Темы: Провидение, Награда и наказание, Яков Шуб, Заслуги, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, недавно с нами случилась странная история. Ночью сильный порыв ветра сломал дерево, и оно повалилось на нашу машину, которая стояла на стоянке возле дома. На ремонт машины пришлось потратить много денег. Скажите, как к этому относиться? Один мой знакомый говорит, что это искупление наших грехов. И еще скажите, как можно избежать таких убытков в дальнейшем? Алина
Уважаемая Алина,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Безусловно, невозможно точно сказать, каковы намерения Всевышнего и как именно расценить все события, происходящие с нами. Однако иногда мудрецы приоткрывают нам некоторые основы Б-жественного Провидения.
Рав Натан-Цви Финкель (которого называют Саба ми-Слободка, 1849—1927) в статье Эц При, записанной со слов основателя движения Мусар Рава Исраэля Салантера (1810-1883), пишет, что на каждого человека у Всевышнего с рождения есть особые планы, для исполнения которых ему даются определенные качества и материальные средства, как сказано в Гемаре (Нида 16 б): будет человек богатым или бедным, решается при его рождении. Это так называемое «естественное» Управление миром. Изменить данное положение вещей человек может только с помощью своих заслуг в изучении Торы и выполнении заповедей.
Поэтому если в соответствии с «естественным» Управлением человек должен был получить что-либо, но по каким-то причинам (не из-за его прегрешений) Вс-вышний лишил его этого, это может считаться страданиями, которые искупают.
Кроме того, иногда бывают ситуации, когда Вс-вышний решает наградить человека чем-либо вопреки «естественному» Управлению — чтобы человек использовал награду для служения Ему. Но если тот использует подарок не по назначению, Всевышний забирает подарок. И это также может считаться страданиями, которые искупают.
Однако, если по «естественному» Управлению человек не был достоин чего-либо (и у него нет достаточно заслуг в изучении Торы и выполнении заповедей), то, если он лишился «подарка» или не получил его, это не может считаться страданием, которое искупает.
Бывает также, что Вс-вышний решает наделить грешника какими-либо благами в этом мире в качестве «платы» за то небольшое количество заповедей, которые он все же исполнил, и добрых дел, которые совершил. В данном случае Вс-вышний желает, чтобы всю награду грешник получил в этом мире, а в будущем, вечном мире ему полагается только наказание за грехи.
Итак, невозможно точно сказать, являются те или иные денежные потери искупающими страданиями или нет, — ведь мы не знаем, было это частью «естественного» Управления или нет, а пути Б-жественного Провидения скрыты от нас.
Однако из слов Сабы ми-Слободка мы можем вывести для себя и практический урок — о том, как относиться к материальным благам. Нам был раскрыт секрет: как «застраховать» имущество, которое находится в нашем владении, — использовать его для служения Творцу. Ведь то имущество и материальные блага, которые необходимы человеку для служения Вс-вышнему и используются для совершения добрых дел и выполнения заповедей, приобретается «за счет» Вс-вышнего и сохраняются вне зависимости от «естественного» Управления и заслуг человека.
В случае с машиной это выполняется довольно просто, ведь недаром в обычной машине кроме водительского есть еще четыре места. Машина открывает большой спектр возможностей для совершения добрых дел и помощи людям.
Пусть Вс-вышний поможет Вам использовать свое имущество в этих целях и убережет Вас от возможных убытков.
С уважением, Яков Шуб
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Мендель Агранович
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его