Темы: Наказание, Грех, Суд, Справедливость, Работа, Мера за меру, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я мечтаю стать полицейским в Израиле. Никогда не знал, кем я буду в будущем, талантов никаких особо нет, но однажды Ашэм послал мне в голову идею стать полицейским. В семье оценили, советовался ещё с людьми, тоже понравилось. Только недавно наткнулся на тему с повышением меры суда. Услышал историю одну. Получается, если мы повышаем строгость к кому-либо, то и на нас Сверху уже строже смотрят. И если мы совершим ошибку, то нас накажут по полной программе. Это очень круто — отвечать за справедливость, помогать людям. Но насколько это опасно, если мы увеличиваем строгость ко всему преступному миру, а сами можем случайно ошибиться? Спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Если Вы действительно созданы для работы полицейским (о чем судить только Вам и тем, кто Вас знает), то Вы, несомненно, должны им стать.
Миру нужны полицейские, без них преступники будут делать, что хотят. И если каждый потенциальный полицейский предпочтет не браться за это дело, исходя из опасений подобного типа, кто же будет бороться с преступниками и террористами и обеспечивать безопасность людей? Хотя бы по этой причине подобные опасения не должны остановить того, кто испытывает желание стать полицейским и обладает соответствующими данными.
О самих опасениях — не совсем уверен, что понял, какой именно принцип Вы имеете в виду под «повышением меры суда».
Если «мера за меру», то там речь о том, что Б-г наказывает грешника тем же способом, каким был совершен грех («отмеривает» ему той «меркой», какой он «отмеривал» другим). Например, египтяне бросали еврейских младенцев в Нил и в наказание сами были утоплены в Красном море. Разумеется, здесь это неприменимо: речь идет не о том, чтобы грешить, а о том, чтобы строго относиться к преступникам, которые того заслуживают.
Есть иной принцип: тому, кто уступает в конфликтах и прощает обиду, и Б-г «уступает» и прощает. Здесь речь идет о личном конфликте, который у человека с кем-то возник, или личной обиде. Человек думает, что ущемлены его права, что он вправе требовать от другого какой-то компенсации или извинений, но уступает, прощает, не настаивает на полной справедливости и соблюдении своих прав. Тогда и Б-г, Который вправе заставить человека заплатить за свои грехи, «уступит» и не будет настаивать на полном соблюдении справедливости в этом деле.
Разумеется, к Вашей ситуации это тоже не относится. Одно дело — уступать другим в личном конфликте. Другое — быть мягким и уступчивым по отношению к тем, кто угрожает людям, за безопасность которых Вы отвечаете. Так Вы поступитесь не своими правами, а своими обязанностями.
Более того: уступчивость к преступникам — это жестокость к их потенциальным жертвам.
Наконец, есть обязанность судить других благосклонно, «в сторону оправдания»: если нам кажется, что кто-то поступает неправильно, надо, по возможности, истолковать его действия как правильные или, по крайней мере, вынужденные. Мы можем не знать всей истории и неправильно понять то немногое, что видим.
Суть этого принципа — как и предыдущего — создание мирного и гармоничного общества, в котором люди не подозревают друг друга во всех смертных и не конфликтуют без конца, настаивая каждый на своих правах, а смотрят друг на друга благосклонно, уступают — другими словами, любят друг друга.
Но та же любовь к людям обязывает по мере возможностей оберегать их от потенциальных угроз — в том числе, от преступников. И действовать с последними строго и сурово. Как солдат из любви к своему народу сражается как лев и бьет врага. Как мать из любви к ребенку готова биться за него как тигрица.
Разумеется, полицейский, как любой другой, должен избегать перегибов и злоупотребления должностными полномочиями. Да, ошибка тут может быть смертельной. Как и ошибка врача, водителя, летчика, солдата, политика. И что теперь, никому эту ответственность на себя не брать?
Конечно, брать. В идеале — именно из любви к людям и желания о них позаботиться и уберечь от всякого вреда. И в этом плане суровость к преступному миру — это составная часть любви и мягкости по отношению ко всем хорошим людям. Мидраш (Танхума, к главе Мецора) гласит: кто милосерден к безжалостным, тот в конечном счете будет безжалостен к милосердным. Так что у Б-га нет никаких причин для того, чтобы строже, чем к другим, относиться к полицейскому, который из любви к людям суров к тем, кто людям угрожает.
Поэтому, если у Вас действительно есть данные и желание стать полицейским, то станьте им, и пусть Б-г Вам поможет эффективно защищать невинных людей от опасности.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Барух Лехт
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Мирьям Климовская
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его