Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Глава XIV

6. …Кедровое дерево и иссоп, величайшее и самое маленькое из проявлений царства растений, представляют вместе весь диапазон растительной жизни (Ср. I Мелахим 5:13 — «…от кедра, который в Ливане, до иссопа, пробивающегося на стене»), так же как шерсть, окрашиваемая кровью червей, — продукт, который дает млекопитающее, в сочетании с кровью нижайшего из пресмыкающихся, —символизирует весь диапазон животной жизни. Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни, как она проявляется во флоре и фауне открытых просторов, в которых осужден пребывать «прокаженный» из-за своего антиобщественного, достойного порицания поведения. К ним добавлена «выпускаемая на свободу» птица, которую не убили, чтобы она символизировала животное, живущее без самоограничения, слепо следующее своим инстинктам. Образ жизни птицы делает ее неотъемлемой частью растительной и животной природы. Семикратная пропасть отделяет это животное от «вечной» жизни, которая зарабатывается нравственным правлением свободной воли над животными инстинктами (символически выраженными кровью голубя, зарезанного над живой водой) и которая должна реализоваться в социальной жизни обладающего нравственностью человеческого существа. Семикратное крапление кровью понимается как символическое предостережение тому, кто был изгнан в общество животных и растений, что ныне он должен проявить семикратную энергию для преодоления этой пропасти, прежде чем его смогут провозгласить чистым и достойным вновь вступить в человеческое сообщество…

18. …Вся эта процедура — семикратное крапление маслом в направлении Святая Святых, помазание мочки уха, большого пальца руки и ноги очищаемого, а затем возлияние части масла на его голову, в то время как остаток лога (лог равен, примерно, 0,55 литра) масла отдается коэнам для личного использования (стих 13), — символически устанавливает великую истину для того, кто ныне исцелился от своих נגעים и готов быть принятым вновь в среду Святилища. Истина эта такова: физическое благополучие человека полностью зависит от его духовного и нравственного здоровья. Он должен загодя и с постоянно обновляющейся решимостью обязаться посвятить каждую частицу здоровья и силы, которые он надеется получить от Б-га (и которые символизируют семикратные крапления), для осуществления Б-жественного Закона в Святилище. Он должен выполнить это самопосвящение, в первую очередь, через использование своих чувств, через свою способность впитывать идеи (что символизирует его ухо), через совершаемые им дела (что символизирует большой палец руки) и через стремление к обладанию и достижениям (что символизирует большой палец ноги). Он должен активизировать каждую свою мысль и каждый свой поступок такой преданностью, что она поглотит все интеллектуальные и духовные аспекты его личности (которые символизирует его голова).

Только тот, кто ведет себя подобным образом, освятится и душой, и телом, станет преданным слугой Закона. И только тот, кто уподобится в этом отношении коэну, сможет надеяться обрести желанные здоровье и силу.

И КОЭН ДОБЬЕТСЯ ИСКУПЛЕНИЯ ДЛЯ НЕГО ПЕРЕД Б-ГОМ. Относительно жертвоприношения, очищающего (того, кто его приносит) от греха, нам сообщают в следующем стихе: «и добьется искупления для очищаемого от его нечистоты». Относительно жертвы восхождения нам говорят (стих 20): «коэн добьется искупления для него, и он станет чист». При помощи повинной жертвы, лога масла, который является частью ритуала, и жертв, совершаемых с помощью описанных выше предметов (кедровой ветви, иссопа и т.д.), человек искупает грехи перед обществом, которые навлекли на него недовольство Б-га, выраженное пятнами проказы. Эта процедура имеет целью внушить тому, кто ее совершает, все основополагающие истины жизни, проходящей перед Б-гом в соответствии с еврейскими представлениями о социальной справедливости. Тем самым стираются его прошлые грехи, и он должен отныне и навсегда вести себя как еврей, праведный член общества, живущего перед Б-гом и под властью Б-жественного Закона.

19-20. Однако социальная справедливость — это лишь один аспект миссии еврея. Только если он придерживается всех норм, установленных нравственным законом Б-га (как в символической форме учит жертва, очищающая от греха того, кто ее приносит), и неустанно выполняет все обязанности, которые заповеданы ему Б-гом (как символически выражено обетованием жертвы восхождения), он может стать совершенным евреем. В самом деле, эти обряды могут быть уподоблены одному истинному корню и стволу Б-жественного насаждения, имя которому еврейский народ; именно они породили, как цветы и плоды, подлинную еврейскую социальную справедливость. Если бы еврейская справедливость и гуманность рассматривались отдельно от всех других Б-жественных законов, которые Б-г требует соблюдать точно и преданно, то они явились бы лишь фрагментом так называемого «иудаизма», которому никогда бы не позволили одержать победу в истории.

Повинная жертва прокаженного должна основываться на грехоочистительной жертве и на жертве восхождения. Своей грехоочистительной жертвой «прокаженный» должен символически отринуть всю нехватку нравственного самоопределения, а своей жертвой восхождения он должен отдать свою нравственную добровольную преданность всему тому, что Б-г объявил добром, чтобы он смог очиститься и чтобы Б-жьему персту не было нужды вновь касаться его, выказывая недовольство Б-га и изгоняя его из еврейского окружения, расцветающего вокруг Святилища Б-жественного Закона.

