Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Показать или скрыть все комментарии

Книга Ваикра

Недельный раздел Мецора

Глава 14

1. И говорил Господь Моше так: 2. Это будет учениемэто будет учением.... (Сказано «и день», и это) учит, что не признают его чистым ночью [Сифра;Мегила 21а]. о прокаженном в день очищения его: приведен будет он к священнослужителю. 3. И выйдет священнослужитель за пределы станаза пределы стана. За пределы трех станов, куда был отослан (прокаженный), когда его признали таковым (см. Раши к 13, 46)., и осмотрит священнослужитель, и вот исцелилась язва проказы на прокаженном; 4. И повелит священнослужитель взять для очищаемого двух живыхживых. Это исключает нежизнеспособных (смертельно больных или увечных). чистыхчистых. Исключает птицу нечистую (которая не идет в пищу). Поражение (проказой) является (карой) за злоязычие, которое обнаруживается в пустых разговорах и пересудах, поэтому для очищения требуются птицы, которые поют и щебечут без умолку [Арахин 16б]. птиц и дерева кедровогои дерева кедрового. Потому что поражение (проказой) является (также карой) за надменность (о чем кедр напоминает своим величественным видом)., и червленую нить, и эзови червленую нить, и эзов. Что должен он делать для своего исцеления? Смириться, (избавиться) от своего высокомерия, (и осознать, что он мал и ничтожен), как червь и как эзов. ארז תץ означает щепу, лучину из кедрового дерева (но не дерево как таковое). תולעת שני означает червленую шерсть.. 5. И повелит священнослужитель зарезать одну птицу над глиняным сосудом над проточной водойнад проточной (букв.: живой) водой. Вначале наливают (воду) в сосуд, так чтобы кровь птицы была заметна в ней. А сколько это (какое количество воды следует взять)? Четверть лога [Сота 16б].. 6. Живую птицу возьмет, ееживую птицу возьмет, ее. Учит, что не связывает (птицу) вместе с ними, но держит отдельно. Однако (кедровое дерево) и эзов связаны червленой нитью, как сказано: «и кедровое дерево, и червленую нить, и эзов» — одно «взятие» для троих (т. е. после слова «возьмет» перечислены вместе три предмета). Быть может, подобно тому, как (на птицу) не распространяется (общее правило о) связывании, так не распространяется на нее (общее правило об) обмакивании? Поэтому сказано: «и обмакнет их и живую птицу». (Итак, Писание) возвращает птицу в общее правило относительно обмакивания [Сифра]. и кедровое дерево, и червленую нить, и эзов, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над проточной водой, 7. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и признает его чистым, и отпустит живую птицу в поле. 8. И омоет очищаемый свои одежды, и обреет все свои волосы, и омоет себя водой, и будет чист; а затем войдет в стан и пробудет вне своего шатраи пробудет (останется) вне своего шатра. Учит, что ему запрещено совокупление («вне своего шатра» означает: вне семейной жизни) [Сифра]. семь дней. 9. И будет, на седьмой день обреет он Все свои волосывсе свои волосы.... (Здесь находим) общее (все свои волосы), частное (головные волосы, борода и брови) и общее (и все свои волосы. — Это имеет целью включить в общее правило лишь то, что подобно частным примерам; в данном случае) всякое место, где есть волосы и они видны (что является характерным для головных волос, бороды и бровей) [Сота 16а].: голову свою, и бороду свою, и брови глаз своих, и все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водой, и будет чист. 10. А на восьмой день возьмет он двух агнцев без порока и одну овцуи одну овцу (агницу). В очистительную жертву. по первому году без порока, и три десятых (эфы)и три десятых (эфы). Для возлияний при этих трех агнцах, так как очистительная и повинная жертвы прокаженного требуют при себе возлияний (в отличие от других очистительных и повинных жертв). тонкой муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елеяи один лог елея. Чтобы окропить его семь раз и возложить от этого (елея) на выступ его уха и на большие пальцы (правой руки и правой ноги).. 11. И поставит священнослужитель, очищение совершающий, человека очищаемого и их перед Господомпред Господом. Во вратах Никанора (между внешним двором и эзрат-Исраэль, частью внутреннего двора; прокаженный стоит лицом на запад, к Святилищу), но не в самом дворе, ибо им еще не обретено искупление (еще не принесена очистительная жертва, и поэтому он не может войти во двор) [Сифра; Сота 8а]. при входе в шатер собрания. 