«И оградите сынов Израиля от их нечистоты» (15:31). В конце этой недельной главы нам дан приказ — «оградите». Это предупреждение для судей, чтобы они отдаляли евреев от нечистоты (Моэд Катан 5 а). В силу этого предупреждения суд посылал группы работников, которые заново отмечали захоронения.
Как известно, в ту пору хоронили в извилистых погребальных пещерах, которые иногда превращались в целые маленькие «поселения». Чтобы предостеречь коэнов, поднимающихся на горы, дабы они по ошибке не прошлись по такой пещере, их границы отмечались известью.
Эта известь смывалась зимними дождями, и от нее ничего не оставалось. В конце зимы суду приходилось заново отправлять людей, которые восстанавливали эти отметки. Обо всем этом рассказывает Гмара. Все понятно: могилы, чистота, коэны, святые места — это все задачи, которые касались целого общества, всей нашей религии.
Однако на той же странице Гмара сообщает, что в этот день суд посылал и другие группы работников — исправлять дороги, ремонтировать улицы и совершать все работы, необходимые для нужд общества. «И если судьи проявили халатность в этом деле, и из-за их бездействия произошла трагедия, Писание оценивает их так, словно они пролили кровь».
Здесь уже возникает недоумение. Для раввинов уготовано почетное место в синагогах. Все ожидают от них «слова Б-жьего» — выступлений и уроков по законам Торы. К раву обращаются, чтобы он организовал свадьбу. Все также понимают, что нужны постановления, связанные с кошерностью пищи, и авторитетное свидетельство для продуктов, производимых на особенно высоком уровне кошрута.
И хорошо еще будет, если удостоимся, чтобы все имущественные споры решались только в религиозных судах. Тогда имя Всевышнего не будет позориться из-за обращения в светские инстанции (см. Рамбам, Санедрин 27:7; Шулхан Арух, Хошен Мишпат, гл. 26).
Все это понятно. Но ремонт на дорогах и тротуарах — этим уже должны заниматься городское управление и министерство транспорта. Каким образом раввинский суд связан с этим делом?
Всякий, кто чувствует такое удивление, свидетельствует о себе, что он оторван от настоящего еврейского образа жизни, принятого во всех поколениях. Он также не понимает место Торы в своей жизни. Она не является для него «Учением жизни», охватывающем все жизненные сферы общества и индивидуума. Напомним слова Гмары (Шаббат 114 а): «Какого ученого Торы можно назначить главой общины? Того, у которого спрашивают Алаху в любом месте, и он отвечает».
Это значит, что нет такого вопроса, который касался бы общества или отдельного человека, и на который не было бы ясного ответа в Торе! Глава общины, которому придется решать тяжкие споры в самых разнообразных областях, обязан владеть всеми сокровищами Торы или же (по крайней мере) советоваться по любому вопросу с теми, кто ими владеет, и принимать их мнение. Тогда его ждет успех в любом деле, за какое бы он ни взялся, как обещает Сам Творец: «Слушайтесь Меня, ибо не бывает того, кто слушался бы Меня и проиграл из-за этого» (Дварим Раба 4:5). Каждый, кто советуется со старцами, преуспевает (Шмот Раба 3:8).
И действительно — были ли для народа Израиля лучшие дни, чем в поколении пустыни? Мы следовали за Б-гом под руководством Моше Рабейну и ни в чем не испытывали недостатка. Или же возьмите в пример эпоху царя Давида, божественного псалмопевца, и его сына Шломо — мудрейшего из людей, строителя храма. В его дни серебро было словно камни: «Серебро ни ставилось ни во что во дни Шломо» (Млахим 1, 10:21).
Припомните также и время Хизкии, праведного царя иудейского, который «в любом деле, какое начинал в служении в доме Б-жьем, в Торе и в заповеди, вопрошал Всесильного всем сердцем, делал и преуспевал» (Диврей а-Ямим 2, 31:21). В любую эпоху, когда во главе народа стояли праведники и знатоки Торы, приходило духовное и материальное изобилие. Любой вопрос решался в свете знания Торы — приходил верный ответ и небесная помощь для его применения. Все знали, что ответы на любые вопросы заключены в Торе, и обращались к ее мудрецам, чтобы получить их. Как сказано в трактате Авот (6:1), если кто-то изучает Тору во имя нее, все наслаждаются его советами и мудростью.
И не только мы знаем это. Цари других народов также уважали мудрецов Торы и советовались с ними по всем вопросам. Даниэль был советником Навухаднецара, владыки Вавилона, а Рамбам — египетского правителя. Дон Ицхак Абарбанель состоял при дворе у испанского короля, а раби Ицхак Нунис — у турецкого султана. Если бы удостоились, наша страна и сегодня управлялась бы по законам Торы, и вся ситуация в ней была бы совершенно иной. Но сейчас, пока мы еще не удостоились, пусть каждый посмотрит, как ему выправить свой путь согласно Торе. Пусть ведет хозяйство и решает вопросы в семье, опираясь на советы и наставления, указания и благословения из уст знатоков Торы. Тогда на всех путях его ждет успех!
Рассказывал раби Давид Хай Абухацера: ко мне пришел известный подрядчик и рассказал, как в прошлом приходил к моему отцу — раби Меиру Абухацере, чтобы получить благословение на строительство нового района. Тот попросил его показать строительные планы. Подрядчик развернул чертежи, и мой отец посоветовал ему вначале построить определенную часть, а остальное оставить напоследок. Но поскольку в деньгах не было недостатка, подрядчик построил весь район сразу. Завершив его, он продал квартиры, а городскому совету подал заявление на получение необходимых документов. Там изучили дело и пришли к выводу, что он превысил дозволенное и построил больше, чем ему было отведено. Документы ему согласились дать лишь при условии, что он устранит часть построек — как раз ту часть, которую мой отец советовал не строить!
Теперь этот подрядчик спрашивал меня: «Откуда ваш отец знал, сколько мне разрешено строить, и что планы превышают дозволенное, и что городской совет узнает об этом и решит снести дома, да при том еще именно эту часть?»
И я ответил: «Ему не обязательно было знать. Но если он посоветовал не строить эту часть, с его устами был заключен союз Свыше. Кто слушается мудрецов, выигрывает, а кто их игнорирует — теряет» (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его