребенка это сделать? К чему эти испытания для него? Ни в коей мере не осуждаю я промысел Б-га. На все есть причина, это я понимаю. Б-г милосерден к детям, так ведь? Просто в очередной раз увидел историю маленькой девочки, которая болела долго раком и вот недавно умерла, несмотря на усилия врачей. Если можно, пожалуйста, помогите разобраться в этом. Тода раба. Читать дальше |
|
Даже если праведник преследует нечестивого, Б-г взыщет за преследуемого?15 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотелось с вашей помощью прояснить один момент. В человеке есть склонность сочувствовать слабому, зачастую не разбираясь, прав он или нет. Мы часто видим, что в противостоянии слабого сильному общественное мнение, не вдаваясь в подробности, на стороне слабого. Раньше мне казалось, что это проявление поверхностного взгляда на вещи, но теперь я не так в этом уверен. В Коэлет (3:15) сказано: «…и Б-г взыщет за преследуемого». Есть мидраш, где рав Уна от имени рава Йосефа говорит, что это правило работает всегда и во всех случаях: даже если праведник преследует нечестивого — Б-г взыщет за преследуемого. С другой стороны, царь Давид в Теилим (18:38) говорит: «Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их». Как понимать это, казалось бы, противоречие? И поверхностная ли эта солидарность со слабым в противостоянии сильному или наоборот — глубинная? Спасибо. Илья Читать дальше |