Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

За какие поступки еврей лишается своей доли в Будущем мире?

Темы: Наказание, Грех, Будущий мир, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

За какие поступки еврей лишается права на Олам Аба? Хаим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Хаим!

Действия, за которые еврей лишается Будущего мира, обсуждаются в Талмуде (трактат Санедрин) и обобщены Рамбамом в его галахическом своде «Яд Хазака» (Законы раскаяния 3, 6-14).

Первыми в этом списке приведены различные типы ереси. Например, отрицание существования Б-га или Его единства. Отрицание того, что Тора дана Б-гом, или того, что Им же была дана Устная Тора, которую позже записали мудрецы. Отрицание пророчества вообще или конкретно пророчества Моше Рабейну. Отрицание грядущего прихода Машиаха, грядущего воскрешения мертвых.

Также — отказ от выполнения заповедей Торы, даже одной из них; даже легкое нарушение, если человек совершает его систематически, на глазах у всех и «назло». Лишается будущего мира и тот, кто принимает веру других народов, чтобы облегчить себе жизнь. Или предает евреев в руки их ненавистников, или имущество евреев в руки грабителей.

Также — тот, кто «вводит многих в грех», например, цари Йеровам, Ахав и Менаше, которые привели народ к идолопоклонству. Или Цадок и Байтус, задавшие курс, следуя которым, их последователи стали еретической сектой.

Наконец, названы в этом ряду еще некоторые действия, формально не являющиеся такими уж тяжкими грехами, но, тем не менее, влекущие за собой обсуждаемое нами наказание. Например, лишается Будущего мира тот, кто «отстраняется от общины», — хотя и не нарушает ни одной заповеди. Он отделяется от еврейского общества и ведет себя отчужденно, как будто его не касаются общие проблемы и как будто он принадлежит к другому народу.

Или тот, кто тиранит окружающих и наводит на них страх, даже если формально ничего не нарушил.

Или тот, кто публично оскорбляет или унижает другого человека, придумывает ему обидную кличку — или называет его кличкой, которую уже придумали другие, даже если сам человек к ней уже привык.

Или тот, кто плохо говорит о другом, даже если не клевещет на него, а говорит правду.

Понятно, что все эти поступки достойны решительного осуждения, но можно спросить: почему они поставлены в тот же ряд, что грехи, касающиеся основ веры, — ересь, идолопоклонство и отступничество?

Если призадуматься, нетрудно найти общий знаменатель.

Доли в Будущем мире лишаются те, кто подрывает сущность еврейства, противодействует исполнению еврейским народом своей миссии в этом мире, движению к своей цели.

В чем сущность еврейства? В вере в Единого Б-га и особой, близкой, личной связи с Ним. Другие народы погрязли в идолопоклонстве — они связываются с Б-гом не напрямую. В прошлом — посредством различных ангелов и небесных сил, которым приписывали автономность. Сегодня — посредством различных противоречащих друг другу идеологий, в каждой из которых может содержаться доля истины, но не вся Истина. И тогда, и теперь в результате они отдалились от Единого Б-га и уже не видят, что именно Он стоит за всеми небесными силами и Его единая Истина стоит у истока всех этих идей. Но Авраам и его потомки евреи открыли Единого Б-га, Стоящего за всеми этими силами, и установили с Ним связь. Каждый еврей может лично обращаться к Б-гу, а пророки на определенном этапе истории могли получать от Него прямые послания. Через величайшего пророка — Моше — Б-г дал Своему народу Тору, особые правила, соблюдая которые народ будет совершенствовать свою духовность и должным образом влиять на мир. В ней также содержится единая Истина, в которой заложены все другие идеи.

А это предполагает еще одну составляющую сущности еврейства — единство самих евреев. Любовь и солидарность. Другие народы не только верят в разных богов и разные идеи — в результате они сами также разобщены и постоянно конфликтуют, будучи не в состоянии найти общий язык и «не совпадая характерами». А евреи, верующие в Единого Б-га и соблюдающие Его Тору, объединены этим в одну семью — хотя существует потенциал для разногласий и нестыковок и между ними. Россия, Америка, арабские страны и т. д. никак не могут друг друга понять и достичь единства. Но российские евреи, американские евреи и евреи-выходцы из арабских стран способны на солидарность и единство. Как и различные течения еврейской религии: хасидские дома, «литовские» ешивы и т д. Все истинно еврейские идеи могут привести к центральной истине Торы, и обладатели всех характеров могут по-разному служить Единому Б-гу — как игра разных инструментов может сливаться в единую гармоничную симфонию.

Доли в Будущем мире лишается тот, кто каким-либо образом подрывает эту жизнь и миссию еврейского народа. Либо «подламывает» разные аспекты еврейской веры в Единого Б-га, особую связь евреев с Ним, их служение Ему сообща, исполнение заповедей Торы. Либо — подрывает единство самого народа, любовь и солидарность.

Упомянутые цари привели народ к идолопоклонству — это не просто тяжкий грех, но уподобление другим народам, которые не «выходят на связь» с Единым Б-гом, а разобщенно поклоняются каждый своему идолу. Согласно комментарию Абарбанеля, Йеровам, строго говоря, не вводил идолопоклонства. Но он внес раскол в служение народа Б-гу, запретив своим подданным приходить в общий Храм и повелев приносить жертвы на отдельных алтарях (бамот), а это, в свою очередь, привело к идолопоклонству.

И тот, кто демонстративно не соблюдает любую заповедь наперекор окружающему его еврейскому обществу, не просто нарушает конкретный закон, но и вносит раскол и разлад в еврейскую жизнь — как и тот, кто просто ведет себя так, будто он не свой, а чужой. (Тем более — тот, кто предает собратьев врагам). Участие в общей жизни не нивелирует личность — у каждого инструмента в оркестре может быть своя партия, и в исполнении большого произведения может участвовать много солистов. Но они должны также пребывать в гармонии со всеми прочими. Если хоть один музыкант будет исполнять мелодию, диссонирующую с той, что исполняют остальные, он испортит все!

И если кто-то тиранит других, или оскорбляет, или унижает, или клевещет, или просто сплетничает, — понятно, что его действия подрывают любовь и единство между евреями, вызывают страх, обиду, отчуждение и ненависть, рвут ткань общества.

И понятно, почему наказание — именно лишение доли в Будущем мире. Хотя нам трудно себе представить, как именно будет выглядеть тот мир, в нашем сегодняшнем понимании это идеал, к которому мы стремимся. Евреи, слившиеся в полном единстве с Б-гом и между собой. Поэтому тот, кто препятствует движению евреев к этому единству во всех его аспектах, к этому идеальному миру, сам лишается своей доли в нем, своей возможности испытать это идеальное состояние.

И понятно, чего следует в этой связи избегать нам самим и к чему стремиться. Стремиться соблюдать Тору всем вместе, все ее заповеди. Избегать увлечения ложными идеями, любыми «измами», пусть привлекательными, но уводящими от центральной Истины Торы. Открывать везде Единого Б-га, видеть, как Он стоит за всеми силами и как в Торе содержатся истоки всех идей. Стремиться к единству в еврейском народе, несмотря на различия в характерах и взглядах, избегать взаимных оскорблений и унижений, деления на «своих» и «чужих», стремиться проявлять любовь и участие.

Разумеется, все это легче сказать, чем сделать, но стараться можно и нужно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его