Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Злословие влияет на все аспекты жизни, включая изучение Торы и молитву. Неслучайно царь Давид призывает стеречь язык от зла в качестве условия для долголетия.

Одной из основных тем наших двух недельных глав является «негаим», что принято переводить на русский как «проказа». Вавилонский Талмуд в трактате «Арахин» (ст. 16а) приводит семь причин, по которым Всевышний наводит проказу на человека. Основной же причиной является злословие. О важности контроля за произносимыми словами можно узнать из Теиллим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теиллим 34:13–15). Почему царь Давид поставил на первое место отдаление от злословия?

Само строение нашего мира является ответом на этот вопрос. Несмотря на то, что мы живем в физической реальности, ее основы — исключительно духовные. Подтверждением этому служит мишна, приведенная в трактате «Пиркей-авот»: «Мир стоит на трех основаниях — на Торе, на служении и на добрых делах».

Итак, мир существует благодаря огромной силе Торы. В Иерусалимском Талмуде в начале трактата «Пеа» указано, что заслуга при изучении Торы приравнивается к заслугам при исполнении всех остальных заповедей, а нарушение запрета на злословие подобно нарушению всех остальных запретов, которые дал нам Всевышний.

Каждому из нас важно, чтобы его слова Торы и его молитва, которая может исправить и улучшить окружающую реальность, были по достоинству приняты на Небесах, на самом высоком уровне. Вот что по этому поводу говорят мудрецы Талмуда, которые знали истинное значение всего, что находится в этом мире. В трактате «Шаббат» (лист 119б) задается вопрос: на чем в данную минуту держится этот мир? Другими словами, какой духовный фундамент есть у физической реальности? Ответ, который приводится в Талмуде, крайне нетривиален. Основой нашего мира является… пар изо рта маленьких детей, которые учат Тору и молятся.

Рав Папа и Абайе были величайшими мудрецами своего поколения. Рав Папа спросил у Абайе: «А что же с нами?» То есть, почему при поддержании жизнедеятельности не учитывается пар взрослых мудрецов? Абайе ответил: «Пар, который исходит изо рта, который согрешил, не похож на пар изо рта, который не грешил». Праведный Абайе предполагал, что в прошлом он и рав Папа могли каким-то образом оговориться — разумеется, применительно к собственному высокому уровню — и таким образом считаться согрешившими людьми. Огромная же сила, которой обладает пар, исходящий изо рта маленький детей, возникает благодаря чистоте их уст.

Когда мы преступаем запрет злословия, Тора, которую мы изучаем, уже не обладает тем потенциалом, как раньше, а молитвы не принимаются на Небесах на должном уровне. Поэтому мы должны, как повелел царь Давид, стеречь язык свой и следить за духовной чистотой уст. Хафец-Хаим пишет, что наши уста можно сравнить с рабочими инструментами. Поскольку заржавевшим резцом нельзя сделать огранку на бриллианте, давайте все вместе заботиться о надлежащем состоянии нашей речи, являющейся мощным духовным инструментом.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»