Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
На последнем уроке по трактату Бава-Кама (Урок 27) мы, наконец-то, вышли на Агаду.
Вот первые слова текста, который изучался:
Сказал раби Шмуэль бар Нахмани: сказал раби Йоханан: несчастье (спаси и упаси!) приходит в мир по постановлению небес, только когда в мире много злодеев. И начинается оно с праведников. Т.е., первыми начинают страдать от несчастья праведные люди, а не злодеи.
Дальше по тексту приводятся слова рава Йосефа, который сказал об этом правиле: "Как только разрушительная сила получает право уничтожать людей, она не различает между праведниками и злодеями".
Вместе с правилом даются стихи Торы, из которых оно следует. Далее мы знакомимся с обсуждением материала в среде мудрецов, получаем на руки выводы из правила, связи с другими законами мироздания, и актуальные следствия, – одним словом, все, что в таких случаях приводит Талмуд. Ну, и конечно, нами приведены на уроке самые важные комментарии на все это богатство, составленные еврейскими мудрецами.
Например, такие три объяснения:
1) В чем истинная причина наказания праведников? – Чтобы праведники не видели бедствие людей. Так случилось с царем Йошияу, которому через пророчицу Хульду было сообщено, что в силу своей праведности ("ибо смягчилось твое сердце, и ты смирился перед Всевышним") он уходит из мира – "чтобы не видели твои глаза того бедствия, которое Я наведу на этом место" (Млахим 2, 22:19-20).
2) Речь в отрывке Талмуда идет о том, что праведники наказываются в этом мире за свои немногочисленные проступки – чтобы могли получить грядущий мир уже без наказаний. Но это взыскание совершается с ними тогда, когда в мир приходит несчастье из-за злодеев. И начинается оно именно с праведников – ведь у них мало прегрешений, но они все-таки есть.
3) Отсюда следует, что праведнику не следует уклоняться от наставлений в адрес злодеев, говоря, что плохие дела последних его не касаются. Очень даже касаются – ведь из-за злодеев придет в мир несчастье, и первым от него пострадает праведник. (Меири)
4) Почему беды, которые пришли в силу отвратительного поведения злодеев, обрушиваются именно на признанных праведников? Потому что разрушительной силе разрешено не различать между праведниками злодеями (так сказал рав Йосеф). В том смысле, что сила поражает и тех, и других.
Кстати, тут возникает вопрос. Если, по раву Йосефу, небом разрешено злой силе не различать между праведниками и злодеями – почему она, тем не менее, начинает все же с праведников? Почему не "косит" направо и налево? Выходит, она, пришедшая из-за злодеев, очень даже различает между этими двумя сортами людей. – Найдите объяснение словам рава Йосефа.
Приходите на наши занятия.
Теги: Талмуд