(1) Слова Нэхэмьйи, сына Хахальйи. Было это в месяце Кислэйв, на двадцатом году (царствования Дарэйавэша); и был я в Шушане, в столице. (2) И пришел Ханани, один из братьев моих, он и люди из Йэудеи. И расспрашивал я их об уцелевших жителях Йэудеи, которые остались (там) после изгнания, и об Йэрушалайиме. (3) И сказали они мне: "Оставшиеся, – те, что остались там после плена, в стране, – в большой беде и унижении; а стена Йэрушалайима разрушена и ворота его сожжены огнем". (4) И было, когда услышал я эти слова, сел я и заплакал, и пребывал в трауре несколько дней; и постился я, и молился перед Б-гом небесным, (5) И сказал я: "Г-споди Б-же небесный, прошу Тебя, Б-же великий и страшный, хранящий союз и милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его! (6) Прошу, да будет внемлющим ухо Твое, а глаза Твои – открытыми, чтобы слышать молитву раба Твоего, которую возношу я пред Тобою сегодня, – днем и ночью, – о сынах Йисраэйлевых, рабах Твоих, и каюсь я в грехах сынов Йисраэйлевых, которыми грешили мы пред Тобою: и я, и дом отца моего – грешили мы. (7) Виновны мы пред Тобою, и не соблюдали мы заповедей и постановлений, и законов, которые Ты заповедал Мошэ, рабу Твоему. (8) Вспомни же слово, которое заповедал Ты рабу Твоему Мошэ, сказав: "Если вероломны будете, Я рассею вас среди народов. (9) Если же возвратитесь вы ко Мне и будете соблюдать заповеди Мои, и исполнять их, то если (даже) будете вы заброшены на край неба, то и оттуда соберу Я их и приведу их на место, которое Я избрал, чтобы водворить там имя Мое". (10) А (ведь) они – рабы Твои и народ Твой, которого вызволил Ты силой Своей великой и рукой Своей крепкой! (11) Прошу Тебя, Г-споди, пусть же ухо Твое внемлет молитве раба Твоего и молитве рабов Твоих, что хотят, благоговеть перед именем Твоим. И прошу, дай преуспеть рабу Твоему сегодня и пошли ему милость этого человека (царя). А был я виночерпием у царя.
(1) И было в месяце Нисан, в двадцатый год (царствования) царя Артахшасты – вино перед ним, а я взял вино и подал царю; а (обычно) не выглядел я грустным в его присутствии. (2) И сказал мне царь: "Почему ты выглядишь печальным, ведь ты не болен. Не иначе как зло на сердце (у тебя)". И очень я испугался. (3) И сказал я царю: "Да живет царь вовеки! Как же мне не выглядеть печальным, если город, где могилы предков моих, разрушен, а ворота его сожжены огнем?" (4) И сказал мне царь: "Чего же ты просишь?" И взмолился я пред Б-гом небесным, (5) И сказал я царю: "Если сочтет царь за благо и если нашел я милость в глазах царя, то пошли меня в Йэудею, в город могил моих предков, и я отстрою его". (6) И царь, рядом с которым сидела царица, Сказал мне: "На сколько ты хочешь уйти и когда вернешься?" И угодно было это царю, и послал он меня, как только сказал я ему срок. (7) И сказал я царю: "Если сочтет царь за благо, то пусть дадут мне письма к наместникам Заречья, чтобы переправляли они меня, пока не дойду я до Йэудеи. (8) И письмо к Асафу, хранителю царского леса, чтобы дал он мне деревьев для перекрытий ворот вокруг храма Б-жьего, И для городской стены, и для дома, в котором я поселюсь". И дал мне царь по мере доброй руки Б-жьей, что была со мною. (9) И пришел я к наместникам Заречья, и отдал им царские письма. А царь послал со мной военачальников и всадников. (10) И услышал (об этом) Садваллат из Хорона и раб Товийа из Аммона, и было для них большой досадой, что пришел человек искать добра, для сынов Йисраэйлевых. (11) И пришел я в Йэрушалайим, и пробыл там три дня. (12) А ночью встал я, и несколько человек со мною, и не сказал я никому о том, что Б-г мой положил мне на сердце сделать для Йэрушалайима; и не было при мне (никакого) животного, лишь скотина, на которой я ехал. (13) И выехал я ночью через ворота Долины к Эйн Аттаним и к воротам Мусорным, и; осмотрел я крепостные стены Йэрушалайима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем. (14) И прошел я к воротам Источника и к царскому водоему, но не было (там) места, чтобы пройти скотине, которая подо мной. (15) И поднялся я ночью по (руслу) реки, и осмотрел стену, и вернулся к воротам Долины, и возвратился (домой). (16) А правители (города) не знали, куда я ходил и что делал; ни Йэудеям, ни священникам, ни знати, ни правителям, ни остальным исполнителям работ не сказал я ничего до той поры. (17) Но сказал я им: "Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, – как разрушен Йэрушалайим и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Йэрушалайима, и не будем впредь в унижении". (18) И рассказал я им о руке Б-жьей, что благой была надо мною, и о словах царя, которые сказал он мне. И сказали они: "Встанем и отстроим!". И крепко взялись они за благое дело. (19) И услышал (об этом) Санваллат из Хорона и Товийа, раб Аммонитский, и Гэшэм Арави, и насмехались они над нами, и оскорбляли нас, и сказали они: "Что это за дело вы делаете? Не против ли царя вы восстаете?". (20) И сказал я им в ответ: "Б-же небесный, Он даст нам успех, а мы, рабы Его, встанем и отстроим. А вам нет ни доли, ни милости, ни (доброй) памяти в Йэрушалайиме".