21-31. А ЕСЛИ ОН БЕДЕН. Даже если он беден, его повинная жертва должна быть такой же, как и у всех остальных. Общественный долг справедливости и братства одинаков и для богатых и для бедных; общественное положение не имеет значения, когда человека судят за социальные грехи того типа, который искупается повинной жертвой «прокаженного». Лишь общее направление жизни как таковое меняется в зависимости от положения, в котором находится личность, и каждая жизненная позиция требует проверки иных аспектов нравственной силы. Поэтому, хотя повинная жертва и один лог масла одинаковы для всех «прокаженных», будь то богач или бедняк, тем не менее, так же как в случае «восходящего и нисходящего жертвоприношения», бедный «прокаженный» использует птиц и для жертвоприношения, которое очищает (того, кто приносит его) от греха, и для жертвоприношения восхождения.

52-53. …Тот факт, что законы касательно признаков проказы на домах, как и законы о признаках проказы на людях и на одежде, не имеют ничего общего с санитарными предосторожностями и что единственная цель следов проказы —предупредить о недовольстве Б-га нравственными оплошностями, очевиден не только из общих для всех этих симптомов характеристик, но и из законов, которые применяются отдельно к каждому из этих симптомов. Прежде всего отметим, что эти законы применяются только в Земле Израиля, и даже здесь они вступили в силу после того, как страна была поделена на частные владения, т.е. они должны соблюдаться лишь в отношении домов, которые могут быть однозначно определены как частные жилища. Эти утверждения ясно показывают, что признаки проказы относятся не к зданию как таковому, а к личности его владельца, что бедствие «адресовано», так сказать, ему. Бедствием проказы поражен не дом, а живущие в нем люди, символизируемая частным жилищем жизнь индивидуума, отличенная от жизни общины. По этой причине метка рассматривается в качестве признака проказы лишь тогда, когда она появляется на стенах дома, т.е. на замыкающем дом элементе, и даже в этом случае, только если метка находится непосредственно на том материале, из которого сделана стена, т.е. камне, дереве или штукатурке. Более того, дом может стать нечистым от признака проказы, только если он построен обычным способом; он должен представлять собой строение с четырьмя стенами и не должен быть сделан ни из строительных кирпичей, ни из мрамора. Все эти конкретности имеют целью снабдить определение необходимой для любого символа четкостью, прояснить, что за этими законами не кроется никакая иная цель или побуждение, и направить внимание на одну базисную концепцию, которую закон намеревается подчеркнуть; в данном случае, концепцию дома как места, где проходит семейная жизнь человека.

Из всех социальных грехов, ведущих обычно к появлению признаков проказы — выражению Б-жественного недовольства, мудрецы в особенности выделяют один, о котором прежде всего и в первую очередь сигнализируют признаки проказы на домах. Это эгоизм, который заставляет человека отказывать в братском служении своему ближнему, себялюбие, которое заставляет человека считать свой дом служащим только ему одному, тот содомитский принцип «мое — мое, а твое — твое», который извращает самый принцип частной собственности. Он забывает о том, что закон, отделяющий собственность человека от собственности других людей, существует бок о бок с не менее непреложной обязанностью: обязанностью братской любви. צדקה (благотворительность) должна соединиться с צדק (справедливостью), если общество хочет быть выражением еврейского национального бытия перед Б-гом и если частное существование каждой семьи внутри него желает быть оправданным и обеспеченным. Поэтому в Земле Израиля, на земле Б-жественного Закона, поражения проказы служат для вынесения приговора такому бессодержательному, лишенному любви представлению о справедливости, и провозглашение этого приговора начинается как раз в момент, когда тот же самый Закон санкционирует право частной собственности, разделяя землю между индивидуальными владельцами.

Этот раздел вводится такими словами: «Когда вы войдете в землю Ханаан, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на дом в земле вашего владения, то придет владелец дома и известит коэна, сказав: Кажется, на доме язва проказы» (Ваикра 34-35). По мнению мудрецов, здесь содержится следующая глубокая мысль: «Начиная с момента, когда вы вступите во владение собственностью в той земле, которую Я вам дам, Мой перст будет готов коснуться принадлежащих вам домов, так что тот, кто владеет домом исключительно для себя одного, будет вынужден прийти к коэну и сказать: Мне кажется, что перст Б-жий будто бы указывает на этот дом».

Возможные вариации развития «проказы» на доме — стабильность, распространение или исчезновение симптомов, их повторное возвращение или невозвращение, пока, наконец, дом либо будет разрушен, либо объявлен чистым — следует толковать таким же образом, как и признаки проказы на людях. В обоих случаях изменения физического состояния представляют собой предостережения, предупреждение, периоды передышки или благосклонности, адресованные человеку, который владеет пораженным домом.

