«Число дней жизни твоей Я сделаю полным» (Мишпатим, 23:26)
Еврейский народ был создан против законов природы, основан явными чудесами. Нашему праотцу Аврааму было сто лет, а бесплодной Саре — девяносто. И тогда, именно тогда, родился Ицхак. Чтобы провозгласить, что народ, который создан, будет существовать в мире в противоположность всем законам вероятности, выживет, несмотря на все преследования и указы об уничтожении: «Всякое оружие, созданное против тебя, не преуспеет».
Но что верно относительно всего народа в целом, верно и относительно каждого еврея: «Нет судьбы у Исраэля». Не смотрите в гороскоп, не спрашивайте предсказателей. «Знамений небесных не страшитесь — пусть страшатся их те народы» (Ирмеяу, 10:2). Даже относительно сыновей, жизни и пропитания, о которых сказано (Трактат Моед катан, 28), что они зависят от звезд. Соблюдение законов субботы, чистоты семьи, кашрута, наложение тфилин — сотворят чудеса.
Сказал рав, автор книги «Мисгав ладах», благословенна память праведника: об этом сказано в нашей главе: «И будете служить Г-споду Б-гу Вашему. И благословит Он хлеб твой… И не будет лишившейся детей… число дней жизни твоей Я сделаю полным». Здесь ясно объясняется, что в заслугу служения Ашему, молитвы и исполнения заповедей улучшится положение с заработком («и благословлю хлеб твой»), и увеличится продолжительность жизни — все это, зависящее от звезд, повернется к лучшему в заслугу служения Ашему.
Святой гаон, автор книги «Тания», благословенна память праведника, бывший подобно бьющему источнику в Торе и богобоязненности, в открытой и скрытой частях Торы, был магнитом для приходящих к нему хасидов. Среди них выделялся один известный хасид раби Шмуэль Мункас, благословенна память праведника, удостоившийся двух столов: Торы и богатства. Короткое время дня отводил он торговле драгоценными камнями, а остальное время посвящал Торе, молитве и богобоязненности.
Однажды приехал он в Лиду к раби, чтобы начерпать от вод его знания и источника его постижения. Но он должен был ждать много дней, так как сотни евреев хотели попасть к раби, каждый со своими бедами и надеждами на спасение. В большинстве своем, с мелкими вопросами. Но святой раби «спустился с горы к народу» и слушал их рассказы с бесконечным терпением и безграничной любовью.
Очередь продвигалась медленно, но, в конце концов, дошел черед раби Шмуэля. Глубокие вопросы приготовил он. Но прежде, чем задать их, выразил удивление: почему раби уделяет столько дорогого времени простому народу, с поверхностным пониманием, весь интерес которых в материальном, вместо того, чтобы посвящать свое время людям с духовными устремлениями.
Выслушал раби и не ответил. Предпочел переменить тему. «Чем ты занимаешься?»
Слава Богу, — ответил раби Шмуэль. — От продажи одного камня я могу жить месяц, подниматься в Торе и в служении Ашему!»
«Так дороги драгоценные камни?!» — удивился раби.
«Есть дорогие, а есть еще дороже», — ответил раби Шмуэль.
«Интересно, сказал раби. — Покажи мне, пожалуйста. Посмотрю, за что готовы люди платить такие большие деньги»…
Сунул раби Шмуэль руку за пазуху — его сокровища постоянно были с ним. Вытащил он платок и положил его на стол. Развязал его, и драгоценные камни засверкали, как маленькие звезды.
Лицо раби выразило разочарование. «Все кажется одинаковым», — сказал он.
Раби Шмуэлю подумал, что он не расслышал.
Пальцы раби перебрали камни, как будто это была перловая крупа. Вытащил из них один и посмотрел на него с пренебрежением: «И за это разумные люди готовы заплатить целый рубль?!»
«Рубль?! — содрогнулся раби Шмуэль. — Сотни рублей!»
«Даже так?! — отношение раби переменилось. Он стал относиться к ним с уважением. — Сколько, например, стоит этот камень?»
«Пусть разрешит мне раби», — хасид почтительно посмотрел на камень. — Ведь он знает все свои камни. Величину, цвет, прозрачность, сияние чистоту. — Пятьсот рублей».
Семья может зажиточно прожить на эту сумму два года.
«А этот», — раби вытащил еще один камень.
Случайно он выбрал очень дорогой камень, лучший из всех. «Десять тысяч. И ни рублем меньше. Но даже это по сходной цене».
Раби подержал их в руках и сказал: «А выглядят почти одинаково. Ну, размерами немного отличаются. И немного сиянием. Но такая большая разница»…
«Раби, — сказал раби Шмуэль со всем почтительным трепетом, — в драгоценных камнях надо понимать»…
Раби положил камни на платок. «А ты понимаешь?»
«Это моя специальность, раби».
«Конечно, я и не претендую высказывать мнение о том, чего не понимаю. Да поможет Ашем преуспеть тебе в твоих делах».
«Амен», — ответил раби Шмуэль и завязал камни в платок.
«Но разве ты не понимаешь, что и в еврейских душах тоже надо разбираться, и это — моя специальность!»…
Как это волнующе, как точно.
«Нет души похожей на другую (Шаарей а-лешем, 2:13—4), — и нет человека, похожего на своего товарища, со дня существования человека на земле». Поэтому сотворен человек единственным и уникальным, чтобы каждый мог сказать: «Для меня сотворен этот мир» (Трактат Санедрин, 37).
И человек должен верить, что Ашем благословенный занимается им, интересуется им и наставляет его. (Мааян а-эмуна)
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»