12. И возьмет священнослужитель одного агнца, и доставит его в повинную жертвуи доставит (принесет) его в повинную жертву. Доставит его во двор в качестве повинной жертвы, чтобы совершить им проведение, ибо предписано совершить проведение живым (агнцем, т. к. сказано, что агнца нужно принести, доставить с логом елея, который в жертву не приносится; кроме того, о заклании говорится в следующем стихе [Менахот 62б]., и лог елея, и совершит ими проведениеи совершит ими проведение. Повинной жертвой и логом (елея). пред Господом; 13. И заколет агнца на месте, где закалываютна месте, где закалывают.... На северной стороне жертвенника. Для чего же (с какой целью) это сказано? Ведь в учении о повинной жертве, в разделе «Повели Аарону» уже было сказано, что повинная жертва подлежит закланию на севере. Но (эта повинная жертва стала исключением) вышла из общего правила о повинных жертвах, ибо ее предписано ставить (пред Господом) [14, 11]. Быть может, закалывать следует на месте, где ее ставят (в воротах Никанора; т. е. не является ли она исключением из правила, что касается места заклания)? Поэтому сказано: «и заколет... на месте, где закалывают...» [Сифра]. жертву очистительную и всесожжение, на месте святом; ибо как очистительная жертваибо как очистительная жертва. (Означает:) ибо как все очистительные жертвы эта повинная жертва священнослужителю; во всех служениях, совершаемых священнослужителем, эта повинная жертва приравнивается к жертве очистительной. Чтобы ты не сказал: Поскольку кровь этой (жертвы) вышла из общего правила относительно других повинных жертв, ибо ее возлагают на ухо и на большие пальцы (руки и ноги, она составит также исключение из правила о) кроплении кровью и возложении воскуряемых частей на жертвенник. Поэтому сказано: «ибо как очистительная жертва эта повинная жертва священнослужителю». Быть может, ее кровью будет совершено кропление на верхнюю часть (жертвенника), как в случае очистительной жертвы? Поэтому сказано («святое святых она... и ее кровью окропит жертвенник вокруг» [7, 1-2], как разъясняется) в Торат-коhаним. эта повинная жертва священнослужителю, святое святых она. 14. И возьмет священнослужитель от крови повинной жертвы, и возложит священнослужитель на перегородкуתנוך. Это средняя перегородка уха. (Этимология) слова мне неизвестна, а составители глоссариев называют это tendron (см. Раши к Имена 29, 22). правого уха очищаемого и на большой палецבהן. (Означает) большой палец. его правой руки, и на большой палец его правой ноги. 15. И возьмет священнослужитель от лога елея, и взольет на левую ладонь священнослужителя, 16. И обмакнет священнослужитель свой правый перст в елей, который на левой ладони его, и покропит от елея перстом своим семь раз пред Господомпред Господом. Против (по направлению) Святая Святых [Сифра].. 17. А от оставшегося елея, который на ладони его, возложит священнослужитель на перегородку правого уха очищаемого, и на большой палец его правой руки, и на большой палец его правой ноги на кровь повинной жертвы; 18. А оставшееся от елея, который на ладони священнослужителя, возложит он на голову очищаемого, и искупит его священнослужитель пред Господом. 19. И приготовит священнослужитель повинную жертву, и искупит очищаемого от его нечистоты, а затем заколет жертву всесожжения. 20. И возложит священнослужитель всесожжение и хлебное приношениеи хлебное приношение. Хлебное приношение с возлиянием при (жертвенном) животном. на жертвенник; и искупит его священнослужитель, и будет он чист. 21. А если беден он, и достояния его не хватает, то возьмет он одного агнца в повинную жертву для проведения, чтобы искупить его, и одну десятую (эфы) тонкой мукии одну десятую (эфы) тонкой муки. При этом агнце, который один, должен принести одну десятую (эфы тонкой муки) с возлияниями., смешанной с елеем, в хлебное приношение, и лог елеяи лог елея. Чтобы возложить на большие пальцы (руки и ноги). Нет необходимости особо указать (количество) елея для возлияния с хлебным приношением (так как в Имена 15, 4 предписано брать для этого три лога елея; следовательно, один лог елея, о котором говорится здесь, не может предназначаться для возлияния, но только для возложения на пальцы).. 22. И двух горлиц или молодых голубей, на что хватит его достояния, и будет один из них очистительной жертвой, а другой всесожжением. 