(1) И поднялся Эльйашив, первосвященник, и братья его, священники, и отстроили Овечьи ворота; они освятили их и поставили в них двери; и освятили их до башни Мэйа, до башни Хананэйла. (2) А рядом с ними отстраивали жители Йерэйхо, и рядом с ним строил Заккур, сын Имри. (3) А ворота Рыбные отстраивали жители Сенаа; они покрыли их и вставили в них двери с замками и засовами. (4) А возле них крепил (стену) Мерэймот бэн-Урийа бэн-Акоц, и рядом с ним крепил Мешуллам бэн-Бэрэхьйа бэн-Мэшэйзавэйл, а возле них крепил (ее) Цадок бэн-Баана. (5) А возле них отстраивали жители Текоа, но Б-гачи их не подставили шеи свои для работы на Г-спода своего. (6) А Старые ворота чинили Йойада бэн-Пасэйах и Мешуллам бэн-Бесодьйа; они покрыли их и поставили в них двери с замками и засовами. (7) А рядом с ними Мелатьйа из Гивона и Йадон Мэйронотянин, жители Гивона и Мицпы, чинили (часть стены), что во владении наместника Заречья. (8) А рядом отстраивал Уззиэйл бэн-Харайа, (родом из) ювелиров, а рядом чинил Хананьйа (из семьи) мирроваров; и насыпали они земляной вал (у стены) Йэрушалайима до широкой стены. (9) А рядом с ними крепил Рефайа бэн-Хур, старший над половиной округа Йэрушалайима. (10) А рядом с ними отстраивал (стену) Йедайа бэн-Харумаф – против дома своего, а рядом с ним крепил (ее) Хаттуш бэн-Хашавнейа. (11) Такую же часть ее отстраивали Малкийа бэн-Харим и Хашшув бэн-Пахат-Моав; и (отстроили они) башню Таннурим. (12) А рядом восстанавливали Шаллум бэн-Аллохэйш, старший над половиной округа Йэрушалайима, сам он и дочери его. (13) Ворота Долины отстроил Ханун и жители Заноаха; они отстроили их и поставили в них двери с замками и засовами; и (отстроили они) тысячу локтей стены до Мусорных ворот. (14) А Мусорные ворота чинил Малкийа бэн-Рэйхав, старший над округом Бэйт-Акэрэма, он отстроил их и поставил в них двери с замками и засовами. (15) А ворота Источника отстроил Шаллун бэн-Кол-Хозэ, старший над округом Мицпы, он отстроил их и сделал навес, и поставил в них двери с замками и засовами; и (отстроил) стену водоема Шэлах, (орошающего) царский сад, – вплоть до ступеней, спускающихся из города Давида. (16) За ним отстраивал Нэхемьйа бэн-Азбук, старший над половиной округа Бэйт-Цур, до (места), что против могил Давида, и до выстроенного водоема, и до Дома храбрецов. (17) За ним восстанавливали Левиты: Рехум бэн-Бани, а рядом строил Хашавьйа, старший над половиной округа Кеилы, с (людьми) своего округа. (18) За ним отстраивали братья их: Баввай бэн-Хэйнадад, старший над половиной округа Кеилы. (19) И рядом с ним Эйзэр бэн-Йэйшуа, старший над (округом) Мицпы, крепил такую же часть (стены) против подъема к складу оружия, что на углу. (20) За ним Барух бэн-Заккай усердно отстраивал такой же участок – от угла до двери дома первосвященника Эльйашива. (21) За ним Мерэймот бэн-Урийа бэн-Акоц восстанавливал такой же участок – от двери дома Эльйашива и до конца дома Эльйашива. (22) А за ним отстраивали священники, живущие на равнине. (23) За ними строили Биньйамин и Хашшув против дома своего; за ними крепил (стену) Азарьйа бэн-Маасэйа бэн-Ананьйа около своего дома; (24) За ним Биннуй бэн-Хэйнадад отстраивал такой же участок – от дома Азарьи до угла, до угловой башни. (25) Палал бэн-Узай (отстраивал стену) против угла и башню, выходящую из верхнего царского дома до тюремного двора за ним – Педайа бэн-Парош. (26) А подданные (Гиво-нитяне), что жили в Офэле, восстанавливали (стену) против Водных ворот и выступающей башни, к востоку. (27) За ними такой же участок отстраивали жители Текоа – против большой выступающей башни и до стены Офэл. (28) Выше Конских ворот отстраивали священники – каждый против своего дома. (29) За ними строил Цадок бэн-Иммэйр против своего дома, а за ним отстраивал Шемайа бэн-Шеханьйа, сторож Восточных ворот. (30) За ним Хананьйа бэн-Шелэмьйа и Ханун, шестой сын Цалафа, отстраивали такой же участок; за ними Мешуллам бэн-Бэрэхьйа (строил) против своей комнаты. (31) За ним строил Малкийа, сын ювелира, до дома подданных и лоточников, что против ворот Счета, и до угловой надстройки. (32) А между угловой надстройкой и Овечьими воротами строили ювелиры и лоточники. (33) И было, когда услышал Санваллат, что мы отстраиваем стену, он рассердился и очень разгневался, и насмехался он над Йэудеями. (34) И говорил он братьям своим и войску Шомеронскому, и сказал: "Что делают эти несчастные Йэудеи? Разве дадут им (отстроить), разве (смогут) они принести жертвы, разве (дадут) им закончить в какой-то день? Разве смогут они оживить камни из груд праха? (35) Ведь они же сожжены!" А Товийа Аммонитянин, (что был) рядом с ним, сказал: "Ведь то, что они строят, сможет сломать лиса, если вспрыгнет она на их каменные стены". (36) Услышь, Б-же наш, что стали мы посмешищем, и обрати оскорбления их на их же головы, и предай их разгрому в стране пленения их! (37) И не скрой преступления их, и да не сотрется пред Тобою грех их, потому что досаждали они строителям. (38) И отстроили мы стену, и соединена была вся стена до половины (высоты ее), потому что в сердце у народа было (желание) работать.
(1) И было, когда услышал Санваллат и Товийа, и Арави, и Аммонитяне, и Ашдодцы, что началось восстановление стен Йэрушалайима, что начали закрывать проломы, то их это очень рассердило. (2) И сговорились они все вместе идти воевать с Иэрушалайимом, а ему (народу) создать препятствия. (3) И молились мы Б-гу нашему, и поставили против них стражу над (стенами) днем и ночью. (4) И сказали Йэудеи: "Нет больше сил терпеть, а земли (еще) много: не сможем мы отстроить стену". (5) И сказали враги наши: "Не увидят они и не узнают, как придем мы в среду их и перебьем их, и прекратим работу". (6) И было, когда пришли Йэудеи, живущие среди них, говорили они нам (об этом) десять раз со всех сторон: "Возвратиться бы вам к нам!" (7) И поставил я ниже места (стройки), за стеной, на сухих местах, поставил я народ семьями, – с мечами их, копьями и луками их. (8) И посмотрел я, и встал, и сказал главарям и помощникам и остальному народу: "Не бойтесь их, помните Г-спода великого и страшного, и сражайтесь за ваших братьев, сыновей, дочерей, за жен ваших и за дома ваши". (9) И было, когда услышали враги наши, что стало нам (это) известно и что расстроил Б-г замысел их, вернулись тогда мы все к стене, каждый к своей работе. (10) И было с того дня: половина моих юношей выполняет работу, а половина держит копья, щиты, луки и (одета) в панцыри, а военачальники позади всего дома Йэуды (в охране). (11) Строящие стену и носильщики тяжестей, навьючивающие (животных), одной рукой выполняют работу, а в другой держат меч. (12) И у каждого из строителей на бедрах повязан был меч его, и они строили, а трубящий в рог был рядом со мною. (13) И сказал я главарям и помощникам и остальному народу: "Работа велика и обширна, а мы рассеяны по стене (и) далеки друг от друга. (14) В то место, откуда услышите вы звук рога, – туда собирайтесь к нам. Б-г наш будет сражаться за нас". (15) И исполняем мы работу, а половина держит копья от утренней зари до появления звезд. (16) Тогда же сказал я народу: "Пусть каждый с отроком своим ночует в Йэрушалайиме. И да будет у нас ночь для стражи, а день для работы". (17) И ни я, ни братья мои, ни отроки мои, ни люди из стражи, что позади меня, – не снимали мы одежды своей; снимал ее человек, лишь (когда) шел в воду.
