Билеты в Zоо25 августа 2011 года, 15:55 Буквально два слова перед субботой. Про раби Шломо Ойербаха, зацаль. Его внук рассказывает. Был у дедушки обычай накануне праздника посылать членов семьи к разным людям с конвертами, в которых лежали деньги. Однажды он послал внука в одну семью и дал ему конверт. Внук сказал, что сегодня утром он уже носил им конверт, дедушка – видимо – забыл. Но рав сказал, что нет, не забыл. И этот конверт тоже нужно передать. Читать дальше |
Творец и Его камень18 августа 2011 года, 05:55 Нет, пожалуй, ни одного форума, ни одной сессии — очной или виртуальной, чтобы кто-нибудь не задал извечный вопрос: «Может ли Бог создать камень, который не смог бы поднять?» Этот вопрос уже всем оскомину набил. Но в который раз поднимается умный ученик и снова спрашивает, еле сдерживая довольную и ехидную улыбку на лице: «А скажите, пожалуйста, господин учитель богословия, может ли Всевышний, о Котором вы тут так долго распинаетесь, может ли Всевышний, если Он на самом деле Всемогущ и Всеумеющ, создать камень и т.д.» Читать дальше |
Как Сатан победил ангелов16 августа 2011 года, 07:40 История про великого праведника раби Яакова-Копла из Лейкова. Вернее, предание. Хасидская легенда. Рассказывают, что, когда он умирал, собрались на небе ангелы-защитники, те, которых он создал своими добрыми делами. Постановили, что без промедления – за свое благочестие и добронравие – он попадет в олам-аба, грядущий мир. Всем людям после смерти надо еще очиститься от прегрешений – а ему не надо, ибо прегрешений за ним почти нет. Хотя, с другой стороны, жаль, что мало пожил. Умирает молодым. Но делать нечего, так ему написано в Книге жизни. Хотя почему делать нечего? – И обратились ангелы к верховным судьям с просьбой продлить ему жизнь – чтобы выдал замуж свою дочь и увидел внука. Читать дальше |
Можно ли требовать квартиру у государства, если оно не советское?12 августа 2011 года, 06:23 Мой друг рав Гад Поллак привел картинку – не свою, но в своем блоге. Посмотрите сами. Подпись, что-то типа: "Достал квартирный вопрос? А ведь существует Некто, у Кого нет Своего дома". Вчера я побывал в Реховоте, а до того проехал на автобусе через Ришн и Нес-Циёнa. Везде по паркам стоят бивуаки цветных палаток. Все веселятся, устраивая оплаченное шоу под брендом "Социальный протест", гремят гитары, приезжают знаменитые певцы и кричат на полгорода. В поддержку кричат, очень красиво, всем нравится. Короче, все хотят дешевого жилья, вынь да положь. Читать дальше |
Уважай своих родителей10 августа 2011 года, 08:15 На тему известной заповеди Торы, которая приведена в нашем недельном разделе (см. Дварим 5:6) – несколько историй из жизни наших мудрецов и праведников. (Хазон-Иш, адмор из Синявы и адмор из Цанз, адмор из Белз, раби Залмэле из Воложина, адмор из Сукачева и адмор из Бялы, что-то сегодня одни адморы.) ** ** Первая история – про Хазон-Иша. Около 50 лет назад, чуть больше, приехал к нему один не очень пожилой человек. Как приехал? Денег доехать из Иерусалим в Бней-Брак у него не было. Долго собирал по знакомым – и наконец отправился в путь. Зачем? Оказывается, у него объявилась некая тяжелая болезнь. За брахой поехал. Когда они разговаривали, Хазон-Иш спросил, живы ли его родители. Сказал, что живы. "Они живут у себя дома или в доме престарелых?" Читать дальше |
Суббота Хазон4 августа 2011 года, 08:46 1. Можно перед субботой подстричь ногти – из-за уваж. к субботе. 2. Можно чистить обувь перед субботой – из-за уваж. к ней. 3. Если нет чистой одежды, можно постирать одежду для субботы – из-за уваж. к ней. Читать дальше |
