«Если язва проказы будет на человеке…» (Ваикра 13:9).
В нашей недельной главе изложены законы очищения от различных болезней, которые Б-г посылает в наказание за злословие. Священная Книга Зоар говорит, что слово «прокаженный» (мецора)[1] является сокращением выражения «моци шем ра», означающего «клеветник» (порочащий доброе имя). Злословящего поражает цараат.
У того, кто злословит о ближнем, оскверняются все части тела, от него исходит дух нечистоты, а молитва его не поднимается к Всевышнему. Известно, что и врата Будущего мира не откроются перед ним — злословящие не увидят лик Шхины.
В Гмаре (Арахин 15 б) сказано: «Каково исправление для злословящих? Пусть займется Торой, как сказано: “Кротость (буквально — исцеление) для языка — древо жизни” (Мишлей 15:4), а древо жизни — не что иное, как Тора, как сказано: “Древо жизни она для придерживающихся ее…” (там же, 3:18)».
Известно, что все евреи отвечают друг за друга. Горе тому, кто совершает грех: ведь он склоняет «весы» всего мира и свои собственные в сторону вины[2]. В Мидраше (Ваикра Рабба 4:6) сказано:
«Исраэль — отбившийся ягненок» (Ирмияу 50:17) — уподоблены (все) евреи (одному) ягненку: если ударят ягненка по голове или еще куда-то, все части его тела это почувствуют. Так и народ Израиля: если грешит один из них, все чувствуют».
Сказано (Бемидбар 16:22): «Б-же… один человек согрешил, а на всю общину Ты гневаешься?» Поясняет раби Шимон бар-Йохай: с чем это можно сравнить? С такой ситуацией: сидят люди в лодке. Берет один из них сверло и начинает сверлить дно под собой. Товарищи говорят ему:
— Ты что делаешь?!
А он:
— Вам-то что? Я же под собой дно сверлю!
Сказали ему:
— Поднимется вода и потопит нашу лодку…
В водовороте информации, которую транслируют СМИ, затопляя наше поколение, журналисты отдают предпочтение сенсациям, всему шокирующему. А мы тонем в море сплетен и злословия, клеветы и ложных обвинений. Это умножает грехи поколения, а всё наше поколение оказывается окутано духом нечистоты.
В свое время, когда Датан и Авирам угрожали доносом Моше Рабейну, защитившему еврея-раба от надсмотрщика, Моше сказал: «Верно стало известно это дело» (Шмот 2:14).
Раши разъясняет эти слова: «Мне стало известно, почему происходит то, чего я не мог понять: в чем же евреи согрешили больше всех семидесяти народов, что за это им был уготован рабский труд? Но теперь вижу, что они действительно это заслужили. Есть среди них доносчики и клеветники. Быть может, теперь они и недостойны избавления».
Как-то раз спросили у гаонаРава Хаима Каневского: если в народе Израиля есть два доносчика, неужели из-за них задерживается избавление всего народа? Он ответил: да, остальных наказывают за то, что не помешали им…
У нас нет сил протестовать и сдерживать эту огромную мутную волну. Но мы в силах хотя бы не увеличивать ее. Можем оберегать свой язык от злословия. Можем действовать на противоположной стороне.
Талмуд открывает: есть возможность очистить атмосферу и устранить нечистоту. Для этого нужно лишь усилить изучение Торы. И это обязанность каждого еврея, переживающего за состояние поколения, — расширять изучение Торы, выходить на новый уровень изучения. И свет сам прогонит тьму: «Исцеление для языка — Древо Жизни».
Обязанность оберегать свой язык подразумевает, среди прочего, умение промолчать. Лучше быть обиженным, чем обидчиком. Нелегко смолчать, когда тебя оскорбляют. Но тот, кто научится этому, получает великую награду.
Учитель религиозной школы рассказал такую историю.
Один из детей в его классе тяжело заболел. Родители ходили с ним от одного врача к другому, но, к сожалению, так и не смогли его вылечить.
Однажды в классе устроили конкурс детских рисунков. Каждый ребенок старался, рисовал — как умел. Некоторые распечатывали удивительные рисунки. Больной ребенок тоже попытал свои силы, и ему удалось-таки нарисовать замечательную картинку.
Когда он пришел в класс, к нему подскочил один из одноклассников, взглянул на рисунок и заорал: «Это вообще — что? Это типа рисунок?! Это бред полный!» Вырвал листок у него из рук и бросил на пол.
Мальчик сдержался и ничего не ответил. Учитель ничего не знал о том, что произошло, а обиженный ребенок не рассказал об этом даже родителям.
Спустя два дня отец спросил его:
— Ну как, понравился учителю твой красивый рисунок?
— Я не показывал, — ответил мальчик. — Он был не такой уж красивый…
Отец понял: произошло что-то странное, и позвонил учителю — узнать, какова судьба рисунка, над которым сын так упорно трудился.
Так учитель узнал, что и этот ученик подготовил работу на конкурс. Он тут же позвал ребенка и стал расспрашивать, почему тот не показал свой рисунок. Мальчик ушел от ответа, не стал рассказывать о неадекватном однокласснике.
Но учитель продолжал расспросы, пока ему не удалось сложить из деталей полную картину. Тогда он спросил:
— Как же ты никому не рассказал, что N. так поступил с тобой при всех?
Ученик простодушно ответил:
— Вы ведь знаете, что мне нужно исцеление. Наши мудрецы говорят (Йома 23 а): о тех, кто не обижается, когда их унижают, кто слышит оскорбления и не отвечает… сказано (Шофтим 5:31): «Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! Может, в награду за то, что я смолчал, Б-г смилуется и пошлет мне исцеление!
Прошло не так уж много дней — и больной пошел на поправку. Он чувствовал себя всё лучше, и сегодня живет как здоровый человек — к удивлению всех врачей, которые никак не могут это объяснить (Кводам шель Исраэль).
[1]Важно помнить, что «цараат», о которой говорится в Торе, это не проказа, а болезнь, похожая на проказу.
[2]Сказано в Талмуде (Кидушин 40 б): «Человек всегда должен считать себя наполовину грешным, а наполовину праведным, и весь мир как бы наполовину грешным, а наполовину праведным. Если он выполняет одну заповедь, он заслуживает благословения — ибо тем самым склоняет чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира; если он нарушает заповедь, да помогут ему Небеса: тем самым он изменяет равновесие в худшую сторону и для себя, и для всего мира»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский