Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Укладывание спать и сон, Приучение к порядку, Дошкольники
Шалом, у меня вопрос, как быть в Рош а-Шана и другие праздники с детьми? У нас первый ребенок (полтора года), и возникает вопрос: как совместить праздник и своевременный отход ко сну?
Сейчас мы спим вместе, поэтому в час икс у нас должна быть ванна и сон, а этот час икс не совпадает со временем зажигания свечей и т. п. Например, субботу мы принимаем на себя больше чем за час до захода солнца, чтобы до отхода ко сну успеть сделать трапезу. (Если не уложить спать вовремя, то гарантированно возникнут сложности с последствиями для здоровья всех членов семьи).
Наверное, правильнее спросить, как принято поступать с детьми нежного возраста (но уже не грудничками) в соблюдающих семьях? Поделитесь, пожалуйста, know how. С уважением, N.
Уважаемая N.!
Еврейская женщина освобождена от исполнения большинства предписывающих заповедей, связанных со временем, и это позволяет ей посвятить значительно больше времени уходу за домом и за детьми.
У совсем маленьких детей еще нет режима, и поэтому родителям волей-неволей приходится приспосабливаться ко времени их бодрствования и сна. Это бывает очень нелегко, иногда родителям приходится по очереди «нести вахту», давая друг другу возможность отдохнуть или заняться другими делами.
Но даже в этот период можно помочь ребенку сформировать некоторые привычки, которые помогут ему приспособиться к образу жизни всей семьи.
С самого рождения младенца можно приучать засыпать в любых условиях: при шуме и свете, в коляске, кроватке, на диване и т.п. Для этого достаточно не затемнять комнату, где спит ребенок, и продолжать общаться, не понижая голоса, не переходить на шепот. А также — укладывать его в разных местах, чтобы он не привыкал только к своей кроватке.
Можно покачать ребенка, спеть колыбельную, покормить, но — только пока он не заснет. То же самое и с пустышкой: лучше не приучать ребенка спать с ней, потому что он будет просыпаться каждый раз, когда она выпадет. И, разумеется, если приучить малыша засыпать только вместе с родителями, он будет тяжело переживать любые изменения.
Когда малыши немного подрастают, у них устанавливается определенное время сна. На этом этапе режим ребенка можно корректировать, учитывая потребности остальных членов семьи.
Например, если мы хотим, чтобы ребенок ложился вечером попозже, можно постараться укладывать его спать днем или продлевать имеющийся дневной сон, а вечером побольше играть с ним и поддерживать в бодрствующем состоянии, постепенно оттягивая время отхода ко сну до желаемого. Конечно, не следует доводить ребенка до перевозбуждения или истерик, нужно учитывать его потребности в первую очередь.
В семьях евреев, живущих по Торе, как правило, многодетных, родителям приходится лавировать между потребностями детей разных возрастов. Гибкий режим для каждого ребенка в таких условиях — необходимость.
Различные дни еврейского календаря — субботы, праздники, Пасхальный седер, семейные торжества — предусматривают активное участие подрастающего поколения. И очень желательно, чтобы дети могли время от времени с позволения родителей отойти от обычного расписания.
Особенно важная часть еврейской жизни — гостеприимство. И детей желательно приучать к выполнению этой великой заповеди с самого раннего возраста. Гибкость режима позволит семье и принимать гостей у себя, и самим ездить в гости к дорогим людям. В гостях неукоснительно следовать режиму, как правило, невозможно. И засыпать на новом месте будет легче ребенку, приученному к различным условиям.
А уж если мы принимаем гостей у себя, стоит уделить им максимум внимания. В религиозных семьях часто можно наблюдать, как субботним вечером после трапезы взрослые заняты беседой с гостями, а дети «отключаются» на диванах или креслах, не обращая внимания на свет и разговор.
Потом родители мягко разбудят старших, чтобы те переоделись и сказали «Шма Исраэль», а младших отнесут в постели как есть, и никакого ущерба для физического или психического здоровья детей от этого не будет — утром в субботу и праздник можно поспать подольше!
И к нарушению дисциплины это тоже не приведет: дети с самого начала привыкнут, что в будни идут спать в определенное время и с определенным ритуалом, а в субботу — особенный день — всё особенное: и еда, и одежда, и правила!
Что делать в вашем конкретном случае, трудно сказать точно. Это зависит и от характера ребенка, и от силы его привычек. Можно попробовать внести изменения в режим, но это может занять время и отнять немало сил. До начала осенних праздников можно и не успеть, но зато это поможет в будущем.
А следующего ребенка можно будет приучать к гибкости с самого начала. Желаю вам успехов в воспитании детей и всего наилучшего в наступающем году!
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его