(1) И был ропот великий в народе и у жен их на братьев их, (богатых) Йэудеев. (2) И были такие, которые говорили: "Сыновья наши и дочери наши – нас множество, взять бы (нам) хлеб, и будем мы есть и жить". (3) А были такие, что говорили: "Поля и виноградники наши, и наши дома отдаем мы в залог, и хлеб берем из-за голода". (4) И были такие, которые говорили: "Мы заняли деньги для царских податей (под залог) полей наших и виноградников. (5) А нынче – ведь плоть наша подобна плоти братьев наших, наши сыновья подобны их сыновьям, но мы принуждаем наших сыновей и дочерей к рабству, и есть среди дочерей наших порабощенные, а мы не в силах (вызволить их); а поля и виноградники наши – у других". (6) И сильно разгневался я, когда услышал вопль их и эти речи. (7) И подсказало мне сердце мое, и стал я спорить с главарями и помощниками, и сказал я им: "Тяжкую (лихву) взимаете вы с братьев своих!" И созвал я против них большое собрание (8) И сказал я им: "Мы выкупили братьев наших, Йэудеев, проданных другим народам, сколько смогли, а вы продаете братьев своих, чтобы продали их нам!" И молчали они, и не знали, что ответить. (9) И сказал я: "Дурно вы поступаете! Ведь должны вы ходить в страхе перед Б-гом нашим, чтобы избежать позора от народов, врагов наших. (10) И я, (и) братья мои, и отроки мои – взимаем мы с них деньги и хлеб; давайте оставим им этот долг! (11) Возвратите же им ныне их поля, виноградники, оливковые деревья и дома их, и даже сто сребреников, и хлеб, и вино, и оливковое масло, которое вы требуете с них". (12) И сказали они: "Мы возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь!" И позвал я священников, и заставил их поклясться, чтобы сделано было так, как сказано. (13) К тому же отряхнул я полу одежды своей и сказал: "Так да вытряхнет Б-г каждого, кто не сдержит этого слова, из дома его и из (нажитого) трудом его, и пусть так же будет он вытряхнут и пуст!" И сказало все собрание: "Амэйн!" И восхвалили они Г-спода, и сделал народ так, как было сказано. (14) К тому же с того дня, как приказал мне (царь) быть наместником в Йэудее, с двадцатого и до тридцать второго года (царствования) царя Артахшасты, – двенадцать лет, – ни я, ни братья мои не ели мы хлеба наместнического. (15) А прежние наместники, что были до меня, угнетали народ и брали с них хлеб и вино, помимо сорока шекелей серебра; и слуги их угнетали народ. Я же не делал этого из страха пред Б-гом. (16) К тому же оказывал я поддержку в работе этой над стеной; и не покупали мы полей, а все отроки мои собирались туда для работы. (17) А Йэудеи и помощники, – сто пятьдесят человек, – и пришедшие к нам из (других) народов, которые вокруг нас, были за столом у меня. (18) А вот что готовилось на каждый день: один бык, шесть отборных овец и птицу готовили мне; а раз в десять дней – много всякого вина. Однако хлеба наместнического я не требовал, потому что тяжкой была работа этих людей. (19) Вспомяни же мне к доброму, Б-же мой, все, что сделал я для этого народа.
(1) И было, когда дошло до слуха Санваллата, и Товийи, и Гэшэма Арави, и остальных врагов наших, что отстроил я стену и не осталось в ней ни пролома, но что не поставил я до той поры дверей в воротах, (2) То послал Санваллат и Гэшем сказать мне: "Давай соберемся в Кефирим, в долине Оно". А задумали они причинить мне зло. (3) И послал я посланцев сказать им: "Выполняю я большую работу и не могу спуститься; зачем же прекращать работу, когда оставлю я ее и спущусь к вам?" (4) И четыре раза посылали они ко мне с теми же речами, но отвечал я им теми же словами. (5) И послал ко мне Санваллат отрока своего с теми же словами в пятый раз, и открытое письмо было в руке у него. (6) Написано в нем: "Ходят слухи в народе, и Гашму говорит, (что) ты и Йэудеи замыслили восстать, поэтому ты и строишь стену, а ты у них за царя..." – (и) подобные слова. (7) И пророков поставил ты, чтобы возглашали о тебе в Йэрушалайиме, говоря: "Царь в Йэудее". И дойдет теперь слух об этом до царя. Давай же нынче посоветуемся вместе. (8) И послал я сказать ему: "Не было того, о чем говоришь ты, а выдумал ты это в сердце своем, (9) Потому что запугивали нас все, говоря: "Ослабеют руки их от работы, и не будет она выполнена", а нынче поддержи ты меня!.. (10) И пришел я в дом Ше-майи, сына Делайи бэн-Меэйтавэйла, который заперся (в доме); и сказал он мне: "Давай встретимся в доме Б-жьем, внутри храма, и запрем двери храма, потому что тебя собираются убить; и ночью придут они, чтобы убить тебя". (11) Но сказал я: "Разве может бежать такой человек как я? И разве такой как я войдет в храм и будет (потом) жить? Не войду я!" (12) И понял я, что не Б-г послал его, ибо (на) то, что предрекал он мне, наняли его Товийа и Санваллат. (13) Нанят он был для того, чтобы я испугался и поступил так, и согрешил бы; и было бы им это для дурной молвы, чтобы опозорить меня. (14) Вспомни же, Б-же мой, Товийи и Санваллату дела их; и Ноадье, пророчице, и остальным пророкам, что пугали меня. (15) И закончена была стена двадцать пятого Элула – за пятьдесят два дня. (16) И было, когда услышали об этом наши враги и увидели все народы, которые вокруг нас, то посрамлены они были сильно в собственных глазах и узнали, что от Б-га нашего – исполнение этой работы. (17) Но и в те дни знатные люди Йэудеи писали много писем, которые шли к Товийи, а (письма) Товийи шли к ним, (18) Потому что многие в Йэудее связаны были с ним клятвой, так как был он зятем Шеханьи бэн-Араха, а сын его, Йоханан, взял (в жены), дочь Мешуллама, сына Бэрэхьи. (19) И (о)добродетелях его говорили мне, а мои слова передавали ему; и посылал письма Товийа, чтобы испугать меня.
