Из цикла «Недельная глава Торы», темы: Недельная глава, Раскаяние, Лашон а-ра, Тазриа, Мецора, Проказа, Тума, Элиягу Вугенфирер
Большая часть этих двух глав посвящена законам «царат». Рамбам (в конце законов «Тумат Царат») пишет, что это общее название для разных и не похожих друг на друга вещей. «Царат», появляющаяся на коже человека, определяется тем, что кожа человека меняется и приобретает определённые цвета, белых оттенков, «царат», появляющиеся на покрытых волосами частях тела — борода и голова, определяется выпадением части волос и изменением их цвета. «Царат» появляющаяся на одежде или на доме, тоже определяется цветами. Эти язвы «царат» на одежде и доме, сверхъестественная вещь, являющаяся знаком и знамением для народа Израиля, для того чтобы предостеречь их от злоязычия. Они постепенно подбирались к человеку от дома к одежде, от одежды к телу. Так как человек, сказавший злоязычие — язвы появлялись на его доме. Если раскаивался проходили. Если же продолжал злодействовать — дом разбивался, в качестве способа его очистить. Если продолжал злодействовать — язвы появлялись на кожаных предметах в доме, которые использовались для возлежания на них. Если раскаивался они проходили. Если продолжал злодействовать — они сжигались, как единственный способ их очищения. Если продолжал злодействовать — язвы покрывали его одежду, если раскаивался они проходили. Если продолжал свои злодеяния — язвы покрывали тело человека. И так до тех пор, пока это не открывалось публично, и он не оказывался в одиночестве, чтобы не предавался беседам злодеев — насмешкам и злоязычию.
Сказано в стихе (Ваикра 13:45-46): «и этот “прокажённый”, на ком язва, его одежды разорваны будут (как в трауре), и отпущены волосы головы, и поверх усов себя окутает, и “скверна, скверна” будет кричать. Все дни, которые язва на нём будет нечистым, нечист он, в отшельничестве сидеть будет, вне стана — пристанище его». Раши приводит комментарий мидраш-алаха (Торат Коаним), что он сам называет себя нечистым, чтобы остерегались приближаться к нему. А в мидраше (Ваикра Раба 16) сказано, что Всевышний не хочет, чтобы хвала доставалась злодею, и поэтому… «скверна, скверна будет назван». Отсюда слышно, что «скверна» его называли другие.
На первый взгляд, сказанное здесь противоречит тому, что выучили мудрецы из Торы в другом месте. Почему здесь используются такие резкие слова — «скверна»? Ведь в геморе (трактат Псахим 3) сказано: пусть никогда не произносит человек, презренных слов, как следует из того, что в стихе, рассказывающем о приходе не чистых животных в ковчег Ноаха. Ведь стих специально изменил восемь букв и написал (Берейшит 7:8): «и от животных, которые не чисты», вместо того, чтобы сказать «от скверных животных».
И действительно, есть несколько ответов на этот вопрос.
Раши в комментарии на гемору пишет, что несмотря на то, что есть много мест, где в Торе сказано «скверна», почему же именно здесь сказано «не чистые». Раши говорит, что в одном месте было допущено изменение, чтобы научить нас использовать чистую речь.
Рабейну Йона («Шаарей тшува», Шаар шлаши, п. 230) пишет, что поскольку в то время нечистые животные были разрешены в пищу, но не годились для принесения в жертву, поэтому только из-за этой непригодности, называть скверными животных, пригодных в пищу — не красиво. И поэтому это изменение было именно в рассказе о Ноахе.
«Бааль аМеор» пишет, наоборот, что именно в нашей главе есть причина сказать резко. Причина в том, что для того, чтобы сказать закон и предостеречь от нечистоты, назвать скверну — скверной, не может быть некрасиво, поскольку речь идёт о законе, а он должен быть сказан чётко. В отличие от этого, сказанное о Ноахе, всего лишь рассказ, в котором необходимо соблюсти чистоту речи.
Определения нечистоты
Рав Хаим Соловейчик из Бриска доказывает, что сам человек, дом, или одежда, покрытая язвой «царат», являются источником нечистоты (правда в одежде, кроме этого есть ещё и аспект принятия нечистоты, а не только её источника).
Итак, рав Хаим доказывает это следующим образом: есть закон, что миква может быть построена или под открытым небом, например, яма с дождевой водой, или в здании, так как дом не принимает нечистоту. Миква не может быть переносимым предметом; ванной или тазом, поскольку они способны принимать нечистоту. И тогда возникает вопрос: почему можно сделать очищающую микву в здании? Ведь дом принимает нечистоту от язв «царат»! Почему при строительстве миквы нет проблемы из-за того, что она была создана посредством вещи (то есть здания), которое само способно принимать нечистоту, а ведь такая миква не пригодна и не обладает способностью очистить?! Из этого рав Хаим делает противоположный вывод: здание становится нечистым из-за возникновения на нём этой язвы не из-за того, что оно принимает нечистоту, а наоборот, само здания становится источником нечистоты при возникновении на нём этих язв. И всё то время, пока на нём не возникает язв «царат» — не является источником нечистоты. Однако, никогда здание не обладает свойством принимать нечистоту: оно, или чисто, или, наоборот, является источником нечистоты, — и поэтому пригодно для построения миквы.
Об «расчёске льна», то есть о уже расщеплённом стебле льна, из которого в последующем сделают нить, сказано в геморе, что это не пригодно для использования покрытия шалаша — сукки в праздник Суккот. Поскольку «расчёски льна» обладают свойством принимать нечистоту от язвы «царат», поэтому не годятся для покрытия шалаша, как и всё то, что обладает способностью принимать нечистоту. Получается, что материал или уже готовая одежда, не только является источником нечистоты из-за язв на ней, но и, в отличие от здания, принимает нечистоту. Доказательством тому служит то, что в заключение очищения от нечистоты язв «царат», что материал или одежду необходимо после специального очищения, как и после любого другого вида «царат», необходимо ещё и окунуть в воды миквы. Следовательно, этот материал не только являлся источником нечистоты, а после исчезновения язв, то есть тогда, когда перестал перестал быть источником нечистоты, остался предметом, получившим нечистоту, которая очищается в микве.
Человек, покрывшийся язвами «мецоры», уподоблен в Торе мертвому телу, также являющемуся источником нечистоты. Рав Хаим задаётся вопросом: только лишь его язвы подобны мертвому в том, что являются источником нечистоты, или же он сам, из-за появления язв на нём, подобен умершему, и сам является таким же источником нечистоты? Ответ на свой вопрос рав Хаим находит в Рамбаме, написавшем, что одежда, покрытая язвами, подобна человеку, покрытому язвами, а человек покрытый язвами, подобен мертвому телу. Следовательно, сам «мецора» — подобен мёртвому и является источником нечистоты, а не только его язвы.
Вывод
Мне кажется, что есть параллель между сказанным выше от имени рав Хаима и тем, что Тора разрешает назвать здесь резкими словами — «скверна» человека, покрытого язвами «царат», поскольку его злое нутро вырывающиеся наружу, причем не однажды, а настойчиво продолжает говорить зло о других, не взирая на предупреждения Свыше — сам является источником скверны. Так же, сам дом, одежа и сам покрытый язвами как являются источником ритуальной нечистоты и скверны. Такой человек, не просто однажды оговорился и рассказал что-то дурное о другом, это его постоянное занятие, поэтому он сам источник распространения скверны. И должен быть назван своим именем, чтобы остерегались его. Он не как тот аспект в одежде, где мы сказали, что она принимает нечистоту, а сам является её источником.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.