Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Лашон ара, Мецора, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: Мудрецы сказали про Мирьям (когда Мирьям и Аарон говорили про Моше — прим.): «Не давай своим устам ввести в грех твое тело» — не давай одному из твоих органов ввести в грех все другие. «. и не говори перед посланником» — это Моше, о котором сказано: «И отправил посланника и вывел из Египта», «…это ошибка» — что грех был совершен по ошибке, как сказано: «Ошиблись мы, сделали глупость»[2]. «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — те же слова, о которых сказано: «И воспылал гнев Б-га на них»[3].
Вот разъяснение этому:
Притча.
Рассмотрим два варианта злословия. Человек может злословить о ком-то, кто находится на более низком духовном уровне. У того человека могут быть разные недостатки, но говорящий о нем рассказывает другим не о них, а выдумывает ложь. Этим он причиняет большое зло тому, о ком говорит, и поступает как негодяй. А может быть так, что человек злословит о том, кто находится на более высоком духовном уровне, кто известен своей праведностью. В этом случае, даже если не ясно, правду он сказал или ложь, он уже показал себя негодяем, ведь он осмелился злословить о праведном человеке. Разница между этими вариантами в том, что в первом случае провинность говорившего в том, что он говорил ложь. Он может извиниться и сказать: «Я ошибся. Я был уверен, что сказанное про этого человека правда». Но во втором случае проступок человека уже в том, что он посмел подумать плохое о святом человеке. И это даже если он не лгал. Здесь он уже не может сказать: «Я ошибся», ведь как вообще он посмел открыть рот.
Смысл этой причти в том, что Всевышний сказал: «Но с рабом Моим Моше не так, во всем доме Моем он верен. Как же не побоялись вы говорить против раба Моего Моше»[4] — вы (Аарон и Мирьям) посмели наговорить на праведника Моше! А если вы скажете, что не знали, что он не совершил греха, то «Как же не побоялись вы говорить против раба Моего…» — как вы могли подумать, что праведник Моше совершил проступок. Об этом и сказано: «…и не говори перед посланником: “это ошибка”, то есть: “я ошибся, полагая, что это правда”». Ведь все равно: «Зачем будет гневаться Б-г на твой голос?» — тот голос, который злословил. Какая разница, была это правда или ложь?! Всевышний запретил любое злословие.
[1] Коэлет 16:5
[2] Бемидбар 12
[3] Бемидбар 12
[4] Бемидбар 12:7-8
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.