(1) И было, когда отстроена была стена и вставил я двери, поставлены были (на службу) стражи ворот, и певцы, и Левиты. (2) И приказал я Хананьи, брату своему, и Хананьи, начальнику крепости в Йэрушалайиме, так как он человек правдивый и Б-гобоязненней многих, (3) И сказал я им: "Пусть не открывают ворот Йэрушалайима, пока не станет печь солнце; и когда стоят они (стражи), закрывали бы двери и запирали бы их; а стражу поставили бы из жителей Йзрушалайима, чтобы каждый – в свою смену и каждый – против дома своего". (4) А город обширен и велик, и народу в нем мало, и нет домов отстроенных. (5) И положил Б-г мой на сердце мне, и собрал я знать, и помощников, и народ, чтобы установить родословную. И нашел я родословную книгу тех, что первыми поднялись (в Йэрушалайим), и нашел я записанное в ней: (6) Вот жители страны, что пришли из плена, – изгнанники, которых изгнал Нэвухаднэццар, царь Бавэла, – и возвратились они в Йэрушалайим и в Йэудею – каждый в свой город, (7) Те, что прибыли с Зеруббавэлом, Йэйшуей, Нэхемьей, Азарьйей, Раамьйей, Нахмани, Мордехайем, Билшаном, Мисперетом-Бигвайем, Нехумом Баанаем. Число людей народа Йисраэйлева: (8) Потомки Фароша – две тысячи сто семьдесят два. (9) Потомки Шефатьйи – триста семьдесят два. (10) Потомки Араха – шестьсот пятьдесят два. (11) Потомки властителя Моава, из сынов Йэйшуи и Йоава, – две тысячи восемьсот восемнадцать. (12) Потомки Эйлама – тысяча двести пятьдесят четыре. (13) Потомки Затгу – восемьсот сорок пять. (14) Потомки Заккайа – семьсот шестьдесят. (15) Потомки Биннуйа – шестьсот сорок восемь. (16) Потомки Вэйвайа – шестьсот двадцать восемь. (17) Потомки Азгада – две тысячи триста двадцать два. (18) Потомки Адоникама – шестьсот шестьдесят семь. (19) Потомки Бигвайа – две тысячи шестьдесят семь. (20) Потомки Адина – шестьсот пятьдесят пять. (21) Потомки Отэйра из (семьи) Хизкийи – девяносто восемь. (22) Потомки Хашума – триста двадцать восемь. (23) Потомки Вэйцайа – триста двадцать четыре. (24) Потомки Харифа – сто двенадцать. (25) Уроженцы Гивона – девяносто пять. (26) Жители Бэйт-Лэхэма и Нетофы – сто восемьдесят восемь. (27) Жители Анатота – сто двадцать восемь. (28) Жители Бэйт-Азмавэта – сорок два. (29) Жители Кирьйат-Йеарима, Кефиры и Бээйрота – семьсот сорок три. (30) Жители Рамы и Гэвы – шестьсот двадцать один. (31) Жители Михмаса – сто двадцать два. (32) Жители Бэйт-Эйла и Айа – сто двадцать три. (33) Жители Нэво-Ахэйра – пятьдесят два. (34) Потомки другого Эйлама – тысяча двести пятьдесят четыре. (35) Потомки Харима – триста двадцать. (36) Уроженцы Йэрэйхо – триста сорок пять. (37) Уроженцы Лода, Хадида и Оно – семьсот двадцать один. (38) Уроженцы Сенаи – три тысячи девятьсот тридцать. (39) Священники: потомки Йедайи, из семьи Йэйшуи – девятьсот семьдесят три. (40) Потомки Иммэйра – тысяча пятьдесят два. (41) Потомки Фашхура – тысяча двести сорок семь: (42) Потомки Харима – тысяча семнадцать. (43) Левиты: потомки Йэйшуйи из Кадмиэйла, сыны Одейи – семьдесят четыре. (44) Певцы: потомки Асафа – сто сорок восемь. (45) Стражи ворот: сыны Шаллума, сыны Отэйра, сыны Талмона, сыны Аккува, сыны Хатиты, сыны Шовайи – сто тридцать восемь. (46) Подданные: сыны Цихи, сыны Хасуфы, сыны Табаота, (47) Сыны Кэйроса, сыны Сии, сыны Фадона, (48) Сыны Леваны, сыны Хагавы, сыны Салмайи, (49) Сыны Ханана, сыны Гидэйла, сыны Гахара, (50) Сыны Реайи, сыны Рецина, сыны Некоды, (51) Сыны Газзама, сыны Уззы, сыны Фасэйаха, (52) Сыны Бэйсайи, сыны Меунима, сыны Нефишсима, (53) Сыны Бакбука, сыны Хакуфы, сыны Хархура, (54) Сыны Вацлита, сыны Мехиды, сыны Харши, (55) Сыны Баркоса, сыны Сисры, сыны Тамаха, (56) Сыны Нециаха, сыны Хатифы. (57) Потомки рабов Шеломо: сыны Сотайи, сыны Софэрэта, сыны Фериды, (58) Сыны Яалы, сыны Даркона, сыны Гиддэйла, (59) Сыны Ше-фатьйи, сыны Хаттила, сыны Похэрета-Ацевайима, сыны Амона, – (60) Всего подданных и потомков рабов Шеломо – триста девяносто два. (61) А вот те, что пришли из Тэйл-Мэлаха, Тэйл-Харши, Керува, Аддона и Иммэйра, и не могли рассказать о предках своих и детях своих – от Исраэйла ли они: (62) Сыны Делайи, сыны Товийи, сыны Некоды – шестьсот сорок два. (63) А из священников: сыны Хавайи, сыны Аккоца, сыны Барзиллайа, того, который взял жену из дочерей Барзиллайа Гиладского и стал называться именем их. (64) Искали они запись родословной своей, но не нашлась она, и были они отстранены от священства. (65) И сказал им Тиршата, чтобы не ели они от святого святых до тех пор, пока не встанет священник с урим и туммим. (66) Вся община вместе – сорок две тысячи триста шестьдесят (человек). (67) Кроме рабов и рабынь их, – этих было семь тысяч триста тридцать семь, – были у них певцы и певицы – двести сорок пять (человек). Коней у них было семьсот тридцать шесть, мулов у них – двести сорок пять. (68) Верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать. (69) А некоторые главы семейств дали (пожертвования) для работы: Тиршата дал в сокровишницу тысячу дариконов золота, пятьдесят чаш, пятьсот тридцать рубашек для священникое. (70) А некоторые главы семейств отдали для работы в сокровищницу двадцать тысяч дариконов золота и две тысячи двести мин серебра. (71) А вот то, что дал остальной народ: двадцать тысяч дариконов золота и две тысячи мин серебра и шестьдесят семь рубашек для священников. (72) И поселились священники, и Левиты, и стражи ворот, и певцы, и часть народа, и подданные, и весь Йисраэйл в городах своих, и наступил седьмой, месяц, а сыны Йисраэйлевы были в городах своих.
