Темы: Награда и наказание, Пиркей Авот, Мишна, Будущий мир, Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, изучал я тут трактат Авот, и в главе 1, мишне 3 встретилось высказывание мудреца, которого звали Антигнос Иш Сохо: «Не будьте как рабы, которые прислуживают своему господину ради получения награды, а будьте как рабы, которые прислуживают своему господину НЕ ради получения награды». И тут я не понял. Я не большой талмид хахам, но, вроде, основным принципом веры, сформулированным в сидуре (молитвеннике) на основании слов Рамбама, является, что Всевышний поощряет соблюдающих Его заповеди и наказывает нарушающих. Так как же это так — награда и наказание существуют или нет? Поясните. Заранее спасибо, Я.
Уважаемый Я.!
Очень хорошо, что Вы задали этот вопрос, потому что Раши и Рамбам, комментируя эту мишну, рассказывают следующую историю. Оказывается, об это высказывание Антигноса Иш Сохо споткнулись не только Вы. У Антигноса было два ученика, которых звали Цадок и Байтус. Они постоянно слышали от своего учителя это высказывание и поняли его так: нет в будущем мире ни награды, ни наказания. А тогда — зачем соблюдать заповеди? По словам Рамбама, они выдвинули теорию, что не все, что практикуется в еврейском народе, есть истинная Тора, часть есть «изобретение» мудрецов, соответственно, не все можно соблюдать и не все нужно делать. Талмуд полон историй о том, к каким разрушительным последствиям это привело еврейский народ.
Не знаю, почему ученики не выяснили этот вопрос у своего учителя (из комментария Рамбама можно сделать вывод, что они подтвердили друг другу это понимание, и, соответственно, укрепились в нем).
Но что же на самом деле имел в виду Антигнос Иш Сохо?
Все комментаторы Мишны так или иначе пытались прояснить этот вопрос.
Но прежде попытаемся показать, сопоставляя и анализируя сами мишнайот, что слова Антигноса Иш Сохо невозможно понимать буквально.
Во-первых:
Мишна в этом же трактате Авот, в начале второй главы звучит так: «Ребе (Раби Йегуда а-Наси) говорит: всегда соотноси ущерб от заповеди с платой за нее, а прибыль от греха — с ущербом от него» (2, 1). Смысл этого высказывания следующий: прежде, чем совершить любое действие, например, заповедь, надо представить себе, что все сложности и неудобства, связанные с ней, пренебрежимо малы в сравнении с вечной и бесконечной «платой», которая назначена за ее выполнение Всевышним. А, с другой стороны, удовольствие или прибыль, получаемые от греха, пренебрежимо малы в сравнении с наказанием, которое ожидает всех, кто нарушает Его волю. То есть, мы видим: понимание того, что за исполнение заповеди есть награда, а за грех есть наказание, — это постоянно необходимый инструмент в служении, согласно Ребе. Но он же сам — составитель всей Мишны! Что же получается, Мишна противоречит себе в первой и второй главах одного и того же трактата?
И еще: в той же 2-ой главе, мишна 14, раби Элиэзер говорит: «Будь усердным в изучении Торы, знай, что ответить последователю Эпикура, знай, перед Кем ты трудишься, и можешь быть уверенным в твоем Работадателе: Он оплатит твою работу».
Очевидно, что раби Элиэзер считает нужным мотивировать усердное изучение Торы тем, что труд и усердие будут оплачены. Но как же быть с высказыванием Антигноса Иш Сохо?
И хотя приведенные нами доказательства не помогут ученикам Антигноса, Цадоку и Байтосу, так как мудрецы, которым принадлежат эти высказывания в мишнайот, жили намного позже них, мы видим, что все эти три высказывания приведены Ребе в Мишне, а значит, могут сосуществовать. Так как же?
В качестве примера приведем высказывание Талмуда в нескольких местах (напр., в Псахим 8). «Тот, кто дает монету на благотворительность и говорит: “Это ради того, чтобы выздоровел мой сын” или “Чтобы была у меня доля в будущем мире”, — полный праведник». Но это уже совсем непонятно. Налицо явная личная заинтересованность. Почему же такой человек называется полным праведником?
