Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Лашон ара, Мецора, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: Мудрецы сказали про Мирьям (когда Мирьям и Аарон говорили про Моше — прим.): «Не давай своим устам ввести в грех твое тело» — не давай одному из твоих органов ввести в грех все другие. «. и не говори перед посланником» — это Моше, о котором сказано: «И отправил посланника и вывел из Египта», «…это ошибка» — что грех был совершен по ошибке, как сказано: «Ошиблись мы, сделали глупость»[2]. «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — те же слова, о которых сказано: «И воспылал гнев Б-га на них»[3].
Вот разъяснение этому:
Притча.
Рассмотрим два варианта злословия. Человек может злословить о ком-то, кто находится на более низком духовном уровне. У того человека могут быть разные недостатки, но говорящий о нем рассказывает другим не о них, а выдумывает ложь. Этим он причиняет большое зло тому, о ком говорит, и поступает как негодяй. А может быть так, что человек злословит о том, кто находится на более высоком духовном уровне, кто известен своей праведностью. В этом случае, даже если не ясно, правду он сказал или ложь, он уже показал себя негодяем, ведь он осмелился злословить о праведном человеке. Разница между этими вариантами в том, что в первом случае провинность говорившего в том, что он говорил ложь. Он может извиниться и сказать: «Я ошибся. Я был уверен, что сказанное про этого человека правда». Но во втором случае проступок человека уже в том, что он посмел подумать плохое о святом человеке. И это даже если он не лгал. Здесь он уже не может сказать: «Я ошибся», ведь как вообще он посмел открыть рот.
Смысл этой причти в том, что Всевышний сказал: «Но с рабом Моим Моше не так, во всем доме Моем он верен. Как же не побоялись вы говорить против раба Моего Моше»[4] — вы (Аарон и Мирьям) посмели наговорить на праведника Моше! А если вы скажете, что не знали, что он не совершил греха, то «Как же не побоялись вы говорить против раба Моего…» — как вы могли подумать, что праведник Моше совершил проступок. Об этом и сказано: «…и не говори перед посланником: “это ошибка”, то есть: “я ошибся, полагая, что это правда”». Ведь все равно: «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — тот голос, который злословил. Какая разница, была это правда или ложь?! Всевышний запретил любое злословие.
[1] Коэлет 16:5
[2] Бемидбар 12
[3] Бемидбар 12
[4] Бемидбар 12:7-8
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.