Темы: Наказание, Моше, Бейт-Дин, Еврейский суд, Суд, Убийство, Цари Израиля, Рав Нахум Шатхин, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, как Тора относится к вигилантам? К людям, которые борются с несправедливостью, когда законы бездействуют? Есть заповедь — создать справедливые суды, а если этого нет, что тогда делать человеку? Надо уповать на Б-га, молиться, чтобы это исправилось, или действовать?
Я — фанат комиксов, мне нравится персонаж Бэтмен. Он борется с преступностью, но незаконно, никого не убивает, преступников сдает властям. Как к нему бы отнеслись законы Торы?
Я, когда думаю об этом, вспоминаю нашего пророка Моше, пусть его душа покоится в мире. Когда он увидел, как египтянин бьет еврея, он убил египтянина. Когда он увидел, как два еврея ругаются, он пытался их помирить. Короче говоря, он, по сути, был человеком действия.
Как поступать еврею, когда он видит несправедливость? Может ли еврей применить физическую силу, чтобы спасти человека? Заранее спасибо за ответ! Мир вам, желаю процветания вашему сайту и пусть у вас все будет хорошо! Борух Ашем!
Здравствуйте!
Ответ на Ваш вопрос можно назвать:
Еврейские Робин Гуды
Часть первая, неофициальная: «полиция нравов»
Здесь, в Израиле, давно ходят слухи о неких незаконных ультраортодоксальных подразделениях, которые смело можно назвать «полицией нравов». Их деятельность носит, в основном, оборонительный характер. А главная цель — отвадить от религиозных кварталов тех извращенцев, которые пытаются растлевать проживающих там детей и молодежь. Разумеется, «подразделения» действуют в случаях, когда государственные силовые структуры или бездействуют, или бессильны.
Из кого набираются эти группы? Какие раввины ими руководят (и руководят ли вообще)? Какими законами Торы они руководствуются, когда «отоваривают» тех, кто другим не дает спокойно жить? Все это мне неизвестно.
Вряд ли кто-то их видел или знает, где они живут. И я не видел, а только слышал. Ведь, если бы видел и знал подробности, то «сидел» бы не здесь с Вами, а в другом месте.
Часть вторая, официальная: применение физической силы во имя справедливости
Приведем несколько случаев, когда наши мудрецы разрешали применение физической силы.
1. В первую очередь, это право на самооборону. Когда твоей жизни угрожает опасность, можно защищаться, даже если это будет стоить нападающему жизни. Тому, кто видит нападение, также можно вмещаться и, спасая преследуемого, поразить преследователя. Разумеется, он должен быть абсолютно уверен в том, что верно понял ситуацию.
Прежде всего, человек обязан попытаться избавиться от преследователя, ранив его, а не убив. Однако во время боевых действий, когда в крови адреналин, а вокруг хаос, это требование не предъявляется.
2. В талмудическом трактате Бава Кама (глава «Хелек») разбирается тема имущественных тяжб. По мнению одного из мудрецов эпохи ришоним, человеку разрешается самостоятельно, силой изъять присужденное ему имущество, если другая сторона отказывается его вернуть.
Часть третья, официальная: как добиться страха перед наказанием?
Я никогда не задумывался над одним, достаточно простым вопросом, касающимся уголовного кодекса Торы. Но, когда увидел этот вопрос у одного из великих ришоним, удивился — как сам об этом раньше не подумал?
Рабейну Нисим в «Драшот а-Ран» (драша 11) обращает наше внимание на то, что, по видимости, наказаниям, которые Тора назначает преступникам, не хватает строгости и сдерживающего эффекта. Приведем примеры.
Чтобы казнить преступника за преднамеренное убийство требуется, чтобы выполнялись следующие условия:
Как Вы думаете, сколько убийц будут схвачены, разоблачены и казнены? Уверен, что очень мало. Где же справедливость?
Еще один, менее кровавый пример. Один профессиональный вор, специализирующийся на кражах мелкого рогатого скота, наконец-то был пойман. И какое наказание теперь ему грозит? Как сказано в Торе: «Если похитит человек вола или агнца и зарежет его или продаст, пятью быками заплатит за вола и четырьмя (из) овец за агнца» (Шмот 21:37). Соответственно, за украденную овцу он должен заплатить штраф в четыре раза больше стоимости одной овцы. И после вынесения приговора наш овцекрад делает циничное заявление в суде: «За свою “трудовую” карьеру я украл тысячу овец. Заработал тысячу тысяч. А вы мне сейчас присудили штраф в четыре тысячи?! Воровал и воровать буду. Потому, что это стоящее дело и практически ненаказуемое». Согласны? И, если согласны, опять возникает вопрос: где справедливость наказаний, предписанных Торой? Где страх перед наказанием?
Рабейну Нисим поясняет, что наказания, предписанные Торой, имеют лишь одну цель — привести человека к искуплению совершенного греха. И, если кто-то украл и продал овцу, а после был пойман и заплатил за нее в четырехкратном размере, то из его досье на Небесах это преступление вычеркивается. Как и преступление убийцы, казненного при соблюдении всех перечисленных условий. Иными словами, наказания, предписанные Торой, носят искупительный, а не «предотвращающий» характер. А что со справедливостью и со страхом перед наказанием? На то есть царь и власть, которой наделяет его Тора.
Царский суд — самый справедливый суд в мире
Говорят наши мудрецы: если бы не страх перед царской властью, то люди бы друг друга живьем пожрали (Пиркей Авот 3:2). И, как оказывается, царь имеет практически неограниченную власть. И когда или суд бессилен, или наказание недостаточно строгое, то в силу вступают решения царя. Он может выносить приговор по показанию одного свидетеля. Казнить, когда всем ясно, кто убийца, но с ним ничего нельзя сделать, потому что тот позаботился о надежном алиби. Одним словом, Тора дает царю практически неограниченные полномочия. Единственная, в этом случает, проблема — чтобы царь был праведным и не злоупотребил оказанным ему доверием.
Как можно осудить Баалат Ов?
В книге Шмуэля (Шмуэль I 28) рассказано, как царь Шауль обратился к гадалке, специализировавшейся на вызывании духов. Дело в том, что сеанс у Баалат Ов протекает следующим образом. Гадалка, вызывающая душу умершего, видит образ того человека, но ничего не слышит. Тот, для кого вызывают душу умершего, ничего не видит, но зато слышит и может с ней общаться. А те, кто присутствует при всем этом, ничего не видят и ничего не слышат.
Ну и как можно осудить эту Баалат Ов? Свидетели расскажут, что помещение было затемнено. На стене висела большая хамса. Горели свечи, воздух был наполнен запахом благовоний. Чародейка делала странные движения и произносила заклятия на непонятном языке. И больше ничего. «А что делал обвиняемый?» — спросят судьи? — «Он разговаривал» — «С кем?» — «Ни с кем. С самим собой».
Очевидно, что обвинение против Баалат Ов на основании показаний свидетелей не может быть выдвинуто в принципе. Вот в таком случае и может вмешаться царь и решить проблему, даже не имея галахического свидетельства. Потому-то чародейка так испугалась, когда поняла, что перед ней царь Шауль, как сказано: «И увидела женщина Шмуэля, и громко закричала, и сказала та женщина Шаулу: зачем ты обманул меня?» (Шмуэль I 28:12).
(То, что перед ней был царь, чародейка поняла, когда увидела образ Шмуэля, поднимающегося головой вверх. Дело в том, что души поднимались головой вверх лишь из уважения к царям. Для общения с простым человеком души поднимались головой вниз, ногами кверху).
С уважением, Нахум Шатхин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Нахум Шатхин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его