Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Даже если праведник преследует нечестивого, Б-г взыщет за преследуемого?

Темы: Страдания, Наказание, Грех, Праведники, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотелось с вашей помощью прояснить один момент. В человеке есть склонность сочувствовать слабому, зачастую не разбираясь, прав он или нет. Мы часто видим, что в противостоянии слабого сильному общественное мнение, не вдаваясь в подробности, на стороне слабого. Раньше мне казалось, что это проявление поверхностного взгляда на вещи, но теперь я не так в этом уверен. В Коэлет (3:15) сказано: «…и Б-г взыщет за преследуемого». Есть мидраш, где рав Уна от имени рава Йосефа говорит, что это правило работает всегда и во всех случаях: даже если праведник преследует нечестивого — Б-г взыщет за преследуемого. С другой стороны, царь Давид в Теилим (18:38) говорит: «Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их». Как понимать это, казалось бы, противоречие? И поверхностная ли эта солидарность со слабым в противостоянии сильному или наоборот — глубинная? Спасибо. Илья

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Илья!

Спасибо Вам за интересный и грамотно поставленный вопрос — прежде всего, мы понимаем, что все противоречия, которые видим в Торе, только мнимые. Наша задача — их разрешить. Пока мы этого не сделали, значит, скорее всего, мы не понимаем одно из двух высказываний (а, возможно, и оба).

Вероятно, наше противоречие можно разрешить так. Всевышний пристально следит за теми, кого преследуют, — всегда. За исключением случая, когда Он Сам полагает, что человека нужно преследовать. Тогда это уже не называется «один человек преследует другого» — по своим мотивам. Это называется «человек исполняет волю Творца», и за это, разумеется, ему полагается только награда.

Однако, может быть, и в этой области действует одно важное правило, которое поможет нам глубже понять, что противоречия — нет. Дело в том, что, обижая ближнего, мы «играем с огнем». Об этом подробно говорит рав Хаим Шмулевич, глава ешивы Мир и известный знаток глубин Мусара — еврейской этики. Даже если наши действия оправданы, вернее, даже если мы обязаны поступить определенным образом (ведь невозможно представить ситуацию, в которой действие, которое приведет к страданию ближнего, разрешено — оно или запрещено, или, в особых случаях, к сожалению, необходимо), обида человека может нам обойтись очень дорого. Тем не менее, если обидевший абсолютно чист перед Всевышним в той области, где лежит причина его поступка (скажем, ему пришлось наказать человека, сделать ему неприятное замечание и т. п.), то ему нечего опасаться. Но если впоследствии он допустит малейшую оплошность в этой же области, ему припомнится огорчение, доставленное другому. Ему как бы говорят с Небес: что же ты, другого упрекаешь\наказываешь, а сам совершаешь такое же нарушение!

Поэтому можно утверждать, по аналогии со сказанным выше: даже когда праведник преследует злодея, если здесь замешано хоть что-то личное, не связанное с выполнением заповеди, по которой этого человека необходимо преследовать, — за это придется дать ответ.

И, тем не менее, если мы обязаны по Торе преследовать злодея, у нас нет выхода — мы должны выполнять свои обязанности. Но можем обезопасить себя, как следует присмотревшись к собственным поступкам. Во-первых, чтобы нас никак нельзя было обвинить в лицемерии, полностью очиститься от греха, из-за которого мы преследуем злодея. А во-вторых, хорошо проверить свои мотивы — не примешано ли к нашему праведному гневу что-то личное…

Теперь можно заключить, что на Ваш последний вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, Всевышний заложил в человеческое сердце сочувствие, и оно исходит из глубины души. С другой, если оно базируется только на чувствах (то есть сочувствующий не анализирует рационально, кто здесь на самом деле прав и виноват), оно может оставаться поверхностным с точки зрения разума.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше