Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему великие люди умирают молодыми?

Темы: Мудрецы, Награда и наказание, Тора и наука, Литература, Спорт, Искусство, Долголетие, Музыка, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Почему великие люди умирают молодыми? Это актуально как для евреев, так и для неевреев.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете важный вопрос, который действительно волнует многих.

Прежде всего, давайте проверим, насколько верна сама информация, которая, как нам кажется, требует разъяснения. Ведь многие из фактов, которые «всем известны», при рассмотрении оказываются стереотипами, которые если и верны, то только отчасти.

Итак, откуда известно, что великие люди умирают молодыми?

В основном, такое представление у нас складывается из-за ряда подобных примеров среди нееврейских классиков литературы и искусства. Прежде всего, конечно, Пушкин и Лермонтов, которые погибли на дуэлях в возрасте соответственно 37 и 27 лет. Кроме того, и Шелли прожил 29 лет, Байрон — 36, Гоголь — 43, Эдгар По и Джек Лондон — 40, Стивенсон и Чехов — 44, Блок — 40, Есенин — 30, Маяковский — 36. Ну и целый ряд композиторов: Моцарт — 35, Шуберт — 31, Мендельсон — 38, Шопен — 39, Бизе — 36, Мусоргский — 42, Скрябин — 43.

Это великие деятели искусства. Но проверим и продолжительность жизни других подобных классиков, чтобы увидеть более полную картину. Итак, некоторые из классических музыкантов прожили дольше, но все равно, вроде бы, недостаточно: Шуман — 46, Глинка — 52, Чайковский и Бородин — 53, Бетховен — 56. Из поэтов — Мандельштам — 47, Цветаева — 48.

Но есть и многие другие, жизнь которых, вроде бы, совсем короткой не назовешь: Бах — 65, Гендель — 74, Гайдн — 72, Вивальди — 63, Россини — 76, Берлиоз — 71, Вагнер — 69, Лист — 76, Верди — 87, Гуно и Штраус — 75, Брамс — 63, Римский-Корсаков — 64, Рахманинов — 70, Прокофьев — 62, Шостакович — 68. Или писатели: Дефо — 70, Диккенс — 58, Гюго — 83, Дюма — 68, Тургенев — 64, Достоевский — 59, Толстой — 82, Жюль Верн — 77, Купер — 63, Скотт — 61, Твен — 74, Горький — 68, Бунин — 83, Набоков — 78, Пастернак — 70, Ахматова — 76.

Так что не все классики умирали молодыми, скорее, меньшинство, хотя все-таки достаточно большая часть.

Но именно часть музыкантов и пишущих, точнее — поэтов. Хотел было сказать «художников», да вот сами художники — в смысле, живописцы — кажется, жили не так уж и мало: Суриков — 68, Васнецов — 78, Саврасов — 67, Шишкин — 66. Верещагин — 71, Репин — 86. Так что 39 лет Левитана — скорее, исключение.

А если посмотреть, скажем, как обстоит дело со знаменитыми учеными, то обнаружим, что они, в основном, доживали до старости, часто глубокой: Ньютон — 84, Дальтон — 77, Фарадей — 75, Эдисон — 84, Тесла — 86, Мария Кюри — 66, Менделеев — 72, Вернадский — 81, Эйнштейн — 76, Нильс Бор — 77, Ландау — 60, Капица — 84. Или возьмем великих философов и мыслителей: Руссо — 66, Вольтер — 83, Джон Локк — 72, Кант — 79, Шопенгауэр — 72, Маркс — 64.

Опять же, все это — если мы считаем, что это действительно великие люди. Хотя правильнее, конечно, называть их «знаменитыми», «влиятельными» или «талантливыми», «гениальными». Ведь, если говорить о том, какое именно влияние они оказали и каковы были их дела, то «великие» — далеко не всегда подходящее определение.

Зато оно подходит к их современникам — раввинам, духовным лидерам нашего народа. Сколько лет жили они?

Виленский Гаон — 77, Бааль-Шем-Тов — 61, Бааль а-Тания — 67, раби Хаим из Воложина — 72, Хатам Софер — 77, раби Акива Эйгер — 75, раби Шимшон-Рефаэль Гирш — 80, Мальбим — 70, рав Исраэль «Салантер» — 72, «Нецив» — 76, «Ор Самеах» — 83, «Хафец Хаим» — 94, «Хазон Иш» — 74. Как видим, они в целом достигали достаточно пожилого возраста даже по современным понятиям.

Кстати, мы тут всё о 19-м веке (и начале 20-го), но если вернемся в эпоху Возрождения или даже в, казалось бы, жуткое средневековье, то обнаружим, что и тогда не все было так уж плохо. Даже у выдающихся деятелей искусства. Петрарка, например, прожил 70 лет, Леонардо да Винчи — 67, Микеланджело — 88. Хотя бывало, конечно, что жили и меньше: Данте — 56, Рафаэль — 37. А великие раввины? Раши — 65, Рамбам — 69, Рамбан — 76, Ибн-Эзра — 78, Рош — 77, Риф — 90, Абарбанель — 71, раби Йосеф Каро — 87. Хотя Рама — 42, а Аризаль — 36. Так что в основном великие люди доживали до старости, и это — несмотря на тогдашний уровень медицины и гигиены. Кстати, как раз бушевавшие тогда эпидемии евреев затрагивали меньше, потому что у них с чистотой и гигиеной обстояло лучше.

