Темы: Недельная глава, Мецора, Оцарот
«Это будет закон о прокаженном, когда должно очистить его: да приведут его к священнику (коэну). И выйдет священник за стан…» (Ваикра 14:2, 3). Раби Шабтай а-Коэн[1] объясняет: коэн должен выйти навстречу прокаженному, чтобы выказать ему уважение. Прокаженного отсылают из стана, он терпит публичный позор. Поэтому нужно перед всем народом показать ему, что его не отвергают. Коэн выходит навстречу прокаженному, чтобы его почтить.
Здесь содержится важный урок. Прокаженный несет наказание за свои грехи — за гордыню и злословие, и другие грехи, перечисленные нашими мудрецами (Арахин 16а). Но необходимо, чтобы все видели: наказание — это не полное отвержение. «Пусть всегда левая рука отстраняет, а правая приближает». Нужно выйти навстречу прокаженному и оказать ему честь.
Когда пророчица Мирьям была поражена проказой за то, что «злословила» о своем брате Моше, народ Израиля оказал ей величайшую честь: «…народ же не отправлялся в путь, пока не возвратилась Мирьям» (Бемидбар 12:15), то есть пока она не исцелилась. Облачный столп не двигался, и Шхина[2] ожидала ее, чтобы оказать ей честь.
Во времена царя Давида разразился голод, который продолжался три года. Давид вопросил Всевышнего через Урим вэ-Тумим, за что послано бедствие, и получил ответ: «За Шаула это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил гивонитян» (Шмуэль II 21:1). «За Шаула» — за то, что царя Шаула не оплакали и не погребли, как положено; «за этот кровожадный дом» — за то, что Шаул истреблял гивонитян.
В Гмаре (Йевамот 78 б) сказано: наказание за грех Шаула было послано одновременно с наказанием за то, что Шаула не похоронили достойным образом. Это показывает, что царь Шаул был возвышен и свят: именно в момент наказания за его грехи Небеса «вступились за его честь».
Даже когда мы гневаемся на кого-то, следует проявлять осторожность, чтобы не отрицать всё добро, которое тот сделал, и не отвергать человека полностью — «не бросать камень в падающего». Наоборот, и при наказании следует проявлять уважение.
Следующая история приводится в книге «Мицвот бэ-Симха» гаона раби Ицхака Зильберштейна[3].
Это история о подростке, который начал учиться в малой ешиве (среднее учебное заведение для мальчиков 14-17 лет) и сразу столкнулся с трудностями. Сначала они не были очень большими, но, так как на них не обратили внимания, они разрослись и привели к снижению мотивации, отставанию и трениям с товарищами по учебе. В итоге через несколько месяцев парень бросил ешиву и вернулся домой.
— Не хочу учиться, не нужны мне никакие альтернативные форматы, я вообще ничего не хочу! — кричал он раздраженно, когда ему предлагали какие-то способы выхода из ситуации.
Постоянного занятия у него не было, и он попытался зарабатывать уборкой квартир. Дело было перед Песахом, и Свыше устроили так, чтобы объявление, которое этот парень повесил, увидел рав Хаим-Исраэль Штерн из района Кирьят Вижниц в Бней-Браке. Рав Штерн и его жена позвонили юноше и попросили, чтобы он пришел прибраться в их доме. Увидев его, они сразу поняли, что он бросил ешиву, и поэтому отнеслись к нему с особой теплотой. Они угостили нового работника кофе с пирожными, и рав Штерн сказал супруге в его присутствии нового работника:
— Смотри, как нам повезло: ученик ешивы помогает нам прибраться в честь Песаха!
С тех пор всякий раз, заходя к ним, он слышал указания и просьбы, которые в других домах не услышишь:
— Не перетаскивай тяжелую мебель, это не подобает ученику ешивы.
— Не чисти туалеты — ведь ты пришел из аудиторий ешивы, мы не хотим, чтобы ты занимался такой грязной работой.
Периодически они говорили ему:
— Отдохни немного, тебе необязательно так тяжело работать.
Они постоянно подчеркивали, как он прекрасно работает: старательно и умело.
— После твоей уборки здесь всё блестит! Мы видим, что ты можешь реализовать свои скрытые таланты.
Родители парня вдруг стали замечать, что, когда тот возвращается домой, его глаза блестят. В сердце бывшего ученика загорелась искра, и он стал вставать раньше, говоря, что теперь у него есть причины делать это. Он даже снова начал молиться утром в миньяне:
— Ведь так делает рав Штерн, да и жена его не пропускает молитву, — объяснил он.
Он начал помогать родителям по дому — раз уж супруги Штерн считают его таким хорошим работником.
— Эта бабуля действительно верит, что я очень успешный парень, — сказал он матери как-то утром.
С тех пор весь распорядок его дня изменился. Этот «оторванный плод» сумел снова «прирасти к ветке». Но самое большое чудо случилось после Песаха: юноша захотел вернуться в ешиву, где учился ранее. Преподаватели устроили ему повторный экзамен и были удивлены:
— Это что, тот самый ученик, который ушел зимой, хлопнув дверью?
Глава ешивы сам позвонил его родителям и сказал, что изумлен огромной переменой, произошедшей с их сыном. Он сообщил, что юношу вновь принимают в ешиву. Парень начал усердно учиться и вскоре стал одним из ведущих учеников.
Закончив этот рассказ, рав Зильберштейн добавил:
— Здесь содержится очень важный урок. Главная причина того, что молодые люди сходят с пути, — в том, что родители и учителя не достаточно в них верят. (Эсрим вэ-Арба Шева)
[1] Раби Шабтай бар-Меир а-Коэн (ШАХ; 5382-5423 /1622-1663, Польша — Богемия) — выдающийся законоучитель, автор знаменитого комментария к Шульхан Аруху — «Сифтэй Коэн». Раби Шабтай также описал трагические события Хмельнитчины в книге «Мегилат Эйфа» — «Свиток мрака» и в целом ряде траурных элегий (слихот).
[2] Б-жественное присутствие.
[3] Рав Ицхак Зильберштейн (родился в 5694 / 1934 в Польше) — галахический авторитет, раввин района Рамат Эльханан в Бней-Браке, глава колеля «Бейт Давид» в Холоне, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в «Дэгель а-Тора».
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?