Темы: Иврит, Сидур, Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМишна Брура, похоже, даёт разный псак (галахическое решение) на две очень похожие ситуации в смысле дикдук (грамматики). В Биркат а-Мазон (благословении после трапезы), во второй брахе (благословении) мы говорим бэ-фи коль хай ("устами всего живого"), т.е. хирик (огласовка "и") под пэй (Мишна Брура 187, 2). С другой стороны, в брахе Борух ше-амар ("Благословен Тот, по слову Которого...") в Псукей дэ-Зимра ("Отрывках восхваления") мы говорим а-мэhулаль бэ-фэ амо ("превозносимый устами Своего народа"), т.е. цэйрэ (огласовка "э") под пэй и hэй (Мишна Брура 51, 1). Обе ситуации подходят под смихут (сопряжённое сочетание) на слово пэ (уста, рот). Я видел в нескольких сидурах (молитвенниках) изменённую форму в Борух ше-амар на бэ-фи амо. Как правильно говорить и почему? Спасибо.
Й., Нью-Йорк
לידידי היקר רב י' שליט''א.
שאלתך קשורה בכללי הדקדוק ולצערי לא זכיתי ללמוד דקדוק. יש סידור עליות אליהו, מחברו הרב הגאון רב אהרן שרגא לפיאנסקי שליט''א תרם הרבה לברר את הנוסחאות הנכונות של התפילה גם לפי כללי הדקדוק ושם כתב ב"ברוך שאמר" "בפי עמו" ולמטה בהערות "בפי עמו", כן הוא בסידור רוו''ה והגר''א (סידור כתב יד) וכן נכון עפ''י דקדוק. ברם המ''ב (נ''א, א') כתב "בפה" (סגול).
בברכה,
בן-ציון זילבר
(Дорогой р. Й.,
Ваш вопрос связан с правилами грамматики, а мне, к сожалению, не довелось изучать грамматику. Есть сидур Алиёт Элиягу, его автор, рав Аарон Шрага Липянский, да продлятся его дни, много занимался выяснением правильного варианта молитвы, в том числе - в соответствии с правилами грамматики. Там он написал в Борух ше-амар "бэ-фи амо", и внизу, в примечаниях - "бэ-фи амо", так же - в сидуре Рава и Виленского Гаона (рукописный сидур), и это верно с точки зрения грамматики. Однако в Мишне Бруре (51, 1) написано бэ-фэ (с огласовкой сэголь - "э").
Би-враха,
Бен-Цион Зильбер)
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Рав Берл Набутовский
Люди забыли, как нужно обращаться к Царю Царей...
Рав Берл Набутовский
Важно не учиться скучным для себя способом...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сборник молитв, читаемых на праздники
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?