Темы: Тазриа, Мецора, Оцарот, Рассказы, Рав Элазар Менахем Ман Шах
«И когда осмотрит язву, и окажется язва на стенах дома, ямины зеленоватые или красноватые, и с виду они глубже стены… И пусть разрушат дом…» (Ваикра 14:37-45).
Представьте себе, сколько слез проливали члены семьи, когда коэн постановлял, что их дом нужно разрушить из-за проказы. Ведь это была их крепость, а теперь они вынуждены всё сломать и уйти в неизвестность. Сколько им придется скитаться прежде, чем они смогут построить новый дом на свои средства?
А если вдруг при разрушении дома обнаруживался тайник с драгоценными камнями, спрятанными там когда-то эморейцами? Тогда хозяева утешались, и их глаза начинали сиять…
Один сирота, считавшийся лучшим учеником в своей ешиве, рассказывал: когда ему пришло время жениться, он помолвился с девушкой, родители которой были бедны и не могли собрать ей достойное приданое.
Товарищи в ешиве смеялись над ним и даже советовали разорвать помолвку. Ведь, согласно его уровню в Торе, родители жены должны были обеспечить молодой семье квартиру, чтобы их зять — выдающийся талмудист — мог продолжать учиться, не беспокоясь о заработке. Но он не прислушался к советам друзей, положился на Б-га и женился на той девушке.
Через некоторое время разразилась Вторая мировая война, немцы ворвались в их город. Те, у кого не было собственной квартиры, собрали вещи и бежали, а домовладельцам было трудно расстаться с недвижимостью. Они остались в городе, надеясь на лучшее, а в итоге отправились на Небеса…
— Так, спустя годы, выяснилось, что это была рука Провидения — то, что у нас не было квартиры, — рассказывал тот ученик. — Даже то, что выглядит как зло или лишения, может в свое время оказаться великим благом и вратами спасения.
Позже тот парень стал помощником главы ешивы Поневеж, а затем и ее главой. Это не кто иной, как гаон раби Элиэзер-Менахем-Ман Шах[i].
[i] Раби Элазар-Менахем-Ман бар Эзриэль Шах (ок.5654-5762 /1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, духовный лидер своего поколения. Происходил из старинного раввинского рода. Учился в Поневеже, в ешиве Слободки, в ешиве Слуцка. Преподавал в ешивах Клецка, Лунинца. В первые месяцы Второй мировой войны с семьей бежал в Вильно. В 5700 /1940/ году ему удалось получить сертификаты, дающие право на легальный въезд на Землю Израиля. В семидесятых-восьмидесятых годах рав Шах принял на свои плечи груз духовного главы поколения. Он был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Он возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию «Хинух ацмаи», занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский