Темы: Награда и наказание, Машиах, Рамбам, Истина, Атеизм, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Дмитрий!
Что касается взгляда иудаизма на атеизм как на идею, то согласно иудаизму Б-г есть, а согласно атеизму Его нет, так что тут уж одно из двух. Поэтому, с точки зрения иудаизма, атеизм, конечно, идея ошибочная.
И атеисты — конкретные люди, которые считают, что Б-га нет, с точки зрения иудаизма, ошибаются. Много в мире ошибочных идей и заблуждений, и атеизм — одно из них.
Что будет с атеистами — или с евреями, которые не знают, что они евреи, или знают, что они евреи, но не знают, что евреи должны соблюдать Тору? Это известно одному лишь Б-гу. Только Он в точности понимает, какая возможность была у каждого человека узнать и принять истину, и в какой мере этот человек несет ответственность за свои взгляды и действия. И только Он может — и будет — судить каждого человека и воздавать ему по справедливости.
Понятно, что в современном мире многие люди вырастают атеистами потому, что таковы господствующие в их обществе идеи, а человеку свойственно их перенимать, особенно не задумываясь. И, даже если человек потом узнает о существовании иных идей, он может их отвергнуть потому, что они или их носители представятся ему «чужими», потому, что будут противоречить уже привычному для него образу жизни и мыслей. Тем более, если в его обществе господствует заведомо негативный настрой в отношении них.
Б-г все это учтет. Трудно поверить, что Он накажет человека за поступки, о неправильности которых тот, в силу своих обстоятельств, не знал. С точки зрения того же иудаизма, Б-г знает и понимает все и абсолютно справедлив. А также, как передает пророк (Йешаяу 55:8-9), «мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои... Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших». Так что нам, людям, невозможно постичь мысли и пути Б-га и определить, как именно Он всех рассудит и расставит все на свои места.
Наша обязанность — стараться как можно лучше узнать истину, открыть ее в этом «мире лжи», каждый — в силу своих возможностей. Если получится, помогать и другим ее открывать. Но при этом иметь в виду, что другие господствующие в мире идеи и стереотипы очень сильны и не всегда сразу удается их развеять. В определенных случаях такие попытки могут привести к обратному результату, так что тут надо хорошо разбираться в ситуации и в людях, чтобы принести пользу, а не вред. Как сказано, судить других людей может и будет только Б-г. Как, кстати, и всех нас. А кто из нас, даже самых религиозных, может заявить, что познал всю истину в последней инстанции? Ведь одна вера в существование Б-га тоже еще не гарантирует, что человек понял все, что Б-г желает, все Его моральные ценности и принципы, и — что особенно важно — приучил себя к жизни в соответствии с ними.
Поскольку, в любом случае надо отметить, главное в нашей религии — действие и самосовершенствование здесь и сейчас. А что будет со всеми в будущем? Согласно Рамбаму («Законы о царях» 12:2), здесь можно только толковать отдельные высказывания пророков, которые обычно поддаются различным интерпретациям. Но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Основная суть нашей религии состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и стремлении к добру в нашей нынешней жизни, а что будет потом — даст Б-г, поживем, увидим.
Мы знаем, что Б-г понимает все и абсолютно справедлив, поэтому о том, как все устроит и всех рассудит Он, мы можем не беспокоиться. Волноваться нам стоит лишь о том, будут ли у Него основания благосклонно судить нас.
Наконец, можно сказать, что само существование атеизма в мире — как, впрочем, и других заблуждений — допущено Б-гом для того, чтобы служить испытанием нам, религиозным евреям. Ведь, как сказано, человеку свойственно перенимать идеи, господствующие в его обществе, встраиваться в систему, быть «как все». И, если бы весь мир был религиозным, невелика была бы награда за веру в Б-га. Ведь тогда для того, чтобы в Него верить, не надо было бы задумываться, сомневаться, искать, а, постигнув, стойко придерживаться. А надо было бы просто быть «как все». Верить в то, во что верят все. Как все верят в то, что Наполеон существовал, хотя никто из ныне живущих его не видел, — а то как же, ведь «все знают»!
А так — не все знают! Многие не верят в Б-га. Или верят, но имеют другие представления о Нем, много на свете разных религий. В результате мы, религиозные евреи, придерживаемся своей веры не «как все», а потому, что сознательно ее выбираем, потому что обо всем этом передумали и пришли к убеждению, что это истина. И придерживаемся своих убеждений, невзирая на все другие существующие вокруг идеи и мнения.
Успехов Вам и всем нам в поиске истины и в самосовершенствовании!
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»
Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Реувен Куклин
«А вы что думали, законы Творения – это игра в кубики?»
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...