23. И доставит их на восьмой день своего очищенияна восьмой день своего очищения. На восьмой день после (принесения) птиц и кропления кедровым деревом, эзовом и червленой нитью (см. 14, 10). к священнослужителю, ко входу в шатер собрания пред Господом. 24. И возьмет священнослужитель агнца повинной жертвы и лог елея, и совершит ими священнослужитель проведение пред Господом. 25. И заколет агнца повинной жертвы, и возьмет священнослужитель от крови повинной жертвы, и возложит на перегородку правого уха очищаемого, и на большой палец его правой руки, и на большой палец его правой ноги. 26. А от елея взольет священнослужитель на левую ладонь священнослужителя; 27. И покропит священнослужитель своим правым перстом от елея, который на его левой ладони, семь раз пред Господом. 28. И возложит священнослужитель от елея, который на его ладони, на перегородку правого уха очищаемого, и на большой палец его правой руки, и на большой палец его правой ноги на место (возложения) крови повинной жертвына место (возложения) крови повинной жертвы. Даже если кровь была стерта. Учит, что не (наличие) крови, а место (возложения крови) является определяющим [Сифра].. 29. А оставшееся от елея, который на ладони священнослужителя, возложит он на голову очищаемого, чтобы искупить его пред Господом. 30. И приготовит он одну (птицу) из горлиц или из молодых голубей, на что хватит его достояния, 31. То, на что хватит его достояния, одну в очистительную жертву и одну во всесожжение с хлебным приношением; и искупит священнослужитель очищаемого пред Господом. 32. Это учение о том, на ком язва проказы, а его достояния не хватает при его очищении. 33. И говорил Господь Моше и Аарону так: 34. Когда придете на землю Keнaaн, которую Я даю вам во владение, и Я наложу язву проказыи Я наложу (наведу) язву проказы. Для них это добрая весть, что на них (на дома) будут наведены язвы [Сифра; hОрайот 10а]. Потому что на протяжении сорока лет, когда сыны Исраэля находились в пустыне, эмореи прятали в стенах своих домов сокровища, золото (теперь же по приходе в страну) из-за язвы разрушат дом и найдут (сокровище) [Ваикра раба 17]. на дом (на) земле владения вашего, 35. То придет тот, кому дом (принадлежит), и скажет священнослужителю так: Как будто язва показалась у меня в домекак будто язва показалась у меня в доме (подобие язвы замечено мною). Даже если он (владелец дома) человек ученый и знает точно, что это язва, он не должен заявить как о факте неоспоримом, говоря: «язва показалась у меня», но (должен сказать:) «нечто подобное язве появилось у меня» [Негаим; Сифра].. 36. И повелит священнослужитель, и освободят дом прежде, чем придет священнослужительпрежде, чем придет священнослужитель.... Ибо до тех пор, пока священнослужитель не пришел, на это не распространяется закон о нечистоте. осмотреть язву, и не станет нечистым все, что в домеи не станет нечистым все, что в доме. Т. к. если дом не освободят, и придет священнослужитель и осмотрит язву, (дом) нужно будет закрыть, и все, что в нем станет нечистым. Что же щадит Тора? Если это омываемые сосуды (из дерева и металла), то ведь можно совершить омовение-погружение, и они станут чистыми. Если это пища или напитки, то ведь (человек) может есть их, когда сам пребывает в состоянии нечистоты (и, значит, в этих двух случаях он не понесет ущерба, если заблаговременно не вынесет все из дома). Следовательно, Тора щадит глиняные сосуды, которые нельзя привести в состояние чистоты (посредством погружения в воды) миквы (см. Раши к 11, 35) [Сифра].; а затем придет священнослужитель осмотреть дом. 37. И осмотрит он язву, и вот язва на стенах дома, впадинывпадины. (Места) углубленные на вид (т. е. из-за своего цвета они кажутся углублениями в камнях). ярко-зеленые или ярко-красные, и на вид они ниже стены. 38. И выйдет священнослужитель из дома ко входу дома, и закроет он дом на семь дней. 39. И возвратится священнослужитель на седьмой день, и осмотрит, и вот распространилась язва на стенах дома. 40. И повелит священнослужитель извлечь камниизвлечь камни. Как в Таргуме, извлекут, вынут их оттуда, подобно «и снимет וחלצה его башмак» [Речи 25, 9], что означает «снять, разуть»., на которых язва, и выбросить их за пределы города, на место нечистоена место нечистое. Место, которое не используется для чистого. Писание учит тебя, что эти камни делают нечистым место, пока они там находятся [Сифра].. 41. А дом (велит) оскоблитьвелит оскоблить. Rogner на французском языке. И в Мишне есть много (примеров такого употребления слова)