Раввин в соломенной шляпе3 августа 2011 года, 04:06 Анализ любого стиха в Танахе не может не доставить удовольствия. Читаешь – и, вроде, все понятно. Более того, мысль проста и очевидна. А потом задаешь вопрос – и тут же "понятность" рассыпается, как рисовый домик. И моментально налетают другие вопросы – так, что стоишь на погорелье и удивляешься: что тебе тут раньше было понятно? Простой пример. Написано (Мишлей 9:8): "Аль тохах лец, Не делай замечания злодею [нарушителю; сказано – несерьезному, лец], чтобы он тебя не возненавидел. Делай замечание мудрому, чтобы он тебя полюбил". Вы не находите? – вполне очевидно. К дуракам не пристаем, все равно толку не будет. Но вот с умными людьми, такими, как мы с вами, можно поговорить – и наставить их на путь истинный. Как бы не так! В Хумаше прямо сказано (Ваикра 19:17): "Охиах тохиах эт амитэха, Обязательно делай замечания ближнему"? Обязательно! Мудрецы сказали: "даже сто раз" – пока не исправится. И не смотри на то, глупец он или нобелевский лауреат. Всех поучай, всех наставляй, а то "понесешь за него грех", как написано в продолжении того же стиха. Читать дальше |
«Купи своей жене орехов»28 июля 2011 года, 10:07 Посмотрите, как вы живете. Глазами посмотрите. А теперь скажите, пожалуйста: понятна ли вам такая реплика: — «Неужели мы настолько лучше предыдущих поколений, когда множество блестящих умов еврейского народа, величайшие мудрецы, выдающиеся праведники, до уровня которых нам подниматься и подниматься — когда вся эта блестящая плеяда еврейских гениев жила в вопиющей бедности, впроголодь и жуткой нищете, а мы обеспечены и едой, и жильем, и одеждой, причем такого качества и в таком количестве, что не снилось и нашим царям! За что нам все это?! Чем мы лучше их?» Читать дальше |
Договор веры? Или вера в договор?24 июля 2011 года, 12:49 Взяв на себя обязательство соблюдать заповеди Торы, евреи в первую очередь обязались соблюдать то, что называется договором. Иначе откуда следует, что произнесение двух слов — наасэ венишма («начнем выполнять, а уже потом спросим, что это такое») — хоть к чему-то их обязывает? Безответственный человек в праве заявить, что ничто не может заставить его держать собственное слово. Согласие быть верным обещанию уже должно откуда-то следовать! Под таким согласием (а оно уже само обещание!) надо расписаться. И полный текст должен звучать как-то так: обещаю выполнять свои обещания, включая и данное обещание. (Что ни говорите, а рекурсивность в формулировке социальных законов никогда не выглядит убедительно.) *** По Мидрашу, Тора давалась и прочим народам. Но разве можно серьезно утверждать, будто другие народы должны были знать, что это такое? Встречный вопрос — «а что в вашей Торе написано?» — вполне логичен и оправдан. Иначе, приобретя кота в мешке, всегда можно сослаться на порочность сделки (по-еврейски это называется мэках-таут, ошибочное приобретение; случай, когда покупатель получил не то, что ему разрекламировал продавец). Читать дальше |
"Будьте чистыми (от подозрений)"20 июля 2011 года, 05:17 Допустим, ваш друг сделал тшуву (вернулся к Торе). Теперь он одержим идеей вернуть к Торе всех евреев. Повторить его путь. При этом считает себя вернувшимся. Другими словами, как бы предлагает своим близким идти по его стопам. И одновременно играет в футбол на стадионе по субботам . Мол, полного запрета нет, а значит, можно. Или возьмем уровень повыше. Вы живете в суперрелигиозном районе. Вокруг все учатся в ешивах и колелях. Соблюдение идет по максимуму. И вот, один ваш добрый знакомый, обнаружен вами – по пути в синагогу на утреннюю молитву – за чтением местного информационного листка. Понятно, что читать сей листок можно и даже полезно – но не по дороге на утреннюю молитву. И как теперь ему об этом сказать? Читать дальше |