А если говорить о современности, сегодняшние великие раввины вообще часто являются долгожителями. «Стайплер» прожил 86 лет, рав Моше Файнштейн — 91, рав Яаков Каменецкий — 95, рав Менахем-Мендель Шнеерсон (Любавичский Ребе) — 92, рав Шломо-Залман Ойербах — 85, рав Элазар Шах (глава ешивы «Поневеж») — 103, рав Йосеф-Шалом Эльяшив — 102, рав Овадья Йосеф — 93, рав Аарон-Лейб Штейнман — 104. Так что тут, если и возникает вопрос, то, скорее, о том, почему великие люди живут так долго.

А кто и в наше время часто живет недолго? В основном, рок-музыканты и спортсмены. Как раз в этой области есть довольно красноречивая статистика: в период с 1965 по 2005 гг. около ста американских звезд умерли, дожив в среднем только до 42 лет, и столько же ушло из жизни в Европе в возрасте около 35 лет. Большая часть — из-за наркотиков и в результате самоубийства, хотя не все.

С рок-звездами, согласно исследованиям, проблема в том, что большинство из них старается завоевать мир в течение первых лет своей сценической карьеры, бросает на это все силы, и в итоге происходит неминуемый слом. Более того, сама культура рок-н-ролла утверждает образ человека, живущего на грани эмоционального и психического срыва.

Спортсмены же перенапрягаются физически, да и эмоционально тоже, в конкурентной борьбе с ее победами и поражениями.

Иными словами, такие люди функционируют в среде, где велик соблазн попытаться стать сверхчеловеком и/или всеобщим кумиром, а богом быть трудно, вот и надрываются. Те же, которые не поддаются соблазну и остаются нормальными людьми, живут дольше.

Возвращаясь к эпохе классиков: поэты и композиторы тоже часто перенапрягались. Кроме того, свойством их творческой, «поэтической» натуры была чрезмерная впечатлительность, нервозность, депрессивность, им было сложно приспособиться к обществу. Да и творчество по своей природе — новаторство, а общество склонно к консерватизму. В результате творческие люди часто страдали от непризнания и маргинальности, что также отрицательно влияло на их психику и здоровье. (Хотя философы и ученые, не менее склонные к инакомыслию и новаторству, выживали).

В то же время в ряде случаев причины смерти были типичными. Ведь понятно, что не только Пушкин и Лермонтов погибли на дуэлях, которые были нормой в тогдашнем дворянском обществе. Просто, поскольку Пушкин и Лермонтов так знамениты, знамениты и их дуэли. Но погибали в них и «обыкновенные», «не великие» люди. Блок подорвал здоровье в напряженной работе и жизни в голодном и холодном революционном Петрограде — но ведь тогда от голода, пуль и болезней гибли миллионы. Мандельштам сгинул в ГУЛАГе — тоже наряду с миллионами «обыкновенных» людей.

Наконец, в отношении таких людей, великих или нет, но определенно талантливых и продуктивных, справедливо утверждение, что они живут недолго, но «быстро». Несмотря на, казалось бы, непродолжительную жизнь, они много успевают. Ведь если ознакомиться с творчеством Моцарта или Пушкина, не зная, сколько они прожили, разве возникнет чувство, что они рано остановились и что-то недоделали? У каждого человека есть желания и планы, которые он, в конечном счете, осуществить не успевает, вопрос в том, ЧТО он все-таки успел. А они успели много, не меньше, а больше среднего.

И в этом смысле можно сказать, что, по сути, они прожили больше, чем многие из тех, кто дожил до старости. В их «товарном поезде» меньше вагонов-лет, но в каждом из них больше груза, поэтому в целом груза больше! Или, как правильно кто-то выразился, насколько жизнь будет длинной, зависит от Б-га, но насколько она будет широкой, зависит от человека. Так что в этом смысле невозможно предъявить Б-гу «претензии» за то, что Он выделил этим людям короткий срок: ведь в то же время Он одарил их талантом и продуктивностью, в результате чего они смогли сделать свою жизнь большей по «площади», по «объему».

С этой точки зрения, возможно, острее стоит вопрос как раз не о таких «великих» людях, одаренных и прославленных, но не обязательно святых в личной жизни, а, наоборот, о людях не столь гениальных и известных, но достойных. Ведь и среди таких, «обычных» людей есть немало тех, кто умирает рано от рака или в авариях, терактах и т. п. За что?

И здесь ответ такой: на самом деле настоящей награды за добрые дела в этом мире не бывает, она может быть только после смерти. Жизнь в этом мире обычно не рай: в лучшем случае она умеренно приятная, но не без проблем и стрессов, а в худшем она может быть сущим адом. (Как раз таковой она была у многих упомянутых знаменитостей, несмотря на видимый успех). Так что в этом плане ранняя смерть — не наказание, а, наоборот, знак того, что человек уже достаточно потрудился и пришло время получить заслуженную награду.

Единственное, что можно было спросить о справедливости в отношении достойного человека, — почему ему не было дано продолжить свою деятельность до старости и таким образом заработать еще большую награду?

Ответ на это дает Мидраш Танхума (Ки Тиса 3): праведник, умерший молодым, может сказать Б-гу: если бы Ты не забрал меня, я продолжил бы выполнять заповеди до старости. И Б-г действительно дает ему награду за заповеди, которые он выполнил бы в том случае. Так что в этом смысле такой человек ничего не теряет.

Но почему все-таки одним Б-г дает делать добро до старости на практике, а другим — нет, а лишь засчитывает им это добро, как будто они его сделали?

А потому, что в первом случае по плану Б-га это добро должны получить мы, окружающие их люди, а в последнем — не должны или не заслуживаем. Это не входит в список тех благ и инструментов, которые Б-г запланировал дать нам, мы должны обойтись в своей жизни без них. Так что те люди, которые ушли от нас рано, дали нам в этом мире то, что должны были дать, а сами в Будущем мире в любом случае получат от Б-га то, что заслужили.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его