הקצו. По значению связано со словом קצה, край (и означает:) которую соскоблили с краев пораженного (места) вокруг.
изнутриמבית. (Означает) изнутри. вокругвокруг. Вокруг язвы. В Торат-коhаним истолковано, что нужно оскоблить стену вокруг пораженных камней., и высыплют землю, которую соскоблили, за пределы города на место нечистое.
42. И возьмут другие камни, и вставят их вместо камней (извлеченных); и землю другую возьмет, и обмажет дом. 43. И если вновь появится язваесли вновь появится язва.... Быть может, если вновь появится в тот же день, будет нечист? Поэтому сказано «и возвратится, вновь придет священнослужитель (на седьмой день)» [14, 39], (и здесь также сказано:) «и если вновь появится.» Подобно тому, как там говорится о «возвращении» в конце недели, так и здесь говорится о «возвращении» в конце недели. и зацветет в доме после того, как извлек камни, и после того, как дом был оскобленбыл оскоблен. Это пассивная форма глагола, и также ח ה ט ו. Однако «извлек חלץ камни» относится к человеку, который извлек их (т. е. это форма активная, и подлежащее подразумевается, а глагол принадлежит) к тяжелому спряжению, подобно כפר, искупил, דבר, говорил., и после того, как он был обмазан, 44. И придет священнослужитель, и осмотрит, и вот распространиласьи придет священнослужитель, и осмотрит, и вот распространилась. Быть может, возвратная (язва) нечиста лишь в том случае, если она распространилась? О проказе пагубной говорится применительно к домам, и о проказе пагубной говорится применительно к одежде [13, 51]. Подобно тому, как там признают возвратную (язву) нечистой, хотя она не распространилась [13, 55], так и здесь признают нечистой возвратную (язву), хотя она не распространилась. Но если так, для чего сказано: «и вот распространилась»? Стих здесь не на своем месте. «И разрушат дом» [14, 45] должно стоять после «и если вновь появится язва» [14, 43]. Следовательно, «и осмотрит, и вот распространилась» имеет целью учить о язве, сохранившей свой вид на протяжении первой недели, и (священнослужитель) пришел в конце второй недели и нашел, что она распространилась, — так как выше Писание ничего не говорит о сохранившем свой вид на протяжении первой недели. (В 14, 39 говорится о язве, которая распространилась в течение первой недели.) И учит тебя здесь, что до такого распространения, (когда язва) сохраняет свой вид на первой неделе и распространяется на второй. Что же делать с таким? Быть может, нужно разбить, как сказано непосредственно (после этого стиха) «и разрушат дом»? Поэтому сказано: «и возвратится священнослужитель» [14, 39], «и придет священнослужитель». Мы судим о «приходе» (о том, что следует делать в этом случае) по «возвращению» (по тому, что предписано делать в том случае). Подобно тому, как при «возвращении» извлекают (пораженные камни), оскабливают, обмазывают и дают неделю (времени), так и при «приходе» извлекают, оскабливают, обмазывают и дают неделю (времени). Если язва появится вновь, (дом) нужно разрушить; если не появилась, он чист. А из чего (следует), что если (язва) сохранила (свой вид) в течение этой (первой недели) и в течение второй, следует извлечь (пораженные камни), оскоблить, обмазать и дать неделю (времени)? Поэтому сказано: «если же придет» [14, 48] (здесь глагол «приходить» повторен дважды). О чем говорит этот стих? Если о распространившемся в течение первой (недели), то ведь (об этом) уже говорилось [14, 39-44]. Если о распространившемся в течение второй (недели), то ведь уже говорилось [14, 44]. Следовательно, (стих 48) говорит (о таком случае), когда (священнослужитель) пришел в конце первой недели и пришел в конце второй недели, и осмотрел, и вот (язва) не распространилась. Что же делать с такой (язвой), сохранившей свой вид? Быть может, он просто уйдет (ничего не делая), как написано «и чистым признает дом» [14, 48]? Поэтому сказано: «ибо исцелилась язва» — признаю чистым лишь то, что исцелено (т. е. когда сделано необходимое для устранения язвы). Что же делать с этим? Выше [14, 44] говорится о приходе и ниже [14, 48] говорится о приходе. Как в первом случае извлекают, оскабливают, обмазывают и дают неделю (времени) — ибо мы знаем, что «возвращение» [14, 39] и «приход» [14, 44] идентичны (что касается этого закона) — так и во втором случае (нужно поступить подобным образом). Так сказано в Торат-коhаним. Правило таково: разрушение (дома предписано в случае) возвратной язвы после извлечения (пораженных камней), оскабливания и обмазывания; при возвратной язве распространение не является определяющим. А порядок стихов таков: «если вновь появится» [14, 43], «и разрушат» [14, 