Темы: Ад, Награда и наказание, Время, Рай, Загробная жизнь, Смерть, Рав Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Рай и ад — почему Тора не рассказывает о них? Во-первых, отчего Тора не мотивирует нас к соблюдению Высшей воли описанием адских мук и райских наслаждений? Почему о награде за исполнение заповедей говорится намеком, а арсенал угроз ограничивается смертью или сокращением лет жизни?
Во-вторых, как можно говорить о протяженности наказания или награды, когда речь идет о духовном мире? В материальном мире существует время, здесь события могут длиться, перетекать одно в другое и т. д.
В-третьих, как объяснить, что практически любой переживший это событие описывает прием, оказанный ему на небесах, как чрезвычайно теплый, любящий, ласковый? А где же черти с вилами, бурлящие котлы? Элимелех
Уважаемый Элимелех,
Ответим коротко, основную суть (постараемся).
1. Учат мудрецы (в трактате Авот 1:3): «Будьте не как слуги, работающие на господина ради получения награды, но как слуги, работающие на господина не ради получения награды, и пусть будет трепет Небес на вас». Всевышний, даровав нам Тору, не желал «запугать» или «подкупить» нас так, чтобы причиной исполнения заповедей стал страх наказания или жажда награды. Ведь тогда мы не прикоснулись бы к истинной сути заповедей — привести нас к близости к Всевышнему, Давшему их (и как следствие — также к великой награде от Источника всего блага). А исполняли бы их только «из-под палки» или ради получения «пряника» (и, значит, не по внутреннему велению души, а ради внешней выгоды).
Не того хотел Всевышний. Потому Тора ограничилась лишь упоминанием о наказании и награде в этом мире. И тоже не потому, что это настоящие награда и наказание за само исполнение заповедей (ведь, как сказали наши мудрецы, не хватит «места» награде за исполнение заповедей во всем, что может вместить этот мир). А только для того, чтобы показать: есть благословение и помощь тем, кто стремится исполнять законы, заложенные в мироздании его Творцом, подбодрить их, чтобы смогли продвинуться еще дальше. И что те, кто использует дарованную им жизнь не для блага, не для исполнения цели, ради которой были посланы в этот мир, а ради «минутной» выгоды, лишаются помощи с Небес и не избегут возмездия.
2. Что касается течения времени в духовных мирах, здесь нет противоречия, Ган-Эден (Райский сад) и Геином (Ад) находятся в рамках нашего времени и так же «ожидают» седьмого тысячелетия. Разве духовные переживания и приобретения не могут существовать во временных рамках? Но в действительности и в последующих, более высоких мирах причинно-следственная связь, когда каждое следствие не может опередить в смысловом порядке своей причины, называется «временем». А продвижение душ в их постижении в духовных мирах — последовательностью ступеней.
3. О свидетельствах людей, души которых начали свой переход в другой мир и вернулись, — они находились лишь в самом начале пути и по каким-то причинам, возможно, за какие-то заслуги, прошлые или будущие, были отправлены назад. Как видно, эти люди были достойны увиденного ими света и полученного тепла. Кроме того, объясняют: чтобы душа не жалела оставить тело, ее встречает великий свет из того мира. Есть и свидетельства тех, кто пережил клиническую смерть, о суде, перед которым они предстали.
А главное, поскольку Всевышний построил мир на принципе справедливости, — ни заслуги, ни грехи не могут остаться без воздаяния. За большое и малое. Хотя существует и возможность исправить и построить заново.
С уважением, Эльяким Залкинд
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Зеев Урман
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Бенцион Зильбер
Я в детстве тонул. Помню кое-что из происшедшего тогда... Хотелось бы обсудить с кем-нибудь это
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»