Темы: Награда и наказание, Грех, Молитва, Натан Агрес, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В книге «Аводат атфила» (на будни) р. Беренбаума перечисляются несколько грехов, которые задерживают принятие молитвы. У меня возникли вопросы:
1. По идее, любой грех должен задерживать (на том или ином уровне) приём молитвы, и если так, то почему вообще выделяют определенные грехи, мешающие молитве.
2. Грехи, из-за которых, еврей называется злодеем (в частности, не отдающий долг «занимает злодей и не платит») тоже должны задерживать приём молитвы или нет. Спасибо
Спасибо за Ваш вопрос.
Мне не удалось разыскать книгу р. Беренбаума, но, тем не менее, ответим в общем. Безусловно, как Вы правильно пишете, любой грех на том, или ином уровне задерживает принятие молитвы. Ведь по сути молитва это состояние близости со Всевышним, как говорят наши мудрецы: «Молящийся — Б-жественное присутствие перед ним» (Санедрин 22 а), и из этого следует целый ряд практических законов поведения в молитве. А любые прегрешения являют собой «преграду» этой близости, как упрекал народ пророк Ишаяу (59:2) «Ваши грехи разделяли между вами и Господом Б-гом вашим».
Но не следует забывать золотое правило в путях Высшего управления миром — Господь воздает человеку «мера за меру», в полном соответствии с его деяниями и мыслями! В той же мере, что человек отмеряет Б-гу и окружающим, отмеряют ему Свыше. Поэтому в «черном» списке особых грехов, приостанавливающих молитву, фигурируют именно те, что по своей сути обязывают отторгнуть просьбу молящегося. Приведем этому несколько примеров.
Царь Шломо говорил: «Отстраняющий ухо свое от Учения (Торы) — молитва его будет противна» (Мишлей 28:9). Т.е. тот, кто пренебрегает словом Господа (Торой), обращенным к нему, и не хочет уделять ему свои время и силы, мера за меру и его собственные слова, обращенные к Б-гу, будут отторгнуты и противны.
То же самое верно по отношению запрета сплетен злословия и лести. Уста, которые привели в мир раздор, ненависть и позор ближнему, не могут быть использованы для молитвы, цель которой нести добро и благополучие.
Особое место занимает грех воровства. А это включает любые виды мошенничества, обмана и наживы за счет других. Молитва это духовный канал, через который человек получает Свыше все, что ему необходимо. А тот, кто избрал для себя окольные, запрещенные Торой пути достижения прибыли, не вправе воспользоваться путем прямым — каналом молитвы. Мера за меру, так же как он сам нажился за счет других и взял то, что ему не положено, так и те блага, что уже были ему присуждены, и не хватало только молитвы, будут аннулированы, и он не сможет ими насладиться.
Еще один очень важный момент, необходимый для принятия молитвы, это смирение и скромность. Причем не только во время самой молитвы, но и в повседневной жизни вообще (см. Сота 5а). Как уже было сказано, молитва возможна только при состоянии близости со Всевышним, а о надменном и гордом человеке сказано (Мишлей 16:5) «Мерзость Г-споду всякий заносчивый сердцем» — даже если его гордыня и надменность скрыта от окружающий и находиться только в сердце, он уже считается «мерзостью» перед Б-гом, и о нем сказано (как бы от имени Творца): «Не могу Я и он находиться в одном месте!» Тем более, молитва гордеца не может быть принята.
Мудрецы, предостерегая о гордыне, указали на тот факт, что про прелюбодеяние (разврат) и идолопоклонство тоже сказано в Писании «мерзость Господу». Отсюда, что грех гордости равносилен этим страшным грехам (там же). Понятно, что и по отношению к молитве все, что связанно с этими запретами имеет критическое значение.
Кроме этого есть запреты, духовная суть которых скрыта от поверхностного понимания (то, что Тора определяет как Хуким), но знатоки тайного учения (каббалы) открыли, что некоторые из них напрямую связаны с механизмом принятия молитвы. К примеру, запрет шаатнез — использование одежды (постельного белья), сделанной из льна и шерсти (в Израиле имеется сеть специальных лабораторий по выявлению шаатнеза). Одевающий такую одежду, помимо самого запрета, создает вокруг себя своего рода духовный «экран», не позволяющий его молитве «подняться» к Небесам.
Тонкий намек на связь между шаатнезом и молитвой можно найти в словах Мидраша, где говорится, что запрет смешивать шерсть и лен исходит от жертвоприношений Каина и Эвеля (см. Берешит гл. 4). Каин принес дар Б-гу из зерен льна, а Эвель — из первенцев мелкого рогатого скота (включая шерсть). Приношение Эвеля было принято, в то время, что приношение Каина — отторгнуто. И т.к. шерсть и лен «разъединились» уже в самом начале, Тора запретила соединять их даже в одежде.
Понятно, что слова мудрецов содержат глубокие тайны, но даже из поверхностного восприятия просматривается определенная связь с молитвой. Молитва является аналогом жертвоприношений. Жертва на языке Торы Корбан от слова кирув — сближать, приближаться. Принося корбан, человек как бы «возвращает» все его составляющие их Первопричине, провозглашая тем самым, что все мироздание принадлежит Творцу. Также и в молитве, обращаясь со своими просьбами к Всевышнему, мы ставим себя в полную зависимость от Него, или, выражаясь более точно, приводим себя к осознанию и ощущению этой зависимости. Поэтому соединение шерсти и льна, запрещенное из-за несовместимости первых жертвоприношений, имеет пагубное влияние и на молитву, стоящую с жертвами в одном ряду.
Возвращаясь к Вашему второму вопросу, безусловно, тот, кто не возвращает долг, также находится в этом «черном» списке. Тора называет его «злодеем», а «Приношение злодеев мерзость» (Мишлей 21:27). И хотя Писание говорит о жертвоприношениях в Храме, как было сказано, молитва является их аналогом, и соответственно это правило распространяется и на нее.
В заключение хочется подчеркнуть, что сказанное выше о силе греха приостановить молитву, относится только к грешникам, которые все еще продолжают грешить. Но как только человек решает «вернуться» к Б-гу и по настоящему оставить прежние пути, здесь как раз наоборот, на ряду с другими элементами раскаянья, ему особенно необходима сила молитвы. Молитва о прощении, о духовном излечении и приближении к Творцу. Без такой молитвы его раскаянье не будет полноценным (Шаарей Тшува 1:41).
С уважением и наилучшими пожеланиями, Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его