Из всего вышеприведенного очевидно, что высказывания Антигноса Иш Сохо требуют пояснения.
Во-вторых.
Рассмотрим мнения Раши и Рамбама.
Мнение Раши. Он обращает внимание на слово прас — «плата». И говорит, что есть различие между словами прас и сахар. На первый взгляд и то, и другое означает «плата», но прас, объясняет Раши, это четко оговоренная постоянная величина, константа. Не говори: «Буду исполнять заповеди, чтобы Всевышний обеспечил меня всем необходимым. Служи только из любви». Раши также обращает внимание на то, чем заканчивается высказывание Антигноса: «…и пусть страх перед Небесами будет на вас». Раши пишет: «Так как нет платы за заповеди в этом мире», необходим трепет перед Небесами, чтобы понимать: не служат Всевышнему в этом мире за прас — константу — хорошую спокойную жизнь.
По мнению Раши, Антигнос требовал не ограничиваться узкими рамками этого мира, а осознавать: в этом мире не стоит рассчитывать на награду, стоит выполнять заповеди только из любви ко Всевышнему, а всем наградам и платам не место в этом мире.
Рамбам, в свою очередь, подчеркивает, что значение слова прас ближе к значению слов «награда» или «подарок», а сахар означает «положенное по закону, по праву». Рамбам поясняет: этот благочестивый человек (имеется ввиду Антигнос), считал, что не нужно служить Всевышнему в надежде на то, что Он обеспечит материальными благами. Служите только из любви. Эту позицию Рамбам проводит и в Законах раскаяния (10; 1 и 4). Из них следует, что служить Всевышнему ради выгоды есть начальный уровень, трамплин для того, чтобы начать работу над собой, над Торой, пока человек не придет к осознанию, что стоит служить Всевышнему независимо от награды. Рамбам называет это уровнем мудрецов и пророков. Он же говорит, что нельзя требовать этого уровня от учеников, так как это может привести к повторению истории Цадока и Байтуса.
Рамбам называет служение ради награды служением «не ради Торы». А служение ради Торы и ради Всевышнего и есть цель, а средство — служение ради награды. Более того, в Талмуде (трактаты Санхедрин и Псахим) сказано, что всегда можно изучать Тору ради награды, то есть имея какую-то личную заинтересованность, потому что это приведет к изучению Торы ради Торы. На что многие мудрецы замечают, что это разрешение легитимно, если человек хочет достичь уровня служения без личной заинтересованности, ради Всевышнего и Его Торы.
Очень красивое объяснение мы находим в комментариях Тосафот, разбросанных по всему Вавилонскому Талмуду. Они сравнивают нашу мишну и высказывание Талмуда о человеке, дающем цдаку ради выздоровления сына. Человек дает цдаку ради того, чтобы его сын выздоровел. Но что происходит, если его просьба не выполняется? Если человек жалеет о том, что выполнил заповедь, так как Всевышний не выполнил его просьбу, то именно к нему относится высказывание Антигноса Иш Сохо «не будьте рабами, служащими за награду». Но когда в человеке есть любовь ко Всевышнему, то даже если его просьба не выполняется, это не заставляет его сожалеть о сделанном добром деле, и он помнит: расчеты Всевышнего ему неизвестны. Именно такого человека Талмуд называет полным праведником.
Итак, вывод.
— По всем мнениям есть «плата» — награда за выполнение заповедей в будущем мире.
— Нельзя рассчитывать на награду в этом мире.
— Осознание того, что существует награда, есть необходимый уровень для начала служения, но отнюдь не конечный.
— Нельзя сожалеть о выполнение заповеди, если ожидаемая награда не была получена.
Не претендуем на исчерпывающий ответ. Тора бесконечна.
С уважением, Мендель Агранович
Читайте: тема Награда и наказание
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Устная Тора
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Цви Патлас
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?