Темы: Тазриа, Мецора, Оцарот, Жертвоприношения, Рассказы
«…то прикажет священник (коэн) взять для очищающегося двух птиц живых чистых…» (Ваикра 14:4).
Это началось 24 Нисана 5777 (2017) года в ясные полуденные часы. К окну семьи Коэн, жившей на третьем этаже жилого дома в районе Рамат-Шломо в Иерусалиме, прилетела вполне обычная на вид птица. Она встала на подоконник, просунула голову сквозь решетку и начала, посвистывая, стучать клювом в окно.
Когда это длится минуту или две, — неудивительно, так бывает. Но когда так продолжается весь день, это очень и очень странно… Если же нечто подобное повторяется изо дня в день, это начинает всерьез беспокоить жителей дома.
Птица прилетала каждый день и стучала в окно. Все попытки ее отогнать не помогли, хотя хозяева установили дополнительную сетку, поместили на подоконник пугало и даже острые штыри.
День проходил за днем, а члены семьи не знали, что делать. Что-то странное происходило с их домом. Дни складывались в недели: ежедневно в одно и то же время, без опозданий, птица появлялась на своем посту и начинала чирикать и стучать в окно. Даже если она падала с окна или ее прогоняли, птица всегда находила способ вернуться и продолжала свою «работу» еще прилежнее.
Этот кошмар длился уже больше месяца, и после праздника Шавуот глава семьи, рав Аарон Коэн, решил поехать к Стене Плача и молиться о том, чтобы понять: что за намек посылают ему с Небес…
Помолившись из глубины сердца, он вспомнил о Йонатане бен-Узиэле[i], о котором рассказывают, что всякая птица, пролетавшая над ним, тотчас сгорала. Он подумал, что, быть может, в Таргуме Йонатана бен-Узиэля найдется решение «птичьей» проблемы.
И решил поискать, где там говорится о птицах. Открыв текущую недельную главу, а это была глава Мецора, он взглянул в Таргум и содрогнулся…
Вот что было написано у Йонатана бен-Узиэля (Ваикра 14:7): «И будет, если вновь тот человек пострадает от проказы, вернется живая птица в дом его в тот день».
Человек,пораженный проказой за злословие, в день очищения приносил двух птиц. Одну приносили в жертву, а вторую отпускали на волю. Таргум Йонатана открывает, почему ее отпускали: если, не дай Б-г, этот еврей снова начнет злословить и будет поражен проказой, освобожденная птица вернется в дом и напомнит ему: «Нет, господин! Не оскверняйся снова злословием! Помни о птице, которую ты принес в жертву в прошлый раз, очищаясь от проказы. Оберегай свои уста».
Рав Коэн был поражен. Неужели? И поэтому птица стучит в окно? Напоминает о необходимости исправиться, покончить с грехом злословия? Но о каком злословии речь? Он начал размышлять обо всем, что с ним происходило. И вспомнил…
Каждый вечер в течение нескольких лет в их доме изучали две галахи (два закона) из книги «Хафец Хаим»[ii]. Но в нынешний месяц Адар дочь Коэнов вышла замуж. Она была главной движущей силой в изучении этих законов. За всеми приготовлениями к свадьбе, а затем к Песаху, члены семьи, сами того не заметив, забыли этот замечательный обычай.
Трудно поверить! В их доме в течение лет нескольких лет звучали законы о правильной речи, но несколько месяцев назад это прекратилось. И уже в месяце Нисан птица стала начала стучать в окно, словно прося о чем-то.
Может ли быть так, что она прилетает напомнить о ежедневном уроке и необходимости постоянного продвижения в области чистоты речи?
В тот же день рав Коэн и его семья приняли решение строже соблюдать эти законы и изучать галахот из книги «Хафец Хаим» каждый день.
На следующий день птица снова появилась у окна, посмотрела в квартиру, но стучать не стала. Она словно хотела удостовериться, что учеба идет по расписанию. А спустя еще два дня она перестала прилетать, и больше ее никто не видел. В это было бы трудно поверить, но таковы факты, свидетелями которых были все жители дома.
Из этой истории можно вывести важный урок. Участники событий получили особое напоминание, которое предназначено и для всех нас: очень важно выделять время на изучение законов чистоты речи. Чтобы продвигаться в их соблюдении, необходимо изучать их каждый день.
Давайте примем этот вывод всем сердцем, чтобы чириканье той птицы отзывалось эхом и в наших ушах. Если не сейчас, то когда? Важно взять себя в руки, включить в распорядок дня изучение этих законов, выбрать конкретные минуты, чтобы действительно побеждать злословие. Так мы достигнем чистоты языка и удостоимся долгой и счастливой жизни. (Меа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Йонатан бен Узиэль — один из величайших мудрецов Торы своего времени, самый авторитетный ученик таны (мудреца Мишны) Гилеля. Предание рассказывает, что когда он изучал Тору, огненный столп стоял над его головой. Знаменит своим переводом (Таргумом) книг Пророков на арамейский язык. В противоположность Онкелосу, перевод которого обычно представляет собой дословную передачу текста Торы, Йонатан бен-Узиэль в своем Таргуме стремится объяснить и прокомментировать тексты, точный смысл которых часто представляется трудным для понимания.
[ii] «Хафец Хаим» («Желающий жизни») — книга, посвященная законам чистоты речи. В этом уникальном галахическом кодексе были собраны и систематизированы законы Торы, которые вытекают из запрета злословия. Автор — Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Название книги взято из стиха Тэилим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов» (34;13, 14).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его