45], «а входящий в дом» [14, 46], «и тот, кто ест в доме» [14, 47], «и придет священнослужитель, и осмотрит, и вот распространилась» [14, 44]. Стих [14, 44] говорит о (язве), не изменившейся на протяжении первой (недели), ей дают вторую неделю, чтобы заключить ее, а в конце второй недели приходит (священнослужитель) и видит, что (язва) распространилась. Что нужно делать с ней? Извлекают (камни), оскабливают, обмазывают и дают неделю (времени). Если (язва) появилась вновь, разрушают (дом), если не появилась вновь, нужны птицы (как предписано для очищения дома; эта третья неделя является сроком предельным), ибо при язвах не дается более трех недель (для наблюдения). язва в доме, — проказа пагубная это в доме, нечист он. 45. И разрушат дом, его камни, и его дерево, и всю землю дома, и вынесут за пределы города на место нечистое. 46. А входящий в дом во все дни, (когда) запер егово все дни, (когда) закрыл его. Но не в дни, когда удаляют его язву. Быть может, я исключаю (также дом, нечистый) безусловно, если с него удалили язву. Поэтому сказано: «во все дни» [Сифра]., нечист будет до вечеранечист будет до вечера. Учит, что при этом одежда нечистой не становится (ибо не сказано, что в этом случае следует омыть одежду). Быть может, (это верно) и тогда, когда провел (в доме время, достаточное для того), чтобы съесть «прас» (количество хлеба, достаточное для трапезы, примерно четыре яйца)? Поэтому сказано: «а тот, кто ест в доме, омоет свои одежды» [14, 47]. Мне (известно) лишь относительно того, кто ест. Из чего (видно, что это относится и к тому, кто в доме) лежит? Поэтому сказано: «и лежащий». Мне (известно) лишь относительно того, кто ест и лежит. Из чего (видно, что это относится к тому, кто) не ест и не лежит (но находится в доме)? Поэтому сказано: «омоет... омоет» (слово повторено дважды), чтобы распространить. Но если так, для чего сказано: «кто ест... кто лежит»? Чтобы для спящего (в доме или находящегося в нем) установить минимальный срок (при котором одежда становится нечистой, и это время, за которое) съедают «прас» [Сифра].. 47. А лежащий в доме омоет свои одежды, и тот, кто ест в доме, омоет свои одежды. 48. Если же придетесли же придет. (Придет) в конце второй недели «и осмотрит, и вот не распространилась». Этот стих имеет целью учить относительно сохранившего первоначальный вид на протяжении первой и второй (недели). Что же с этим делать? Быть может, признать чистым, как (казалось бы) следует из стиха: «то чистым признает священнослужитель дом»? Поэтому сказано: «ибо исцелилась язва» — признаю чистым только исцеленное. А исцеленным является лишь такой дом, который был оскоблен и обмазан, и язва не появилась вновь. Этот же (дом, в котором язва оставалась в первоначальном виде на протяжении двух недель, исцеленным не является) и подлежит извлечению (камней), оскабливанию, обмазыванию и (заключению в течение) третьей недели. Стих следует истолковать так: если придет (священнослужитель в конце) второй недели и осмотрит, и вот (язва) не распространилась, то обмажет (дом после извлечения пораженных камней и оскабливания), ибо нет обмазывания без (предварительного) извлечения и оскабливания; а после обмазывания чистым признает священнослужитель дом, если (язва) не появилась вновь к концу (третьей) недели, ибо исцелилась язва. Если же (язва) появилась вновь, то уже истолковано применительно к возвратной (язве), что (дом) должен быть разрушен (см. Раши к 14, 44). священнослужитель и осмотрит, и вот не распространилась язва в доме после того, как обмазан был дом, то чистым признает священнослужитель дом, ибо исцелилась язва. 49. И возьмет для очищения дома двух птиц, и дерева кедрового, и червленую нить, и эзов. 50. И зарежет одну птицу над глиняным сосудом, над проточной водой. 51. И возьмет дерево кедровое, и эзов, и червленую нить, и живую птицу, и обмакнет их в кровь зарезанной птицы и в проточную воду, и окропит дом семь раз. 52. И очистит дом кровью птицы и проточной водой, и живой птицей, и кедровым деревом, и эзовом, и червленой нитью. 53. И отпустит живую птицу за пределы города в поле, и искупит дом, и будет он чист. 54. Это учение о всякой язве проказы и о парше, 55. И о проказе одежной и на доме, 56. И о пятне выступающем белом, и о переходном, и об ярко-белом, 57. Чтобы указать день (признания) нечистымуказать день (признания) нечистым. Какой день признает его чистым и какой день признает его нечистым (т. е. указать день, когда, согласно обстоятельствам, дом, одежда или человек должны быть признаны чистыми или нечистыми) [Сифра]. и день (признания) чистым. Это учение о проказе.