(1) И весь народ как один человек собрался на площади перед Водными воротами, и сказали они Эзре, писцу, чтобы принесли книгу Торы Мошэ, которую Б-г заповедал Йисраэйлу. (2) И в первый день седьмого месяца принес Ззра, священник, Тору пред собрание – как мужчинам, так и женщинам, и каждому, кто понимает, слушая. (3) И читал он ее на площади против Водных ворот от рассвета до полудня перед мужчинами и женщинами и понимающими; и слух всего народа (приклонен был) к книге Торы. (4) И стоял Эзра на деревянном возвышении, которое для этого сделали, и стояли рядом с ним Матитьйа, и Шема, и Анайа, и Урийа, и Хилкийа, и Маасэйа – справа от него, а слева – Педайа, и Мишаэйл, и Малкийа, и Хашум, и Хашбаддана, Зехарьйа, Мешуллам. (5) И открыл Эзра книгу на глазах у всего народа, потому что стоял он выше всего народа; а когда открыл он (ее), встал весь народ. (6) И благословил Эзра Г-спода Б-га великого, и воскликнул весь народ: "Амэйн! Амэйн!", – воздевая руки свои; и поклонились они, и распростерлись ниц перед Б-гом. (7) А Йэйшуа, и Бани, и Шэйрэйвьйа, Йэмин, и Аккув, Шабтай, Одийа, Маасэйа, Келита, Азарьйа, Йозавад, Ханан, Пслайа и Левиты разъясняли народу Тору, а люди стояли на своих местах. (8) И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого. (9) И сказал всему народу Нэхемьйа, он же Тиршата, и Эзра-свяшенник, писец, и Левиты, разъяснявшие народу: "Нынче святой день перед Господом Б-гом вашим – не печальтесь же и не плачьте!", – потому что весь народ плакал, слушая слова Торы. (10) Тогда сказал он им: "Идите, ешьте жирное и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Г-сподня – ваша опора". (11) А Левиты успокаивали народ, говоря: "Успокойтесь и не печальтесь, ибо день этот свят". (12) И пошел весь народ есть и пить, и посылать подарки, и устраивать великое веселье, потому что вняли они тем словам, что были сказаны им. (13) А на второй день у Эзры, писца, собрались главы семейств всего народа, священники и Левиты, чтобы понять слова Торы. (14) И нашли они написанным в Торе то, что приказал Г-сподь через Мошэ, – чтобы в праздник седьмого месяца жили сыны Йисраэйлевы в кущах. (15) И (послали) возвестить и провозгласить во всех городах их и в Йэрушалайиме, сказав: "Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые, и ветви миртовых деревьев, чтобы сделать кущи, как было написано". (16) И вышли люди, и принесли, и сделали себе кущи, – каждый на крыше своей и во дворах своих, и во дворах дома Б-жья, и на площади у Водных ворот, и на площади у ворот Эфрайима. (17) И вся община возвратившихся из изгнания сделала кущи, и поселились они в кущах, как не делали сыны Йисраэйлевы со времен Йэйшуа бэн-Нуна до того дня. И веселье было очень большое. (18) И читал он (Эзра) книгу Торы Б-жьей каждый день, с первого до последнего дня, и праздновали они семь дней; а на восьмой день было праздничное собрание в соответствии с законом.
(1) И собрались сыны Йисраэйлевы в двадцать четвертый день этого месяца; постились они и (одеты) были во вретище, и прах был на них. (2) И отделились потомки Йисраэйла от всех сынов чужих, и встали они, и исповедались в грехах своих и в преступлениях отцов своих. (3) И встали они с мест своих, и читали книгу Торы Г-спода Б-га их четверть дня, а четветрь дня исповедовались, преклонившись пред Господом Б-гом своим. (4) И встали на ступени Левитов Йэйшуа и Вани, Кадмиэйл, Ше-ваньйа, Бунни, Шэйрэйвийа, Бани, Хенани, и взывали к Г-споду Б-гу их во весь голос. (5) И сказали Левиты – Йэйшуа и Кадмиэйл, Бани, Хашавнэйа, Шэйрэйвйа, Одийа, Шеваньйа, Петахьйа: "Встаньте, благословите Г-спода Б-га вашего искони и вовеки!" И пусть благословляют имя славы Твоей, что превыше всех благословении и похвал. (6) Ты, Г-споди, един, Ты сотворил небеса, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты даешь им всем жизнь, и воинство небесное преклоняется пред Тобою. (7) Ты Г-споди Б-же, что избрал Аврама и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам, (8) И нашел Ты, что предано сердце его Тебе, и заключил Ты с ним союз, чтобы отдать землю Кенаанеев, Хиттийцев, Эмореев, Периззийцев, Йевусеев и Гиргашийцев – отдать потомкам его; и исполнил Ты слова Свои, ибо праведен Ты. (9) И увидел Ты муки отцов наших в Египте, и услышал Ты вопль их у Ям-Суф, (10) И послал Ты знамения и чудеса Паро и всем рабам его, и всему народу страны его, ибо знал Ты, что поступали они с ними зло, и создал Ты имя Себе по сей день. (11) И море рассек Ты перед ними, и прошли они среди моря по суше, а преследователей их бросил Ты как камень в глубины, в сильные воды. (12) И столпом облачным вел Ты их днем, а столпом огненным – ночью, чтобы освещать им путь, по которому идти им. (13) И сошел Ты на гору Синай, и говорил с ними с небес, и дал Ты им законы верные и учения истинные, уставы и заповеди благие. (14) И святую субботу Твою поведал Ты им, и заповеди, и уставы, и Тору заповедал Ты им через Мошэ, раба Твоего. (15) И хлеб с небес дал Ты им ради голода их, и воду из скалы извлек Ты ради жажды их, и сказал Ты им, чтобы пришли унаследовать землю, о которой (клялся) Ты, подняв руку, отдать им. (16) А они, отцы наши, поступали зло и упорствовали, и не слушали они заповедей Твоих. (17) И не хотели они повиноваться, и не помнили чудес Твоих, которые совершил Ты с ними, и упорствовали они, и в упрямстве своем (хотели) поставить главу, чтобы (вернуться) в рабство; но Ты, – Б-г прощающий, жалостливый и милосердный, долготерпеливый и всемилостивый, – и Ты не оставил их. (18) Хотя сделали они себе литого тельца и сказали: "Это Б-г твой, что вывел тебя из Египта", – и совершали они поругания великие, (19) Но Ты в великой милости Своей не оставил их в пустыне: столп облачный не отступал от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому идти им. (20) И дал Ты им добрый дух Твой, чтобы вразумлять их, и мана Своего не отнял Ты ото рта их, и воду давал Ты им для (утоления) жажды их. (21) И сорок лет питал Ты их в пустыне – не было у них нехватки: платье их не изнашивалось, а ноги их не отекали. (22) И отдал Ты им царства и народы, и отделил край их, и унаследовали они землю Сихона – землю царя Хэшбона, и землю Ога, царя Башанского. (23) И сыновей их приумножил Ты подобно звездам небесным, и привел их в страну, о которой говорил Ты отцам их, чтобы пришли и унаследовали (ее). (24) И пришли сыновья, и унаследовали землю; и покорил Ты для них жителей страны – Кенаанеев, и предал их в руки им вместе с царями их и с народами страны, чтобы поступали с ними по воле своей. (25) И захватили они города укрепленные и землю тучную, и унаследовали дома, полные всякого добра, высеченные водоемы, виноградники и масличные деревья, и множество деревьев плодовых; и ели они, и насыщались, и разжирели, и наслаждались они по благости Твоей. (26) И не повиновались они, и бунтовали против Тебя, и за спину себе отбросили Тору Твою,, а пророков Твоих, которые предупреждали их, чтобы вернуть их к Тебе, они убили, и совершали они поругания великие. (27) И предал Ты их в руки врагов их, и те притесняли их, а во время бедствия их взывали они к Тебе, и с небес слышал Ты их и по великой милости Твоей давал Ты им спасителей, и спасали они их от врагов их. (28) А когда становилось им легче, снова творили они зло пред Тобою, и Ты оставлял их в руках врагов их, и те властвовали над ними; и снова взывали они к Тебе, а Ты с небес слышал и спасал их по милости Своей много раз. (29) И предупреждал Ты их, чтобы вернуть их к Торе Твоей, а они поступали злонамеренно и не соблюдали заповедей Твоих, и грешили против законов Твоих, которыми жив человек, когда исполняет их; и упрямились они, и упорствовали в ослушании своем. (30) А Ты был долготерпелив с ними много лет и предупреждал их духом Своим через пророков Твоих, но не внимали Они; и предал Ты их в руки народов (других) стран. (31) Но по милости Твоей великой Ты не уничтожил их окончательно и не оставил их, ибо Ты – Б-г милостивый и милосердный. (32) А ныне, Б-же наш, Б-г великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость, да не покажется Тебе ничтожным все бедствие, что постигло нас: царей наших, знать нашу и священников наших, и пророков наших, и отцов наших, и весь народ Твой со времен царей Ашшурских и до сего дня. (33) А Ты прав во всем, что постигло нас, ибо справедливо поступил Ты, а мы грешили. (34) И цари наши, и знать наша, и священники наши, и отцы наши не соблюдали Тору Твою и не внимали заповедям Твоим и увещеваниям Твоим, которыми увещевал Ты их. (35) И в царстве своем, и во благе Твоем великом, что дал Ты им, и на земле обширной и тучной, которую дал Ты им, не служили они Тебе и не каялись в злых деяниях своих. (36) Вот ныне рабы мы, и на земле, которую дал Ты отцам нашим, чтобы питаться плодами ее и добром ее – вог, мы рабы на ней. (37) И множит она урожай свой для царей, которых поставил Ты над нами за грехи наши, и владеют они телами нашими и скотом нашим по воле своей; а мы – в большой беде.
