Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы не пытаемся изменить мир и не хотим просто жаловаться на ситуацию. Однако вспомним, что в святой Торе ни разу не упомянута школа. Школа — это более позднее изобретение.

«И увидит его коэн, и признает его нечистым» (13:3). В Мишне, трактат Негаим, мы учим закон, относящийся к нашей недельной главе: «Не смотрят на две проказы сразу, а смотрят на одного, закрывают его или отпускают, и возвращаются к другому». Источник этого закона — во фразе из Торы: «И увидит его коэн, и признает его нечистым». Его — одного. А почему в самом деле нельзя осматривать сразу двоих? Это сделало бы систему более эффективной, ускорило бы процессы. Наш учитель раби Йосеф Каро в своих толкованиях объяснил это: «Причина того, что не осматривают две проказы вместе, — в том, что прокаженный считается словно мертвым. Признавая его нечистым, коэн словно убивает его. А мы учим: если Санедрин приговаривает к смерти раз в семь лет, он называется безжалостным, и не судят в один день по двум делам, где может быть вынесен смертный приговор».

Это волнующие слова, когда мы сравниваем их с сегодняшней образовательной системой. У нас набирают классы по сорок детей и обучают всех вместе. Потом всем вместе делают экзамен и проверяют все экзамены за один вечер, как на конвейере. Но постойте! Разве каждый ученик — это не целый мир? У каждого свои таланты, своя уникальность. У каждого свои особые условия дома, свои сомнения и проблемы. Иногда оценка на экзамене или в аттестате способна изменить судьбу. Как можно сделать это коллективно и оптом? Речь ведь идет не об апельсинах или картошке. Это дети, живые души! Еврейские, тонкие и чистые души.

Мы не пытаемся изменить мир и не хотим просто жаловаться на ситуацию. Однако вспомним, что в святой Торе ни разу не упомянута школа. Школа — это более позднее изобретение.

Тора возложила на отца ответственность за воспитание ребенка, зная, что он уделит внимание каждому с учетом его способностей и талантов. Он будет «воспитывать отрока согласно пути его» (Мишлей 22:6).

Со временем мудрецы учредили школы для детей (Талмуд Тора), ограничив число учеников двадцатью пятью в одном классе. Если примут хотя бы одного дополнительного ученика, нужно брать и еще одного преподавателя, чтобы он заучивал с ними материал (Бава Батра 21 а). И если хотя бы один ученик не будет знать выученное как следует, вина за это будет висеть на шее учителя. Почему он не уследил, почему не обратил внимание? Такого учителя назовут «делающим работу Б-жью обманом», и он будет заслуживать смерти с Небес (Яд Рама).

Если же школа не выполняет свое предназначение, и из-за различных уважительных причин учитель не может формировать личное и эмоциональное отношение с каждым учеником, мы не имеем претензий. Просто в таком случае ответственность снова возвращается к родителям. Школа даст знания, а родители — личное внимание, чувства, поддержку, понимание (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его