Глава 15

1. И говорил Господь Моше и Аарону так: 2. Говорите сынам Исраэля и скажите им Всякий муж, если будет иметь истечениеесли будет иметь истечение. Быть может, откуда бы ни было истечение (из уха, носа и т. п.), он будет нечист? Поэтому сказано «из плоти его» (т. е. в виду имеется определенная часть его тела, на что указывает префикс «мем», из), но не все тело. Теперь, когда Писание положило различие между плотью и плотью (между частями тела), я могу сделать вывод (Писание) признает нечистым мужчину с истечением («зав») и признает нечистой женщину с истечением («зава»). Подобно тому, как женщина становится носительницей тяжкой нечистоты, «зива» (когда истечение продолжается больше обычного периодического) от того же места, от которого исходит легкая нечистота, «нида» (это истечение месячное, периодическое); так и мужчина, от места, от которого становится нечистым легкой нечистотой, «кери» (это непроизвольное семяизлияние, делающее нечистым до вечера, см. 15, 16), становится нечистым тяжкой нечистотой, «зива» (см. 15, 13) [Сифра]. из плоти его, то его истечение нечистоего истечение нечисто. Учит, что капля (семя) делает нечистым [Сифра; Нида 55а]. Истечение напоминает жидкость от ячменного теста и растекается подобно белку тухлого яйца, семя же вязкое и напоминает белок свежего яйца [Нида 35б].. 3. И это будет нечистота его при его истечении, выделяетвыделяет. (По значению подобно) слову ריר, слюна, т. к. из его плоти выделяется истечение, напоминающее слюну, ибо оно прозрачно. его плоть истечение его или же закрываетсяили же закрывается. Когда выделяется густое и закрывает проток, т. е. плоть его закрывается истечением. Это в прямом смысле. А hалахическое толкование таково первый стих [15, 2] указывает на два обнаружения и называет (признает человека) нечистым, как сказано: «если будет иметь истечение из плоти его, истечение его нечисто», а второй стих [15, 3] указывает на три обнаружения и признает его нечистым, как сказано «его нечистота при его истечении: выделяет его плоть истечение его или же закрыта его плоть его истечением, нечистота его это». Как (следует понимать)? Два (обнаружения) для признания нечистым, а третье обязывает его принести жертву [Нида 43б; Мегила 8а]. его плоть его истечением, нечистота его это. 4. Всякое ложевсякое ложе. Предназначенное для лежания. Быть может, (это относится) также и к вещи, используемой для чего-либо другого (если на ней можно лежать)? Поэтому сказано: «на которое ляжет». Не сказано «на котором лежал», но «на которое ляжет, на которое обычно ложится» — оно всегда предназначено для этого. (Следовательно) исключается такое, о чем ему говорят. «Встань, чтобы нам работать (используя то, на чем ты лежишь)»., на которое ляжет имеющий истечение, будет нечисто, и всякая вещь, на которую сядетна которую сядет. Не сказано «сидел», но «на которую сядет, на которой сидит обычно». (Речь идет) о предназначенном для этого постоянно., нечиста будет. 5. И всякий, кто коснется его ложаи всякий, кто коснется его ложа. Учит, что ложе (несет на себе нечистоту) более тяжелую, чем (предмет, которого слизеточивый) коснулся (каким-либо способом, кроме лежания), ибо первое становится первичным источником нечистоты и делает нечистым человека (который его коснулся) и делает нечистой одежду (которая была на человеке. В то же время вещь, нечистая от) прикосновения, но не ложе, является лишь вторичным источником нечистоты (первой степени) и нечистым делает только пищу и напитки (но не человека и не одежду) [Сифра]., омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 6. И севший на вещьа севший на вещь. Даже если не касался (непосредственно), даже если десять вещей одна на другой (а на нижней сидел слизеточивый), все они делают нечистым, согласно (закону о) сидении, и то же (относится к) постели (на которой лежал слизеточивый) [Сифра]., на которой (обычно) сидит имеющий истечение, омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 7. И коснувшийся тела имеющего истечение омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 8. А если плюнет имеющий истечение на чистогоа если плюнет имеющий истечение на чистого. И тот коснулся (слюны, т. е. слюна на него попала) или нес ее (если слюна попала, например, на палку, которую он нес, он будет нечист до вечера), потому что слюна делает нечистым через ношение [Нида 55б], то омоет одежды свои и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 9. И всякое седлои всякое седло. Даже если не сидел на нем, как например, лука седла (спереди), которая называется агсоn, становится нечистой как часть седла, а само седло, которое называют alves, является нечистым в качестве предмета, для сидения предназначенного [Эрувин 27а]., на котором едет имеющий истечение, нечисто будет. 