Глава XV

31. … Эта заповедь представляет значение соблюдения законов чистоты для выработки скрупулезной самодисциплины нации почти в тех же выражениях, что и необходимость призывов «хранить» или «соблюдать» для самодисциплины в отношении Израиля ко всему Закону. Этот закон требует не только избегать существующей уже нечистоты, но и избегать даже вероятной близости к ней во времени и пространстве (Моэд катан 5а и Нида 63б).

Однако заповедь держаться подальше от нечистоты не адресуется непосредственно нации: текст не говорит: «И сыны Израиля должны сторониться своей нечистоты». Вместо этого, заповедь адресуется Моше и Аарону, которым поручена задача обучать и готовить нацию для того, чтобы та сторонилась нечистоты. Ибо миссия Моше и Аарона — распространять теоретическое знание и практическое соблюдение Закона и постоянно трудиться над воспитанием нации для этой цели — в основном и полностью зависит от предположения, что нация будет постоянно держать в уме понятия о чистом и нечистом.

И по этой же причине закон мотивирован утверждением: «чтобы они не умерли в нечистоте, оскверняя Мой Мишкан, что в их среде». Соблюдение всех законов чистоты ставит каждого представителя нации, от самого высокопоставленного до самого ничтожного, в прямое отношение к Святилищу Закона, к Мишкану Б-га, через который Б-г желает продемонстрировать Свое непосредственное присутствие среди народа. Каждый закон, касающийся нечистоты, провозглашает каждому представителю нации, что это Святилище Б-га ищет себе место не с «Моше и Аароном», не среди интеллектуальной и священнической элиты народа, но «в их среде», среди сынов Израиля, и что первейшей предпосылкой всестороннего нравственного облагораживания является это добровольное возвышение человека над узами нечистоты. Б-г основал Мишкан Своего Закона, который Он описывает как Свое собственное Жилище в среде своего народа, со всеми требованиями, выполнимыми лишь на основе чистоты, т.е. свободно избранной нравственности. Это обстоятельство показывает, что эти законы не предполагают Утопии, не существующего на земле государства суперменов. В стихе 16 следующей главы нам рассказывают, что Святилище «пребывает с ними среди их нечистоты». А Торат коаним комментирует настоящий стих следующим образом: «Б-жественное Присутствие находится в их среде даже тогда, когда они нечисты». Б-г прекрасно осознавал чувственную природу человека и все разнообразные стимулы, которые искушают его отказаться от нравственной свободы. Но именно в свете этого нечистого аспекта человеческой природы Он дал Закон как условие для Своей Шехины שכינה, что она будет ifaשכן (дословно «соседом»), стоящим «рядом» с человеческой природой во всех ее превращениях. Он поступил так, чтобы Закон силой своего пламени, которое дает и свет и жизнь, всколыхнул другой, Б-жественный аспект человеческой природы, призванный осуществлять высшую власть, чтобы направлять человека к господству по свободному выбору над всем, что есть в нем, что опутано физическими путами, и через возвышение всех фаз его жизни, включая и сугубо физические, наполнение их свободными, нравственными поступками служения Б-гу, вести его к полному моральному триумфу.

Но это также означает, что именно этой нации был предоставлен свободный выбор между двумя альтернативами: либо она даст возможность Закону приготовлять себя к требуемой Законом чистоте, и в этом случае народ достигнет вечной жизни, приблизившись к Б-гу даже здесь внизу, либо нация погибнет в своей нечистоте и по ее причине, ибо, если она погрязнет в своей нечистоте, являющейся антиподом пребыванию Мишкана, она замутит и исказит идеал чистоты, который символизирует Святилище Б-га.

33. … Именно самые возвышенные аспекты духовного и нравственного будущего человека, которые должны развиваться в атмосфере нравственной свободы, — брак, дом, семья, от нравственного характера которых зависит и выживание государства, — основаны на физиологических процессах, в той или иной степени принадлежащих физическому, несвободному аспекту природы человека. Поэтому еще более необходимо, чтобы эти процессы были освобождены и подняты в сферу нравственной свободы и чтобы человека предупредили об опасности заблуждения, будто нет такой вещи, как нравственная свобода выбора. То, что становится столь очевидным при рождении ребенка, таком несомненном физиологическом процессе, остается справедливым и для отношений между полами вообще. Как кажется, состояния нечистоты, которые начинаются именно в результате таких нормальных процессов и явлений, нацелены на то, чтобы заставить человека осознать, что, вопреки физиологическим путам, которые невозможно отрицать, нравственная свобода гарантирована Святилищем Б-жественного Закона и что лишь преданность этому Закону, которая проявляется даже в самых чувственных аспектах человеческой природы, может открыть входы в Святилище Б-га, позволяя человеку приблизиться к Б-жественным святыням.


Пожалуй, ключевые события в еврейской истории (да и в мировой тоже) описаны в книге Шмот. Здесь и египетское рабство, и чудеса Исхода, переход через Красное море, дарование Торы и заповедей на горе Синай... Открывается книга Шмот одноименной главой. Читать дальше