(1) Но при всем этом мы заключаем союз и записываем (его), а подписывает знать наша, Левиты наши, священники наши. (2) И подписывают: Нэхэмьйа-Тиршата бэн-Хахальйа и Цидкийа, (3) Серайа, Азарьйа, Иирмейа, (4) Пашхур, (5) Амарьйа, Малкийа, Хаттуш, Шеваньйа, (6) Маллух, (7) Харим, Мерэймот, Овадьйа, Даниэйл Гинтон, (8) Барух, Мешуллам, Авийа, Мийамин, (9) Маазьйа, Билгай, Шемайа – это священники. (10) А Левиты: Йейшуа бзн-Азаньйа, Биннуй из сыновей Хэйнадада, Кадмиэйл. (11) И братья их – Шеваньйа, Одийа, Келита, Пелайа, Ханан, (12) Миха, Рехов, Хашавьйа, (13) Заккур, Шэйрэйвьйа, Шеваньйа, (14) Одийа, Вани, Бенину. (15) Главы народа: Парош, властитель Моава, Эйлам, Затту, Бани, (16) Бунни, Азгад, Бэйвай, (17) Адонийа, Вигвай, Адин, (18) Атэйр, Хизкийэ, Аззур, (19) Одийа, Хашум, Бэйцай, (20) Хариф, Анатот, Нэйвай, (21) Магпиаш, Мешуллам, Хэйзир, (22) Мешэйзавэйл, Цадок, Йаддуа, (23) Пелатьйа, Ханан, Анайа, (24) Ошэйа, Хананьйа, Хашшув, (25) Аллохэйш, Пилха, Шовэйк, (26) Рехум, Хашавна, Маасэйа, (27) И Ахийа, Ханан, Анан, (28) Маллух, Харим, Баана. (29) И остальной народ – священники, Левиты, стражи ворот, певцы, подданные и все, отделившиеся от народов (других) стран (и принявшие) Тору Б-жью, их жены, сыновья и дочери, все, кто способен понять, (30) Поддерживали братьев своих (и) знатных своих, и пришли с клятвой и присягой (в том), чтобы следовать Торе Б-жьей, которая дана была через Мошэ, раба Г-сподня, и чтобы соблюдать и исполнять все заповеди Г-спода Б-га нашего, и законы Его, и уставы; (31) И чтобы не отдавать нам дочерей наших (другим) народам земли, а их дочерей не брать за сыновей своих; (32) И чтобы у народов (других) стран, которые привезут товары и всякие продукты в день субботний на продажу, не покупать у них в субботу и в святые дни; и чтобы в седьмой год оставить (землю) и взыскание долгов; (33) И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шэкэля ежегодно для службы в храме Б-га нашего – (34) Для возлагаемых рядами хлебов и ежедневных даров, и для всесожжении постоянных, для (жертвы) в субботу, в день нового месяца, в праздники и для священных жертв, и для жертв во искупление грехов Йисраэйла, и для всей службы в храме Б-га нашего. (35) И бросили мы жребий о дровах для жертвенника среди священников, Левитов и всего народа – чтобы привозить (их) в храм Б-га нашего по отцовским домам нашим в определенное время из года в год, чтобы сжигать их на жертвеннике Г-спода Б-га нашего, как написано в Торе; (36) И чтобы приносить первые плоды земли нашей и первые плоды всякого дерева из грда э год в дом Г-сподний. (37) А первенцев из сынов наших и из скота нашего (выкупать), как написано в Торе, а первородное от крупного и мелкого скота нашего приносить в храм Б-га нашего для священников, что служат в доме Б-га нашего; (38) И первую долю от теста нашего, и приношения наши, и плоды всех деревьев, вино молодое и свежее оливковое масло будем мы приносить в комнаты священников, в дом Б-га нашего, а десятину с земли нашей – Левитам; а они, Левиты, брать будут десятину во всех городах, где мы трудимся. (39) И священник, потомок (Аарона, будет с Левитами, когда Левиты будут получать десятину. И будут Левиты приносить десятину от десятины в дом Б-га нашего, в комнаты (приношений). (40) Потому что сыны Йисраэйлевы и потомки Лэйви будут привозить в эти комнаты приношения зерна, молодого вина и свежего оливкового масла; и будут там сосудов храмовые и облуживающие священники, и стражи ворот, и певцы. И не оставим мы дом Б-га нашего.