10. И всякий коснувшийся всего, что будет под ними всякий коснувшийся чего-либо, что будет под ним. Под cлизеточивым. Имеет целью учить относительно седла, что коснувшийся его становится нечистым, но от него не требуется омыть одежду. (Закон о предназначенном для) лежания строже, чем (закон о) седле (в первом случае предписывается омыть одежды, см. 15, 5)., нечист будет до вечера; а несущий этои несущий это. (Все) о чем говорится в связи со слизеточивым его истечение, и его слюна, и его семя, и его моча, и постель, и седло, — ношение этого делает человека нечистым и делает нечистой одежду (на нем) [Сифра]. омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 11. И всякий, кого коснется имеющий истечение, рук своих не омыв водоюрук своих не омыл водою. До тех пор, пока он не совершил погружения-омовения, (чтобы очистить себя) от своей нечистоты, даже если истечение его прекратилось, и он отсчитал семь (чистых) дней (см. 15, 13), но омовения еще не совершил, он делает нечистым всеми видами своей нечистоты. А то, что Писание омовение тела слизеточивого называет омовением рук, имеет целью учить, что скрытое место (во рту, в глазах, в носу и т. п., а также складки тела) не нуждается в попадании воды (на него при погружении тела), но только член открытый, как руки [Сифра]., омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 12. И сосуд глиняный, которого коснется имеющий истечениеи сосуд глиняный, которого коснется имеющий истечение. Быть может, даже если коснулся его снаружи и т. д., как сказано в Торат-коhаним. (Глиняный сосуд становится нечистым только изнутри, т. е. когда что-либо нечистое находится внутри)., будет разбит; а всякий сосуд деревянный будет вымыт водой. 13. Когда же очиститсякогда же очистится (освободится). Когда прекратит (когда больше не будет истечения, то лишь после отсчета семи чистых дней, омовения одежды и т. д. он будет чист). имеющий истечение от своего истечения, то отсчитает себе Семь дней очищения своегосемь дней очищения своего (по очищении своем). Семь дней, свободных от нечистоты истечения, (т. е. когда) он не будет видеть истечения, и все они (эти семь дней следуют) друг за другом [Сифра]., и омоет свои одежды, и омоет тело свое проточной водой, и будет чист. 14. А на восьмой день возьмет для себя двух горлиц или двух молодых голубей и придет пред Господа, ко входу в шатер собрания, и передаст их священнослужителю. 15. И приготовит их священнослужитель, одного в очистительную жертву и одного во всесожжение, и искупит его священнослужитель пред Господом от истечения его. 16. И муж, у которого случится излияние семени, омоет водой все свое тело, и нечист будет до вечера. 17. И всякое платье, и всякая кожа, на чем будет излияние семени, должно быть омыто водой, и нечисто будет до вечера. 18. И женщина, с которой ляжет мужчина с излиянием семени, омоют себя водоюи омоют себя водой. Так предопределено Царем: женщина становится нечистой от совокупления. Причиной не является прикосновение к семени (что делает нечистым), ведь (в данном случае) соприкосновение внутреннее [Нида 41б]., и будут нечисты до вечера. 19. И если женщина будет иметь истечениеесли будет иметь истечение. Быть может, из любого из ее членов (например, из уха или носа)? Поэтому сказано: «а она открыла исток крови своей» [20, 18] — нечистой делает только кровь из истока., кровью будет ее истечение в плоти еекровью будет ее истечение в плоти ее. Ее истечение называется таковым и делает нечистым лишь в том случае, если оно красного цвета [Нида 19а]., то семь дней будет она в отлучениив своем отлучении (отстранении). Подобно «и из вселенной изгонят его» [Йов 18, 18], ибо она отделена, отстранена от прикосновения всякого человека (т. е. отделена с тем, чтобы никто не касался ее). своем, а всякий коснувшийся ее нечист будет до вечера. 20. И все, на что ляжет она в своем отлучении, будет нечисто; и все, на что сядет она, нечисто будет. 