Темы: Самоубийство, Страдания, Награда и наказание, Грех, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Скажите, пожалуйста, если человек, находящийся в очень сложной жизненной ситуации, прерывает свою жизнь, это однозначно дорога в ад?
Шалом!
Судите сами: в Торе, глава Ноах (Берешит 9, 5) сказано: «Но кровь вашу с души вашей взыщу…». Согласно Традиции, речь здесь идет о самоубийстве. Одна из тринадцати основ веры: Творец награждает того, кто исполняет Его заповеди, и наказывает того, кто их нарушает. Безусловно, это одно из основополагающих установлений Торы, ведь оно дано еще Ноаху (Ною), то есть обязательно для всего человечества, а не только для евреев.
Но я бы хотел здесь затронуть другую сторону этой проблемы, которую меньше упоминают, а именно — награду. Какая тут может быть награда, спросите Вы, за что? Если человек не убивает себя, ему полагается награда?
Именно так, да еще какая!! Не верите? Я это докажу.
В последней книге Торы, Дварим (27, 11 и далее), говорится о благословении за выполнение заповедей и проклятии за их невыполнение; весь еврейский народ принял эти «условия» при входе в Эрец-Исраэль. Но далее перечислены только проклятия. А где же благословения? Мудрецы объясняют: каждое проклятие сначала произносилось как благословение, например: «Благословен тот, кто не сделает идола!» То есть не только тот, кто выполнил заповедь, благословен, но и тот, кто не нарушил запрет, не совершил самого тяжкого греха, не просто не проклят, а благословен. И не просто так, а всем еврейским народом. Получается, чем больше грех (ведь проклятья полагались не за маленькие грехи, как Вы понимаете), тем больше и награда за «воздержание» от него? Парадокс!
Не будем сейчас вдаваться в объяснения, но это то, чему нас учит Тора. И так же говорят мудрецы: если человек не совершил греха, это засчитывается ему, как будто он выполнил заповедь. Как это можно понять? Объясняют так: если человек оказался в ситуации испытания, например, очень чесались руки что-нибудь украсть и никто бы не увидел, но он себя преодолел, ему полагается награда — как за выполнение заповеди. Но, наверное, награда небольшая, которая не идет в сравнение с наказанием за нарушение? Ни в коем случае! Награда как минимум в пятьсот раз(!) больше наказания. Откуда я это взял? В десяти заповедях (Декалог) сказано: «…Я Господь, Б-г твой, Б-г ревнитель, Карающий за вину отцов… до третьего и четвертого рода тех, которые ненавидят Меня. И Творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Шмот 20; 4, 5). То есть, если «тысячи» — это, как минимум, две, то, разделив их на четыре, получим, что награда в пятьсот раз больше наказания. И так сказали наши мудрецы: «Мера награды больше меры наказания самое меньшее в пятьсот раз».
Но и это еще не все. Говорят мудрецы: лучше одна заповедь, выполненная в страдании, чем сто, выполненных без страдания. То есть, если человеку трудно при выполнении заповеди, это поднимает его заповедь на совершенно другой уровень. Один из великих раввинов последних поколений объясняет, что «страдание» — это любая степень страдания и любое повышение уровня страдания увеличивает награду еще в сто раз. Ну, теперь я точно загнул?
На этой неделе прочитал историю, приведенную в Иерусалимском Талмуде, о еврее, который работал сторожем в… публичном доме и считался грешником. И сам себя таковым считал, что вполне логично. Но в один засушливый год великому мудрецу Раби Абау показали с Небес, что только если этот еврей помолится, пойдет дождь. Так и случилось, в конце концов. Выяснилось, что когда-то одна еврейка хотела продать себя, чтобы выкупить мужа из тюрьмы. И этот сторож продал свои личные вещи и спас ее от греха. Таким образом, главная цель этого еврея в его работе была — удержать евреек от греха. И этот человек был большим праведником, сам об этом не зная.
То есть человеку не дано в этом мире знать, каков его «вес» на Небесах, как сказано: «Будь так же осторожен в исполнении малой заповеди, как и большой, потому что не знаешь ты, какова награда за них» (Авот 2, 1). Поэтому, если уж еврею послано такое испытание, как мысли о самом плохом, он должен знать, что это заповедь, которая ему послана. И, может быть, спасая себя, он спасает мир. Тем более, что часто человеку кажется: вся последующая жизнь будет для него страданием. Тогда, выполняя заповедь о сохранении жизни, он совершает великое самопожертвование, которое высоко ценится на Небесах, быть может, даже больше, чем «одноразовое» самопожертвование ради Творца. (И этому тоже есть доказательства, но об этом как-нибудь в другой раз).
И, наконец, поскольку в глазах такого человека жизнь уже не имеет ценности, понятно, что он сохраняет ее только ради Всевышнего (в обычной жизни тяжело человеку удержаться от мысли о собственной выгоде). То есть он поднимается на уровень исполнения заповеди только во имя Творца, что обеспечивает ему будущий мир, как пишет Рамбам.
Успехов в дальнейшем, Яаков Гельфман
Рав Берл Набутовский
Убить себя — не лучше, чем убить другого?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Переводчик Виктория Ходосевич
Еврейский закон совмещает неприятие самоубийства и отвращение к нему с состраданием и сочувствием к тем, кто его совершил
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Шломо Гольдман
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Неизвестный автор
Ноты мелодий молитвы Коль Нидрей .
Звулун Квартин
Неизвестные исполнители
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Ночь перед праздником Йом-Кипур
Неизвестные исполнители,
из цикла «Канторское пение»
Неизвестные исполнители,
из цикла «В помощь начинающему хазану»