(1) И поселились главы народа в Йэрушалайиме, а остальные люди бросили жребий, чтобы одного из каждого десятка поселить в Йэрушалайиме, священном городе, а девять остальных – в (других) городах. (2) И благословил народ всех людей, которые по своей доброй воле согласились жить в Йэрушалайиме. (3) А вот главы страны, что жили в Йэрушалайиме, – а в городах Йэудеи каждый жил в своем поместье в своих городах: Йисраэйльтяне, священники, Левиты, подданные и потомки рабов Шеломо. (4) И жили в Йэрушалайиме (некоторые) из сынов Йэуды и сынов Биньйамина. Из сынов Йэуды: Аттайа бэн-Уззийа, бэн-Зехарьйа, бэн-Амарьйа, бэн-Шефатьйа, бэн-Маалалэйл – из потомков Пэрэца (сына Йэуды). (5) И Маасэйа бэн-Барух, бэн-Кол-Хозэ, бэн-Хазайа, бэн-Адайа, бэн-Йойарив, бэн-Зехарьйа, потомок Шэйлы (сына Йэуды). (6) Всех потомков Пэрэца – четыреста шестьдесят восемь воинов, живущих в Йэрушалайиме. (7) А вот сыны Биньйамина: Саллу бэн-Мешуллам, бэн-Йоэйд, бэн-Педайа, бэн-Колайа, бэн-Маасэйа, бэн-Итиэйл, бэн-Йешайя, (8) А за ним – Габбай, Саллай – девятьсот двадцать восемь (воинов). (9) И поставлен над ними Йоэль бэн-Зихри, а Йэуда бэн-Ассенуа – помощник градоначальника. (10) Из священников: Йэдайа бэн-Йойарив, (11) Йахин, Серайа бэн-Хилкийа, бэн-Мешуллам, бэн-Цадок, бэн-Мерайот, бэн-Ахитув, глава дома Б-жьего, (12) И братьев их, выполняющих работы в храме, – восемьсот двадцать два. И Адайа бэн-Йерохам, бэн-Пелальйа, бэн-Амци, бэн-Зехарьйа, бэн-Пашхур, бэн-Мадкийа, (13) И братья его, главы семейств, – двести сорок два. И Амашсай бэн-Азарэйл, бэн-Ахзай, бэн-Мешиллрймот, бэн-Иммэйр, (14) И братьев их, крепких воинов у – сто двадцать восемь. И поставлен над ними Завдиэйл, потомок великих. (15) А из Левитов Шемайа бэн-Хашшув, бэн-Азрикам, бэн-Хашавьйа, бэн-Бунни. (16) А Шабтай и Йозавад из глав Левитов – на внешних работах храма Б-жьего. (17) И Маттаньйа бэн-Миха, бэн-Завди, бэн-Асаф, глава начинающих благословение в молитве, а второй – Бакбукейа, из братьев его, и Авда бэн-Шаммуа, бэн-Галал, бэн-Йедутун. (18) Всего Левитов в святом городе – двести восемьдесят четыре. (19) И стражи ворот: Аккув, Талмон и братья их., охраняющие ворота – сто семьдесят два. (20) А прочие Йисрэйльтяне, священники Левиты – во всех городах Йэудеи, каждый в своем уделе. (21) А подданные живут в Офэле, и над подданными (поставлены) Циха и Гишпа. (22) А старший над Левитами в Йэрушалайиме – Уззи бэн-Бани; бэн-Хашавьйа, бэн-Матаньйа, бэн-Миха из сынов Асафа, певцов, (назначены) над работами в храме Б-жьем, (23) Ибо (дан) о них приказ царский и пропитание для певцов на каждый день. (24) А Петахьйа бэн-Мешэйзавэйл из сынов Зэраха, сына Йэуды, был при царе для (ведения) всех дел народа. (25) А в открытых городах на полях своих жила часть сынов Йэуды: в Кирьят-Арба и в ближайших селах, в Дивоне и в ближайших селах, в Йэкавцеэйле и в открытых городах. (26) И в Йэйшуа, и в Моладе, и в Бэйт-Палэте, (27) И в Хацар-Шуале, и в Беэйр-Шэве, и в ближайших селах, (28) И в Циклаге, и в Мехоне, и в ближайших селах, (29) И в Эйн-Риммоне, и в Царе, и в Ярмуте, (30) В Заноахе, Адулламе и в открытых городах, (в) Лахише и на полях его, в Азэйке и в ближайших селах. И расположились они от Беэйр-Шэвы до Гэй-Иннома. (31) А сыны Биньйамина – от Гэвы: Михмас и Айа, и Бэйт-Эйл, и ближайшие села, (32) Анатот, Нов, Ананейа, (33) Хацор, Рама, Гиттайим, (34) Хадид, Цевоим, Неваллат, Лод и Оно, Гэй-Ахарашим. (35) А Левиты – на отдельных участках меж (наделов) Йэуды и Биньйамина.
(1) А вот священники и Левиты, которые поднялись (в Йэрушалайим) с Зеруббавэлом, сыном Шеалтиэйла, и Йэйшуей: Серайа, Ирмийя, Эзра, (2) Амарьйа, Маллух, Хаттуш, (3) Шеханьйа, Рехум, Мерэймот, (4) Иддо, Гинтой, Авийа, (5) Мийамин, Маадьйа, Билга, (6) Шемайа и Йойарив, Йэдайа, (7) Саллу, Амок, Хилкийа, Йэдайа – это главы священников и братья их во времена Йэйшуи. (8) А Левиты: Йэйшуйа, Биннуй, Кадмиэйл, Шэйрэйвьйа, Йэуда, Маттаньйа, что для хвалебных песнопений, – он и братья его. (9) А Бакбукейа и Унни с братьями их были против них на смену. (10) И Йэйшуа родил Йойакима, а Йойаким родил ^Эльйашива, а Эльйашив – Йойаду, (11) А Йойада родил Йонатана, а Йонатан родил Йаддуа. (12) А во времена Йойакима главами семейств были священники: у Серайи – Мерайа, у Йирмейи – Хананьйа, (13) У Эзры – Мешуллам, у Амарьйи – Йеоханан, (14) У Мелиху – Йонатан, у Шеваньйи – Йосэйф, (15) У Харима – Адна, у Мерайота – Хэлкай, (16) У Иддо – Зехарьйа, у Гиннетона – Мешуллам, (17) У Авийи – Зихри, у Миньйамина (и) Моадьйи – Пилтай, (18) У Билги – Шаммуа, у Шемайи – Йеонатан, (19) У Йойаририва – Маттенай, у Йедайи – Уззи, (20) У Саллайа – Каллай, у Амока – Эйвэр, (21) У Хилкийи – Хашавьйа, у Йедайи – Нетанэйл. (22) Левиты: Эльйашив, Йойада, Йоханан и Йаддуа – их главы семейств и священники записаны были во времена царствования Дарэйавэша Персидского. (23) Потомки Лейви, главы семейств, записаны были в книге летописи до времен Йоханана, сына Эльйашива. А главы Левитов – Хашавьйа, (24) Шэйрэйвьйа и Йэйшуа бэн-Кадмиэйл и братья их напротив них, чтобы славословить и восхвалять, как приказал Давид, человек Б-жий, – смена против смены. (25) Маттаньйа и Бакбукейа, Овадьйа, Мешуллам, Талмон, Аккув – стражи, сменные стражи у входа в ворота. (26) Эти (были) во времена Йойакима бэн-Йэйшуа, бэн-Йоцадака, и во времена Нэхэмьйи, наместника, и Эзры-священника, писца. (27) А во время освящения стены Йэрушалайима разыскивали Левитов во всех местах их, чтобы привести их в Йэрушалайим совершить освящение и веселье, и (принести) благодарственные жертвы, и петь с цимбалами, арфами и киннорами. (28) И собрались потомки певцов с равнины, что вокруг Йэрушалайима, и из сел Нетофы, (29) И из Бэйт-Гилгала, и с полей Гэвы, и (из) Азмавэта, потому что певцы построили себе открытые города вокруг Йэрушалайима. (30) И очистились священники и Левиты, и очистили они народ и ворота, и стену. (31) И возвел я знать Йэудеи на стену, и принес две большие благодарственные жертвы для шествия поверх стены направо, к Мусорным воротам. (32) И пошел за ними Ошайа и половина знати Йэудеи, (33) И Азарьйа, Эзра и Мешуллам, (34) Йэуда, Биньйамин и Шемайа, и Ирмийя, (35) И часть молодых священников с трубами: Зехарьйа бэн-Йонатан, бэн-Шемайа, бэн-Маттаньйа, бэн-Михайа, бэн-Заккур, бэн-Асаф И братья его: (36) Шемайа и Азарэйл, Милалай, Гилалай, Маай, Нетанэйл