21. И всякий коснувшийся постели ее омоет одежды свои и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 22. И всякий коснувшийся всякой вещи, на которой она сидит, омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 23. А если на постели она если на постели он. (В виду имеется) лежащий или сидящий на ее постели или на ее сидении, даже если не касался их (т. к. на них лежат покрывала или другие вещи); на него также распространяется закон о нечистоте, изложенный в предыдущем стихе, и ему предписывается омыть свою одежду. или на вещина вещи. (Имеет целью) включить (в общее правило) седло., на которой она сидит, то, коснувшись этогокоснувшись этого. Относится к седлу, которое включено (в общее правило) посредством слов «на вещь». Но омовение одежд не требуется, так как прикосновение к седлу, делая человека нечистым, при этом одежду(на нем) нечистой не делает [Сифра]., нечист будет до вечера. 24. А если ляжет мужчина с нею, то будет ее отлучение на немто будет ее отлучение на нем. Быть может, применится к ней (к ее счету) если войдет к ней на пятый день ее отлучения, то будет нечист только три дня (т. е. пятый, шестой и седьмой), как и она? Поэтому сказано: «и нечист он семь дней». Что же означает «и будет ее отлучение на нем»? Подобно тому, как она делает нечистым человека и глиняный сосуд, так и он делает нечистым человека и глиняный сосуд [Сифра; Нида 33]., и нечист он семь дней, и всякая постель, на которую он ляжет, нечиста будет. 25. И если женщина будет иметь истечение кровью много днеймного дней. Три дня (минимум, т. к. наименьшее множественное число «дней» — два, а под «многие дни» в виду имеются минимум три) [Сифра]. не во время ее отлученияне во время ее отлучения (отстранения). После семи дней ее отлучения. или если она будет иметь истечениеили если будет иметь истечение. На протяжении этих (выше упомянутых) трех дней. сверх ее отлучениясверх ее отлучения (отстранения). Один (промежуточный) день отделяет от ее отлучения. Это «зава», и закон о ней определен в этом разделе, в отличие от закона относительно «ниды», ибо в этом (первом случае) предписаны отсчет семи чистых (дней) и принесение жертвы, а в случае «ниды» не предписан отсчет чистых (семи дней), но семь дней она остается в отлучении своем, видит она (кровь) или не видит (если в седьмой день еще есть истечение, а затем оно прекратилось, она чиста в восьмой день после омовения). И толковали (наши мудрецы, выводят) из этого раздела, что есть одиннадцать дней между концом отлучения и началом (следующего) отлучения, если на протяжении этих одиннадцати дней (женщина) видит (истечение) три дня подряд, то она «зава» (а не «нида»)., то во все дни истечения нечистота ее как во дни ее отлучения будет, нечиста она. 26. Всякое ложе, на которое ляжет во все дни истечения ее, как ложе ее отлучения будет ей; и всякая вещь, на которую сядет, нечиста будет, как нечистота ее отлучения. 27. И всякий коснувшийся их будет нечист, и омоет одежды свои, и омоет себя водой, и нечист будет до вечера. 28. А когда очистится (освободится) от истечения своего, то отсчитает себе семь дней, и затем будет чиста. 29. И на восьмой день возьмет для себя двух горлиц или двух молодых голубей, и принесет их священнослужителю ко входу в шатер собрания. 30. И приготовит священнослужитель одного в очистительную жертву и одного во всесожжение, и искупит ее священослужитель пред Господом от истечения ее нечистоты. 31. И отстранитеи отстраните. נזר (везде означает) отделение, отстранение. И подобно этому «отступили назад» [Йешаяhу 1, 4] и также «отделенный от братьев своих» [В начале 49, 26]. сынов Исраэля от их нечистоты, чтобы не умерли они в нечистоте своейчтобы не умерли они в нечистоте своей. Искоренение, которому подлежит осквернивший Святилище [В пустыне 19, 13], названо смертью (от руки Небес) [Сифре]., нечистым делая обиталище Мое, которое в их среде. 32. Это учение об имеющем истечениеэто учение об имеющем истечение. Это имевший одно обнаружение. А каково учение (закон) о нем? — «И у кого случится излияние семени», — следовательно, он подобен тому, у кого случилось излияние семени, и нечист до вечера. и о том, у кого случится истечение семени, от чего нечистым становится, 33. И о недомогающей в своем отлучении, и об имеющем свое истечениеи об имеющем свое истечение. Это имевший два обнаружения и имевший три обнаружения, учение (закон) о которых изложено выше (см. Раши к 15, 3). среди мужчин и среди женщин, и о мужчине, который ляжет с (женщиной) нечистой.


Текст русского перевода публикуется с разрешения издательства «Мосад рав Кук». Электронная версия текста взята с сайта Тора Онлайн.

Вопросы раввину

Спросить раввина

Семья

Спросить консультанта

Поиск еврейских захоронений:

Тесты

162
41 вопрос
Кто кому сказал? Тест по книге Шмот

162 прохождения

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