и Йэуда, Ханани с музыкальными инструментами Давида, человека Б-жья, а Эзра, писец, – впереди них. (37) И (прошли они) у ворот Источника, и против них поднялись по ступенькам города Давидова, восходя по стене от дома Давида до Водных ворот, что на востоке. (38) А вторая благодарственная жертва шла в противоположном направлении и за нею я; а половина народа – на стене вверху: от Печной башни и до широкой стены, (39) И над воротами Эфрайима, и над Старыми воротами, и над Рыбными воротами, и над башней Хананэйла, и над башней Сотни – до Овечьих ворот; и остановились они у Тюремных ворот. (40) И остановились обе благодарственные жертвы в храме Б-жьем, и я, и со мною половина главных. (41) А священники Эльйаким, Маасэйа, Миньйамин, Михайа, Эльйоэйнай, Зехарьйа, Хананьйа (трубили) в трубы. (42) А также Маасэйа и Шемайа, и Элазар, и Уззи, и Йеоханан, и Малкийа, и Эйлам, и Эзэр; запели певцы, а Йизерахьйа был старшим (над ними). (43) И принесли в тот день многочисленные жертвы, и веселились, ибо Б-г порадовал их великой радостью; веселились также и женщины, и дети, и слышна была радость Йэрушалайима далеко. (44) И назначены были в тот день люди (старшими) над комнатами для склада приношений, первых плодов и десятины, чтобы собирать туда с полей (и) городов долю, (назначенную) Торой для священников и Левитов. Потому что радостью было для Йэудеи, что священники и Левиты снова служат (в храме), (45) И соблюдали они служение Б-гу их и службу чистоты; а певцы и стражи ворот (служили) как завещал Давид сыну своему, Шеломо. (46) Ибо во времена Давида и Асафа, который издавна возглавлял певцов, (стали исполнять) хвалебные и благодарственные песнопения Б-гу. (47) И весь Йисраэйл во времена Зеруббавэла и во времена Нэхзмьйи отдавал долю певцам и стражам ворот ежедневно; и отдавали святое Левитам, а Левиты отдавали сынам Аарона.
(1) В тот день читали книгу Мошэ вслух народу, и нашли написанным в ней, что никогда не войдет Аммонитянин и Моавитянин в общину Б-жью, (2) Потому что не встретили они сынов Йисраэйла хлебом и водой, а нанят был против них Билам, чтобы проклинать их, но Б-г наш превратил проклятие в благословение. (3) И было, когда услышали они Тору, то выделили они всех смешанных из Йисраэйла. (4) А перед этим священник Эльйашив, родственник Товийи, находившийся в комнате храма Б-га нашего, (5) Приготовил для него (для Товийи) большую комнату, куда прежде отдавали дары, ладан и сосуды, и десятину от хлеба, вина и оливкового масла, положенную Левитам и певцам, и стражам ворот, и приношения священникам. (6) А в то время не было меня в Йэрушалайиме, потому что в тридцать второй год (царствования) Артахшасеты, царя Бавэльского, пришел я к царю, а через несколько дней отпросился я у царя И пришел в Иэрушалайим. (7) И понял я, какое зло совершил Эльйашив ради Товийи, приготовив ему комнату во дворах дома Б-жьего. (8) И мне это очень не понравилось, и выбросил я вон из комнаты все домашние вещи Товийи. (9) И приказал я, и очистили эти комнаты, и вернул я туда утварь дома Б-жьего, дары и ладан. (10) И узнал я, что не отдавалась Левитам доля (их), и разбежались они, каждый – на поле свое: Левиты и певцы, (и) исполняющие службу. (11) И спорил я с наместниками, и сказал: "Почему оставлен дом Б-жий?" И собрал я их, и расставил их по местам их. (12) И все Йэудеи стали приносить в кладовые десятину от хлеба и вина, и оливкового масла. (13) И назначил я над кладовыми Шэлэмьйу, священника, и Цадока, писца, и Педайу из Левитов, а при них Ханана, сына Заккура,. сына Маттаньйи, потому что они считались честными, и на них (возложено было) делить меж братьев их, (14) Помни мне это, Б-же мой, и не сотри добрых дел моих, что сделался в доме Б-га моего и для служителей его. (15) В те дни в Йэудее увидел я, (что) в субботу давят в давильнях (виноград), и приносят снопы, и навьючивают на ослов как вино, виноград и фиги, так и всякий груз, и привозят в субботу в Йэрушалайим. И предупредил я их в день продажи съестного. (16) И Цориане, что жили в нем (в Йэрушалайиме), привозили рыбу и другие товары и продавали в субботу жителям Йэудеи и Иэрушалайима. (17) И спорил я со знатью Йэудеи, и говорил им: "Что же делаете вы дело злое это и оскверняете день субботний? (18) Ведь так поступали отцы ваши, и навел Б-г наш на нас и на город этот все эти бедствия, а вы еще увеличиваете гнев на Йисраэйл, оскверняя субботу!" (19) И было, когда пала тень на ворота Иэрушалайима перед субботой, то приказал я, и заперты были двери; и велел я, чтобы не открывали их до окончания субботы. И нескольких отроков своих поставил я к воротам, (чтобы) не проходил груз в день субботний. (20) И ночевали лоточники и продавцы всяких товаров вне Иэрушалайима раз и другой. (21) И предупредил я их, и сказал им: "Почему ночуете вы против стены? Если еще раз вы сделаете это, то я применю к вам силу". С тех пор не приходили они в субботу. (22) И сказал я Левитам, чтобы они очищались и приходили стеречь ворота, чтобы свят был день субботний. Помни же мне и это, Б-же мой, и пощади меня по великой милости Своей. (23) Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. (24) А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски – наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов. (25) И спорил я с ними, и проклинал их, и бил некоторых из них, и рвал на них волосы, и заклинал их Б-гом: "Не давайте дочерей ваших их сыновьям и не берите дочерей их для сыновей своих и для себя. (26) Ведь этим грешил Шеломо, царь Йисраэйла, а (ведь) у множества тех народов не было такого царя! И был он любим Б-гом своим, и поставил его Б-г царем над всем Йисраэйлом, – но даже его ввели в грех жены чужих (народов)! (27) А вас ли будем слушать, чтобы творить все это великов зло – вероломствовать перед Б-гом нашим и брать чужих жен?" (28) И (один) из сыновей Йойады, сына Эльйашива, первосвященника, стал зятем Санваллата из Хорона; и прогнал я его от себя. (29) Помни же им, Б-же мой, осквернение священничества и завета священства и Левитов. (30) И очистил я кх от всего чужеземного, и установил смены для священников и Левитов, каждому – на его службе; (31) И (установил) приношение (дров для жертвенника) в определенные сроки, и приношение первых плодов. Помни же мне, Б-же, это во благо!
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.